Рубежанская чулочная мануфактура: как потерять все и начинать с начала
Dodo Socks, Sammy Icon, Дід Носкар — бренды носков, известные среди украинской молодежи. Но знали ли вы, что большинство украинских носков отшивались в Рубежном Луганской области? Рассказываем о судьбе бренда в условиях войны.
Из-за постоянных попыток оккупантов захватить Рубежное и многочисленных обстрелов производство Рубежанской чулочной мануфактуры предстало перед угрозой полного уничтожения.
Журналистка «Восточного Варианта» поговорила с Ольгой Ушаковой, коммерческой директоркой предприятия, чтобы узнать про историю, мечты и планы эвакуации предприятия, которое давало работу как рубежанам, так и другим жителям Луганщины.
От двух машинок до новой фабрики
История Рубежанской чулочной мануфактуры началась с мечты двух братьев — Геннадия и Олега Мисюренков, в далеком 1994 году. К тому времени только Геннадий был связан с «носочным» бизнесом: в тяжелые 90-е он зарабатывал себе на жизнь тем, что продавал носки. Его брат работал на крупной фабрике по ремонту оборудования в Рубежном. Впоследствии решили учредить собственное дело — производство носков и чулок.
«Начинали с двух вязальных машинок. Олег занимался обслуживанием машин и вязал носки, Геннадий сшивал их», — рассказывает Ольга Ушакова.
Долгое время предприятие оставалось небольшим. Продукцию поставляли в Луганскую, Донецкую, Харьковскую области, частично в Киев и область.
«Мы основали ООО «Рубежанская чулочная мануфактура» только в 2011 году, когда увеличились и объемы производства и продажи. Все изменил 2014 год», — делится Ольга.
С началом агрессии рф против Украины в 2014 году предприятие потеряло основные рынки сбыта. Тогда появилась идея выходить на всеукраинский уровень. Первые партнеры, еще и помогавшие с реализацией готовых изделий, нашлись во Львове.
«Мы приезжали, предлагали свою продукцию. Некоторые партнеры нас находили по рекомендациям своих коллег. Сначала заказывали осторожно и платили после изготовления продукции», — вспоминает Ольга Ушакова.
Потом появились клиенты в Ивано-Франковске, и объемов производства стало не хватать.
«Поэтому мы поняли, что нужно строить новое производственное помещение. И в 2017 году запустили в Рубежном фабрику. Красивое здание, красивые кабинеты, было приятно работать», — вздыхает Ольга.
После окончания «большого строительства» количество работников и объем производства увеличились в два раза. До полномасштабного вторжения фабрика производила большое разнообразие носков и чулок: следки, женские хлопчатобумажные колготки, носки для новорожденных и подростков, детские лосины и колготки. У детской линии даже была собственная торговая марка «Африка».
Тогда и появились партнерства с известными украинскими брендами носков и женской одежды: Dodo Socks, Sammy Icon, Дід Носкар, by.me. Для них Рубежанская чулочная мануфактура вязала изделия согласно дизайну, разработанному клиентами.
«Дизайн каждого клиента имел свою изюминку. Было интересно наблюдать, как они масштабировали свое дело. Например, когда заказывали сначала 100 пар, а потом 1000, 2000», — рассказывает Ольга Ушакова.
Но на этом предприятие не остановилось: в 2020 году они начали сотрудничать с проектом USAID. Благодаря поддержке проекта удалось разработать стратегию развития и положить начало новому направлению производства.
«Мы решили производить профессиональные спортивные носки. С правильной компрессией, правильным расположением разных зон, предохраняющих ноги от повреждений во время занятий спортом. Уже сделали прототипы, протестировали их на спортсменах. Готовы были запускать эту новую торговую марку на продажу, но случилась война», — добавляет коммерческая директорка предприятия.
Создание носков — многоэтапный процесс
Украинские бренды носков разрабатывают модели на любой вкус: от однотонной классики до рисунков на актуальные темы. Именно поэтому производство такой небольшой вещи происходит в несколько этапов.
Как объясняет Ольга, сначала их дизайнеры или клиенты создают макет производства, расписывают пряжу по цветам. Затем макет с описанием приходит к технологу, который выбирает толщину изделия и решает, какую синтетику добавить, то есть делает техническое задание. После него информация попадает к мастеру по настройке оборудования, который создает рабочую программу для вязальной машины. Затем вязальщик и контроллер качества заправляют машину нужным сырьем и вяжут первый образец.
«Финальный этап — утверждение модели с клиентом, если делаем изделия на заказ, или нами на предприятии, внесение правок», — объясняет Ольга Ушакова.
После вязального участка носки обычно попадают на швейный участок, там их сортируют, зашивают носок. Затем на формовочном участке им придают форму, упаковывают и отправляют на склад.
«Были идеи от клиентов, которые довольно сложно реализовать. К примеру, сложный узор. Кроме того, что это все надо вышить, носок должен быть практичным. Поэтому на каждом этапе мы проверяем, чтобы на изделии не было никаких дефектов», — уверяет коммерческая директорка Рубежанской чулочной мануфактуры.
Кроме соблюдения всех технологических процессов, на Рубежанской чулочной мануфактуре качества достигали с помощью сырья.
«Если говорить о хлопке, то это был индийский хлопок Winsome. Не знаю, как сейчас, а когда-то он был крупнейшим производителем меланжевой пряжи в мире. Синтетику мы закупали у местных производителей и очень контролировали ее качество, часть также завозили из Индии», — рассказывает Ольга Ушакова.
Не последнюю роль в создании качественного изделия играло и оборудование. В феврале 2022 года Рубежанская чулочная мануфактура насчитывала 98 современных итальянских вязальных машин Lonati. И до этого предприятие часто покупало новое оборудование в небольшом количестве, чтобы сотрудники могли понемногу обучаться современным технологиям.
«Когда приходило оборудование, то та фирма, у которой мы его закупали, присылала человека-настройщика. Он запускал оборудование и проводил небольшое обучение, как на нем работать», — объясняет Ольга Ушакова.
Команда формировалась из местных жителей
В 2020 году фабрика даже наняла международного консультанта, очень тонко знавшего все функции вязальных машин. По словам Ольги, готовых специалистов по обслуживанию вязального оборудования и легкой промышленности очень мало.
«Мы решили, что нам лучше взять рабочего, который ничего не знает и научить с нуля. Обычно его прикрепляли за лучшим сотрудником на участке, где он планировал работать, давали информацию для обучения. Потом работник сдавал экзамены», — добавляет она.
168 работников Рубежанской мануфактуры — это не только рубежане, но и жители Северодонецка, Лисичанска и других городков недалеко от Рубежного.
«Они каждый день ездили на работу, потому что хотели работать именно на нашем предприятии. Дорога не имела для них значения», — рассказывает Ольга Ушакова.
На предприятии существовали и свои традиции. Одной из самых ярких было празднование Дня вышиванки. В этот день все сотрудники приходили в вышитых сорочках и делали вместе фото на память.
«Сначала это было небольшое количество людей из руководства компании, но с каждым годом все больше и больше людей надевали в этот день на работу вышиванку», — делится Ольга.
После начала полномасштабной войны ничего не успели вывезти
24 февраля, когда началось полномасштабное российское вторжение на территорию Украины, Ольга Ушакова и владелец компании Геннадий Мисюренко находились во Львове: обеспокоенные ситуацией на восточной границе, они искали помещение, чтобы перевезти часть предприятия туда и таким образом сохранить. Но не судилось.
«Нам позвонили и сказали, что началась война, в нашем городе слышны взрывы. Мы посовещались с руководителями и приняли решение остановить всю деятельность во время военных действий. Сотрудники разошлись по домам в этот день», — комментирует Ольга события в тот трагический день.
По ее словам, боевые действия начали настолько быстро разворачиваться, что даже ничего не успели вывезти: ни оборудование, ни готовую продукцию, ни сырье. Предприятие пострадало от попадания снарядов. В результате обстрелов полностью сгорел швейный цех, часть офисных помещений и склад готовой продукции.
«Как нам рассказывали те жители города, которые выехали из Рубежного последними, то, что не уничтожили снаряды, уничтожили или разграбили российские военные. Станки просто так не вывезешь, так они их просто крушили. Рядом был склад сырья, где хранилось около 100 тонн хлопка. Сейчас склад пуст, но туда не было попаданий», — делится Ольга Ушакова.
Чтобы спасти предприятие, команда Рубежанской чулочной мануфактуры заполнила заявку на эвакуацию. Но из-за активных боевых действий и пребывания оккупационных войск на территории фабрики перенести на безопасную территорию ничего не удалось.
«Главное, что наши сотрудники смогли уехать. Команда очень ждет вариантов, как можно возобновить производство. Пока нам помогает Львовская военная администрация. Мы нашли небольшой производственный цех во Львовской области и ведем переговоры, чтобы перевезти людей, начать работать, платить заработную плату и параллельно строить уже новое производство», — с надеждой говорит коммерческая директорка Рубежанской чулочной мануфактуры.
Поддержать команду Рубежанской чулочной мануфактуры можно, купив их продукцию — носки известных украинских брендов Dodo Socks, Sammy Icon, Дід Носкар.