Релокация бизнеса во Львовскую область: что нужно знать предпринимателям с востока
Программа релокации, перемещение бизнеса в более безопасные регионы, заработала в апреле 2022 года. По состоянию на июль уже можно подводить определенные итоги. Об особенностях релокации во Львовской области и опыте предприятия с Луганщины — далее в материале «Восточного Варианта».
Релокация для многих предприятий, где продолжаются боевые действия, в частности, с востока Украины, стала настоящим спасительным кругом. По данным Министерства экономики, более 600 предприятий завершило переезд по этой программе в западные регионы страны, из которых 390 уже возобновило свою работу.
«Восточный Вариант» поговорил с директором Департамента экономической политики Львовской областной военной администрации Степаном Куйбидой о том, как работает релокация, а также записал историю предпринимателя с востока, для которого Львовщина стала вторым домом.
Релокация. Регионы борются за бизнес
Львовская область сейчас считается одним из самых популярных направлений для релокации своего бизнеса в безопасное место. Кроме выгодного географического расположения, этот регион активно включился в государственную программу релокации и предлагает много возможностей для предпринимателей, в том числе финансовых.
Несмотря на высокий спрос, Львовщина до сих пор продолжает принимать заявки от предприятий. По состоянию на июнь 2022 года специалисты Департамента экономической политики Львовской ОВА успели обработать более 900 заявок, из которых 163 предприятия уже успели переехать во Львовскую область, а 105 — запустить свои производственные мощности.
По словам Степана Куйбиды, директора Департамента экономической политики Львовской ОВА, когда в апреле релокация только начиналась, линия фронта постоянно менялась, и люди достаточно быстро принимали решение о переносе бизнеса. Соответственно, количество заявок увеличивалось буквально каждый день. Сейчас же, за последние три недели, наблюдается спад активности. Степан Куйбида связывает это с тем, что сегодня бизнес может взять большую паузу и просчитать риски и другие финансовые вопросы:
«Из тех заявок, которые были поданы ранее, многие заявители еще не приняли окончательное решение. Есть даже конкуренция между областями, которые хотят, чтобы именно там определенный бизнес релоцировался и наперебой пытаются создать для предпринимателей выгодные условия».
Прием и рассмотрение заявок на релокацию происходит в несколько этапов:
1) Специалисты Департамента через Министерство экономики получают информацию о том, что есть предприятие, желающее сделать релокацию в регион.
2) Они связываются с заявителем, заполняют с ним небольшой опросник (информацию типа нужной площади и объема других ресурсов: газа, электричества и т.п.) и формируют запрос.
3) Работники Департамента коммуницируют с районными государственными администрациями, ОТГ, ассоциациями и другими общественными объединениями, чтобы найти помещение, которое удовлетворит заявителя. Для этого создали и специальный телеграм-канал «Релокация Львовская область», где и громады, и предприятия могут не только найти друг друга, но и получить полезную информацию по вопросам релокации.
4) Информация передается заявителю для принятия управленческого решения:
а) если решение положительное, заявку принимают в работу. Это означает, что специалисты начнут помогать предприятию с фактической перевозкой оборудования и персонала, размещением на месте, оформлением разрешительных документов и т.п.
б) если решение не принято, работники Департамента выясняют, почему информация не подошла и продолжают поиск до того момента, пока не найдут приемлемый вариант для заявителя.
Когда предприятие решило физически релоцироваться, оно должно выбрать перевозчика: Укрпочту или Укрзализныцю. Затем работники Департамента экономической политики подают соответствующее заявление в Министерство экономики. Тогда почти вся сумма расходов на перевозку возмещается бизнесмену из государственного бюджета.
Релоцироваться на Львовщину готовы предприниматели из разных регионов Украины, в частности, больше всего заявок Департамент экономической политики получил из Киева, Харькова, Одессы и Чернигова.
«Что касается Донетчины и Луганщины, то примерно 15%-20% от всего количества заявок поступило из подконтрольных ВСУ городов», — конкретизирует глава Департамента Степан Куйбида.
По данным Департамента экономической политики Львовской ОВА, 70% предпринимателей, решившихся на релокацию во Львовскую область, представляют малый и средний бизнес. По отраслям больше всего переехало предприятий пищевой, деревообрабатывающей и химической промышленности, а также машино- и приборостроения.
«Не переехали только космическая промышленность и тяжелая металлургия», — смеется Степан Куйбида.
Как утверждает глава Департамента, в результате релокации предприятий образовалось 4556 рабочих мест. Но в среднем с каждым предприятием переезжало и около 25-32% персонала. Чаще всего это был технический персонал, отвечающий за налаживание производственного процесса. При необходимости, Львовская ОВА помогает обеспечить жильем релоцированных работников.
«Универсального рецепта не существует. Кое-где предприятия сами с этим разбираются, а иногда мы просим объединенные территориальные громады помочь с расселением», — объясняет Степан Куйбида.
Что дает релокация региона и бизнеса
Среди факторов, повлиявших на привлекательность региона у рассматривающих релокацию бизнесов, Степан Куйбида выделяет:
📌 Чувство безопасности по сравнению с центральными регионами Украины
«Сегодня в центральной и восточной Украине о безопасном ведении бизнеса говорить довольно сложно. Это можно сказать и обо всей Украине, но Волынь, Закарпатье, Львовщина, Тернополь, Франковщина — регионы, где, согласно статистическим данным, спокойнее», — рассуждает Степан Куйбида.
📌 Экспортоориентированность области
«В сочетании с высокими стандартами ведения бизнеса, сформированными несколькими десятками лет, это создает большие возможности для международного сотрудничества», — уверен глава Департамента.
📌 Удобная логистика
«У нас шесть пунктов пересечения, которые были и остаются основными транспортными коридорами в Европу. Также у Львовщины есть перспектива введения узкого, «европейского», пути, что облегчит доставку грузов и пассажирское сообщение с европейскими странами», — объясняет Степан Куйбида.
📌Львовщина — старопромышленный регион
«Здесь есть промышленная площадка и сырьевая база. Конечно, у нас нет условий для тяжелой промышленности, в частности металлургии. Но большинство отраслей экономики здесь представлено», — утверждает директор Департамента экономической политики Львовской ОВА.
«Но первое место все-таки по логистике. Львовщина — это сейчас своего рода “ворота в Европу”» заключает мужчина.
Кроме описанных выше преимуществ, релоцированное предприятие может воспользоваться областной программой поддержки бизнеса и получить 100 тысяч гривен финансирования. Если такое предприятие образовало 20 и более рабочих мест, то эта сумма увеличивается до 200 тысяч гривен. Также в рамках программы можно получить до 50 тысяч гривен на мероприятия по маркетингу и до 80 тысяч — на сертификацию продукции.
«Производственным предприятиям в области легкой промышленности, агропереработки, машино- и приборостроения мы можем дополнительно оплатить оборудование на сумму до полумиллиона гривен», — добавляет Степан Куйбида.
Представители Львовской ОВА подчеркивают, что рассматривают релокацию в долгой перспективе. В пределах области уже действуют 9 индустриальных парков, еще два подают документы.
Столкнулись львовские чиновники с логистическими проблемами.
«Где-то нужно было вывозить предприятия из зоны боевых действий, а для этого просить ВСУ о конвое. Где-то не хотели выезжать водители фур, были проблемы с подачей вагонов. Сейчас вопрос логистики переместился больше в плоскость экспорта: безумные очереди на границах, порты стоят, мощности не хватает. С этим связана и проблема поиска новых рынков сбыта. Они сместились, и предприятию приходится адаптироваться к этому», — делится Степан Куйбида.
Другими проблемами, долгое время существовавшими в регионе, глава Департамента экономической политики называет цены на аренду, а также несоответствие помещений заявленному качеству.
«Эти проблемы удалось преодолеть, но появились вопросы быстрого поиска сырья и поставок на производство, на что сильно повлияло начало полномасштабной войны», — подчеркивает мужчина.
Несмотря на проблемы и сложность организации релокации не только для бизнеса, но и местной администрации, Львовская ОВА предусматривает положительное влияние появления новых предприятий на экономику региона. Прежде всего, для создания конкурентной среды для местных предприятий, которые в борьбе за клиента будут повышать качество товаров и услуг.
«Кроме того, мы можем говорить о кооперации. Украина сейчас имеет большое внимание от США, Канады, стран европейского союза, многие из них упраздняют пошлины. Таким образом можно осуществлять так называемую экспортную экспансию и совместно выполнять заказы», — продолжает Степан Куйбида.
Но относительно точных данных говорить пока рано: по мнению директора Департамента экономической политики, какие-то тенденции можно будет проследить, по меньшей мере, после первого квартала полноценной работы релоцированных предприятий.
Работаем в формате стартапа: опыт релокации из Северодонецка
Олег Василенко вместе со своим предприятием переехал во Львов из Северодонецка. До полномасштабного вторжения ООО «Сервисный центр РМ» занималось сервисным обслуживанием банков и бюджетных учреждений в Луганской области.
«Мы обслуживали отделения всех основных банков: Ощадбанка, Приватбанка, UKRSIBBANK, Альфа Банка не только в Северодонецке, но и в Лисичанске, Рубежном, Старобельске, Попасной, Счастье. Также работали с Пенсионным фондом, СБУ, полицией, прокуратурой Луганской области. Заправляли картриджи, ремонтировали оргтехнику: принтеры, копировальные аппараты», — уточняет Олег Василенко.
Физическую релокацию бизнес не успел сделать, ведь, по словам руководителя «Сервисного центра РМ», обстрелы Луганщины начались еще перед полномасштабным вторжением:
«20-21 февраля обстреляли город Счастье, где у меня находился один из сотрудников. 23 февраля курьер по заявке Ощадбанка съездил в Попасную и там уже было неспокойно. А 24 уже начали стрелять по Северодонецку».
Команда сервисного центра забрала из офиса только ноутбуки. А потом и возвращаться за вещами стало уже некуда: офис был полностью разбит в результате вражеских «прилетов».
«У нас офис в частном доме на первом этаже. Туда хорошо прилетело: не то, что стекла выбиты, а вообще все разрушено», — жалуется директор сервисного центра Олег Василенко.
«Мы следим за сообщениями Сергея Гайдая. Он четко говорит, что после освобождения Северодонецка и признания его украинской территорией на восстановление инфраструктуры нужно 5-7 лет», — добавляет мужчина.
Так что собственное дело нужно было куда-то перевозить. Сначала Олег с семьей выехал в Днепр, но не найдя себя там, поехал дальше на запад.
«В Днепре я видел, что люди готовы тратить деньги только на самое необходимое. В Западной Украине ситуация иная: люди работают, получают зарплату. Не то чтобы у нас ресторанный или развлекательный бизнес, но когда стоит вопрос, отремонтировать ноутбук или купить хлеб, выбор очевиден», — рассуждает бизнесмен.
В марте 2022 года Олег Василенко впервые услышал о релокации бизнеса и решил попытаться подать заявку через Министерство экономики. Выбрал регион для переезда предприниматель случайно:
«Мне предложили на выбор 3 области: Тернопольскую, Львовскую и Ивано-Франковскую. Я позвонил представителям этих областей по очереди. Львовские специалисты сработали быстрее всего: сразу предложили варианты и дальнейшая коммуникация с ними была максимально оперативной».
Правда, на предложенных работниками Департамента экономической политики вариантах команда сервисного центра не остановилась.
«В основном мне предлагали помещения бывших научно-исследовательских институтов. Я с ними связывался, но подписание договора аренды из-за бюрократических процедур должно было занять месяц-два. А нам нужно было срочно. Так что, хотя это были и неплохие варианты и по цене, и по местоположению, мы от них отказались», — объясняет Олег Василенко.
Несмотря на трудности поиска помещения, это подтолкнуло сервисный центр выбрать именно Львов местом своей релокации. Олег сам нашел частное помещение через интернет и с апреля начал работу.
«Сейчас мы сконцентрировались на интернет-торговле через Rozetka и Prom, что было нашим дополнительным видом деятельности в Северодонецке. В дальнейшем думаю о восстановлении сервисного центра: обустроить точку приема, найти складские помещения. Сотрудников тоже не хватает: один переехал со мной во Львов, другие работают удаленно», — говорит Олег Василенко.
Олег отмечает, что несмотря на переезд, удается сотрудничать со старыми подрядчиками: работники сервисного центра начали обслуживать львовские филиалы Укргазбанка. Но о полноценной работе предприятия, каким оно было до полномасштабной войны, пока речь не идет.
«Мы работаем в формате стартапа: как можно быстрее развиваться с минимальными затратами», — заключает Олег Василенко.
Предприниматель также надеется на помощь релоцированным предприятиям в рамках областной программы поддержки бизнеса и уже собирает документы, чтобы подать заявку. Его первым шагом станет регистрация предприятия во Львовской области.
Читайте также: На страницах New York Times: как заведение азиатской кухни из Мариуполя начало вторую жизнь