"Дети с оккупированных территорий должны смотреть не в прицелы, а в телескопы и микроскопы": все, что нужно знать абитуриентам из ОРДЛО
Исполнительная директорка ОО «Фонд «Открытая политика» Ирина Жданова — о возможности поступления в украинские вузы и существующих проблемах с неподконтрольных территорий Донбасса
В 2016 году в Украине заработала упрощенная процедура поступления в украинские ВУЗы для детей с прифронтовых и оккупированных территорий. За это время ею воспользовались около 8200 человек. Это небольшая цифра и, по мнению экспертов, она связана с отсутствием информации об этой процедуре на неподконтрольной Украине территории.
В конце прошлого года было много спекуляций о том, что государство хочет разрешить детям с оккупированных территорий не сдавать ВНО для поступления в университеты. Мол, эти дети без конкурса будут забирать бюджетные места у детей с подконтрольных Украине территорий.
«Восточный вариант» решил разобрать по полочкам эти спекуляции и саму процедуру поступления абитуриентов по упрощенной системе. Есть ли здесь измена? И почему поступление без ВНО — это не нарушение прав детей, а компенсация тем, кто не получает должного образования.
Найти ответы нам помогла исполнительная директорка ОО «Фонд «Открытая политика» Ирина Жданова.
— Ирина, вы уже много раз говорили о процедуре поступления детей с ОРДЛО. Но, думаю, лишним не будет еще раз напомнить: как ребенку с оккупированных территорий поступить в украинский ВУЗ?
— Здесь есть две процедуры. Первая: абитуриенты со временно оккупированных территорий, обучающиеся дистанционно (или на экстернате) в школах на подконтрольной Украине территории. Они сдают годовое оценивание, ГИА, ВНО и получают свидетельство о получении среднего образования. С ним они могут поступать в любой университет Украины и мира.
Вторая процедура — упрощенная, когда абитуриенты, не учась дистанционно в украинской школе, могут поступать в образовательные центры Донбасс–Украина, Крым–Украина. Им не нужно иметь свидетельство о среднем образовании, украинский паспорт и не нужно сдавать ВНО.
В прошлом году таких образовательных центров было 195 во всех регионах Украины. Перечень этих образовательных центров есть на сайте Министерства образования или на сайте Доступное образование.
Если по каким-то причинам школьники, которые учились дистанционно/на экстернате не сдали ВНО, они могут воспользоваться упрощенной процедурой.
В этом году образовательных центров точно не будет меньше, а возможно даже больше.
Спектр специальностей в образовательных центрах чрезвычайно широк: есть художественные, медицинские и другие учреждения. И в этом году добавляется еще больше колледжей. Если есть какие-либо вопросы, нужно зайти на сайт Доступное образование, или звонить на правительственную горячую линию 0 800 504 425, а если нет возможности позвонить на этот номер, у Фонда «Открытая политика» есть Telegram, Whatsapp, и Viber на номере + 38 098 06 96 973.
— Как поступить в образовательный центр? Назовите последовательный план действий
— Уже сейчас абитуриентам стоит определиться с образовательным центром и выбрать специальность. Также начать подготовку к государственной итоговой аттестации (ГИА). Ни одна регистрация для этого не нужна. Но обязательно нужно будет приехать и взять с собой свидетельство о рождении, документы, подтверждающие, что абитуриент живет на неподконтрольной территории или вдоль линии фронта.
В образовательном центре дети заполняют образовательную декларацию, туда они вносят оценки, которые они получили на временно оккупированной территории.
То есть, документ об образовании со временно оккупированной территории в Украине не принимается, но его можно взять с собой, чтобы перенести отметки в образовательную декларацию.
И последнее — сдать два экзамена государственной итоговой аттестации — по украинскому языку (без литературы) и по истории Украины. Третий экзамен сдается непосредственно в университете/колледже и зависит от выбранной специальности.
Здесь возникнет вопрос: как подготовиться к ГИА, если было 7 лет оккупации? На базе 9 университетов работают подготовительные курсы. Также онлайн курсы «Прокачай и поступай», которые основали научный лицей имени Чурюмова совместно с Донецкой политехникой и Луганским университетом имени Шевченко. Это открытые лекции в формате онлайн-трансляции, поэтому можно задавать вопрос преподавателю непосредственно во время лекции.
Также на закрытой платформе, абсолютно конфиденциально, проходят практические занятия. Дети регистрируются без имен и учатся без видеокамер. Там читают математику, украинский язык, а также планируются история Украины, профориентационные лекции.
— Если определился/лась со специальностью, приезжать в образовательные центры можно уже сейчас?
— Нет, пока не стоит приезжать, можно коммуницировать дистанционно. Образовательные центры начнут работать 7 июня. И здесь очень важен дедлайн: 19 июля. В этот день истекает срок подачи документов на бюджет. И важно, чтобы абитуриенты приехали хотя бы на неделю раньше, чтобы они успели сдать ГИА и оформить документы. Тогда они участвуют в квоте 2, которая предусмотрена для абитуриентов с оккупированных территорий. Образовательные центры будут работать до 24 сентября.
— Есть ли сейчас проблемы с пропуском на КПВВ?
— Конечно есть. Работает только два КПВВ. Мы прогнозируем, что, как и в прошлом году, боевики будут препятствовать, чтобы абитуриенты не могли приезжать и поступать в университеты на подконтрольной Украине территории.
Поэтому эти дедлайны максимально растянуты. Даже тем, кто не успевает приехать до 19 июля, не нужно волноваться. Образовательные центры будут работать до 24 сентября. Если кто-то не успел подать документы на бюджет, то можно написать заявление на имя ректора и поступать на контракт, но в заявлении просить перевести на бюджет. И очень часто такой перевод происходит.
— Нужно ли будет сдавать ПЦР тест и быть какое-то время на самоизоляции, чтобы пересечь линию разграничения?
— Здесь важный момент: образовательные центры должны прислать справку о том, что абитуриент едет поступать в образовательный центр, и тогда сдавать ПЦР тесты и быть на самоизоляции не требуется.
— Сколько длится эта процедура подачи документов и сдачи экзаменов?
— Примерно неделю. Иногда до 5 дней, но нужно с запасом брать.
— Родители сами должны находить жилье на это время?
— Да, сами. Но в перемещенных университетах в Луганской и Донецкой областях налажена коммуникация и они предоставляют общежития. Я знаю случаи, когда преподаватели к себе домой селят абитуриентов. Такой, очень домашний и семейный подход к детям, оказавшимся в сложных обстоятельствах. Обычные университеты не предоставляют такого содействия, как перемещенные университеты.
— Принятый законопроект 3734 позволяет детям с ОРДЛО поступать во все украинские ВУЗы без ВНО. Я правильно понимаю, что во всех ВУЗах Украины должны заработать эти образовательные центры?
— Да, все правильно. Каждый из университетов и колледжей вправе открыть образовательный центр. Там есть еще одна норма закона об университетской автономии. То есть, все будет зависеть от желания университета. В прошлом году такое желание выявило 195 университетов. Нужно внимательно следить за этим списком, чтобы тот университет, который абитуриент выбрал, был образовательным центром.
— Было много спекуляций, мол, дети с оккупированных территорий заберут бюджетные места у детей с подконтрольной Украине территории. Это по сути не так. Просто увеличивается география, а количество бюджетных мест остается тем же?
— Совершенно верно вы говорите. К тому же, каждый год используется примерно 10% квоты, выделенной государством на бюджетные места для детей с оккупированных территорий. В прошлом году 2026 абитуриентов поступили через образовательные центры. Это мизер, по сравнению с общим количеством бюджетных мест.
Действительно есть много спекуляций. Здесь я вижу три аспекта. Первый: если мы не будем открывать коридоры для детей и молодежи со временно оккупированной территории, то они будут смотреть в прицелы РПГ и оружия, нацеленного на Украину. Моя большая идея в том, чтобы вместо этого они смотрели в микроскопы и телескопы.
Второй аспект — это вопрос национальной и международной безопасности. Я бы очень не хотела, чтобы мы повторили сценарий Афганистана или других стран, где из-за того, что идут конфликты, вырастает поколение, которое не интегрировано в цивилизованное общество. Они занимаются изготовлением взрывчатки, процветает терроризм, как национальный, так и международный. Мы знаем, что наш сосед, Российская Федерация, будет активно этому способствовать.
Третий аспект — принципиальный. Если мы считаем, что это граждане Украины, то по Конституции они имеют право на бесплатное среднее образование в Украине. Но сейчас они не имеют доступа к украинскому образованию. Даже те 3000 школьников, обучающихся в украинских школах на мирной территории — это очень маленький процент от общего количества школьников, которые остаются на оккупированной территории.
Даже дистанционное образование не выполняет полностью эту компенсаторную функцию. Поэтому упрощенная процедура — это не льгота, а компенсация за то, что эти дети не получают от государства.
Иногда мне говорят: они сами сделали этот выбор. Слушайте, в этом году будут поступающими те, кто в начале войны был в 5-6 классе. Скажите мне, в 5 классе этот ребенок делал выбор? Кто и делал выбор, это его родители, бабушки, дедушки, родные, но это точно не выбор этого ребенка.
Если мы не будем этого делать, то они будут сидеть в окопах и стрелять по нам. Это лучше?
— У противников упрощенной системы есть еще такой аргумент, что студенты с оккупированных территорий в учебном плане слабее других. Зато существует мнение, что поступать в украинские ВУЗы едут как раз отличники и сознательные абитуриенты. Где правда?
— Многие родители с оккупированной территории понимают стоимость образования в так называемых «ЛНР», «ДНР», и они делают много, чтобы ребенок получил нормальное образование. Это, в частности, частное репетиторство, в том числе дистанционное. На оккупированной территории есть большой спрос на преподавателей украинского языка, литературы, истории Украины.
Другое дело, им действительно трудно адаптироваться первый год. Очень много различий между мирной территорией и оккупированной. Часть своей сознательной жизни эти дети прожили с комендантским часом. Здесь нужно говорить не только о таких подготовительных курсах, но и адаптационных курсах.
В перемещенных университетах, когда эти дети по некоторым предметам отстают, то для них есть факультативные занятия. Сам университет заинтересован, чтобы был должный уровень.
Но в целом это сложный вопрос. Возможно, хотелось бы, чтобы здесь лучше было налажено, возможно недостаточно внимания здесь уделяется.
— Существуют специальности, где есть профильные предметы. Соответственно проходной балл ВНО по этим предметам должен быть выше стандартного. Какой аналог этому у детей, которые не сдают ВНО?
— Им нужно сдать два ГИА, которые четко определены. Третий предмет — это и есть то, о чем вы говорите. Если они поступают на медицинский факультет, то они сдают уже в университете биологию, если на химический факультет — химию.
Если это творческие специальности, то это творческий конкурс.
— По статистике дети с оккупированных территорий востока чаще всего поступают в ВУЗы в Луганской, Донецкой и Харьковской областях. То есть дети пытаются поступать поближе к дому?
— Мы провели социологический онлайн опрос, и большинство сказали, что они выбирают поближе к дому. Здесь играет роль и финансовая составляющая. А также родителям, да и самим абитуриентам спокойнее, когда они могут чаще ездить, видеться с родителями. А еще фактор друзей, родни. В ближайших областях будет больше родных, друзей, знакомых. И детям проще, когда есть какая-то моральная поддержка.
— Квота на бюджет заполнена лишь на 10%. Почему так?
— Очень важный вопрос. Есть три причины. Первая — это пропаганда, информационная война. Родители просто не знают, что в украинский ВУЗ можно поступать по упрощенной процедуре без украинского паспорта, ВНО и свидетельства о среднем образовании.
Вторая — это психологический фактор. Существует страх, что здесь будет буллинг, унижение, страх, что заберут в армию, ребенок вообще не вернется.
Третья причина — финансовая. Должны признать, что детям с оккупированных территорий поехать в тот же Ростов-на-Дону дешевле, чем в Краматорск, не говоря о Харькове. Да и легче. Там открыта граница, а здесь надо пройти через блокпосты боевиков.
За все 4 года около 8200 абитуриентов стали студентами по упрощенной процедуре. Хотелось бы больше. Но присутствует динамика роста. В 2020 году количество студентов увеличилось на 51% по сравнению с 2016 годом.
— Я общаюсь со студентами-переселенцами, и они рассказывают о проблеме из-за прописки в общежитии. Она является обязательной для тех, кто туда поселяется. А когда эти студенты едут по разным причинам на оккупированную территорию, то возникают сложности и из-за украинской прописки их не пропускают. Есть ли такая проблема?
— По крайней мере к нам на горячую линию с такой проблемой не обращаются. Есть много людей, которые ездят туда, имея украинскую прописку.
Я не исключаю, что в отдельных случаях такое может быть, но я лично об этом не знаю.
— Как вы передаете на оккупированную территорию информацию об упрощенной процедуре поступления в украинские ВУЗы?
— Главный наш ресурс — интернет. Второе — это сарафанное радио. Те студенты и педагоги, которые имеют контакты с оккупированной территорией, рассказывают об этой возможности. В интерсити, в пенсионных фондах, в ЦНАПе, в соцслужбах, на КПВВ — везде наша информация.
Третье — это украинское радио. Оно вещает и на оккупированных территориях. Ясно, что молодежь и дети его не слушают, но родители, бабушки и дедушки слушают. Я знаю даже пример, когда пленные, что сидели в подвале, сделали устройство, и слушали украинское радио, которое их поддерживало и вдохновляло.
Есть международные организации, которые могут работать на неподконтрольной Украине территории. И хотелось бы большей их участия в информировании населения. К сожалению, не могу сказать, что здесь есть такое сотрудничество.
— Вы сказали, что скорее всего боевики будут противодействовать, чтобы абитуриенты не ехали на подконтрольную Украины территорию. Что украинская сторона может сделать с этим?
— Это очень сложный вопрос, поскольку мы не можем повлиять на них. Но родители как-то решают по-своему. Кто-то едет через Россию, платит штраф и въезжает в Украину. Кто-то другими путями едет. Здесь важно понять, что это сложно поддается регулированию. В моем представлении, это должно быть предметом Минских переговоров и договоренностей. Надо доносить, что нельзя противодействовать получению образования. Пандемия стала поводом для боевиков перекрывать КПВВ со своей стороны.
Фонд «Открытая политика» добился того, чтобы для временно оккупированных территорий была дополнительная сессия ВНО. Она не совпадает с ЕГЭ, который сдают в России, поэтому это является дополнительным шансом.
— Не правильно ли было бы сделать так, чтобы те люди, которые едут с теми же приглашениями от образовательных центров через Россию, этот штраф не платили?
— Как человек я скорее соглашусь с этим. Но это не легально. Как правильно с точки зрения пограничной службы, я не знаю. Возможно, в качестве исключения, это было бы правильно. Это предмет межведомственных коммуникаций и адвокации. Мы совместно с Министерством образования и науки, Правительственным контактным центром подписали Меморандум и осуществляем совместно консультирование, информационную кампанию при поддержке USAID. Есть много решений, которые провоцировала общественная организация Фонд «Открытая политика». Мне иногда говорят, что мы работаем вместо МОН. Я верю, что создастся и заработает Межведомственная правительственная комиссия по вопросам образования для ВОТ и многие вопросы, которые до сих пор являются открытыми, будут иметь и хорошую экспертизу и главное — решение.