Реформа полиции на Донбассе: итоги 5 лет
5 лет с момента старта реформы милиции в полицию
Наше общество почти отвыкло от фразы “вызывай милицию” или же “товарищ милиционер”. Всё просто – прошло уже 5 лет с момента старта реформы милиции в полицию.
Уровень доверия к старой милиции и ГАИ был настолько низким, что правительство решило избавляться от такого органа целиком и полностью. Да и события времен Революции Достоинства и войны на Донбассе показали, что среди правоохранителей есть много предателей и преступников.
Старт новой Национальной полиции Украины должен был решить извечные проблемы – коррупцию, преступность и бандитизм среди блюстителей закона.
Сегодня мы разберемся, коснулись ли эти изменения полицейских Донетчины и Луганщины.
В мае 2015 года Верховная Рада Украины поддержала законопроект о создании новой полиции. В августе закон подписал президент, а в ноябре он вступил в законную силу.
Переходный момент из милиции в полицию был сложным, ведь откуда было взять новые кадры, новую форму и где взять столько новых надписей “Полиция”? Тогда было решено провести всеобщую аттестацию действующих сотрудников, и благодаря ей понять, подходят ли старые кадры для работы в новой структуре.
Оправив запрос в полицию Донецкой и Луганской областей, мы смогли получить ответ лишь от Донецкой.
Как заявляет управление кадрового обеспечения, проводилось глубокое и всестороннее изучение личных качеств сотрудников милиции. Удивляет лишь то, что за 20 дней аттестационная комиссия смогла проверить 3648 сотрудников, которые изъявили желание работать в новой полиции, то есть по 182 сотрудника в день, а если взять 8-ми часовой день, то на каждого сотрудника выделялось по 2,7 минуты.
Из общего числа желающих, не прошло всего 36 сотрудников, то есть система очистилась лишь на 0,99%. Луганская полиция проигнорировала наши запросы, и мы не располагаем такой информацией, что может подчеркнуть не прозрачную работу ведомства.
Отметим, что первым этапом реформы была ликвидация ГАИ с последующем созданием патрульной полиции. ГАИ ликвидировали в январе 2015 года, а патрульная полиция в Краматорске и Славянске появилась в мае 2016 года, в Северодонецке, Лисичанске и Рубежном через неделю после Славянска, а последние патрульные присягнули в Мариуполе. То есть до момента появления патрульных, на дорогах Донбасса длительное время работали сотрудники ликвидированного ГАИ. Это был первый этап реформы полиции.
Остальные этапы реформы предусматривали замену старых департаментов и управлений на новые, которые могли объединить функции сразу нескольких, оптимизируя работу полицейских.
Однако, решая одну проблему нельзя не учитывать отсутствие притока новых кадров, поэтому ликвидируя управление защиты экономики (занималось поимкой взяточников) старых сотрудников просто переводили в разные отделы, которые необязательно были связаны с экономической безопасностью, и отсюда шла потеря квалифицированных сотрудников, которые вынуждены были переучиваться под новую специальность.
За годы независимой Украины мы часто слышали про так называемый “милицейский беспредел”, который подразумевал совершение преступлений сотрудниками милиции. Сотрудники чувствовали свою безнаказанность, а население порой боялось лишний раз отстоять свою правоту перед человеком в погонах.
Реформа подразумевала, что такие сотрудники как минимум покинут ряды полиции, а как максимум будут наказаны посадкой в тюрьму. Мы решили поискать нашумевшие случаи правонарушений со стороны копов и узнать, чем это всё закончилось.
В Луганской области разоблачили сотрудников полиции которые сначала продавали наркотики, а потом вымогали взятки с покупателей. Случилось это полтора года назад, дело передали в суд в августе 2019, однако слушания еще идут.
В Луганской области в апреле 2019 передали в суд дело в отношение полицейского, который сломал палец гражданину за видеосъёмку.
Полицейские проверяли у граждан документы, а сотрудник благотворительной организации поинтересовался происходящим, попросил показать документы полицейских, на что получил отказ и во время потасовки полицейский сломал палец гражданину.
Полицейский был прикомандированный из Запорожской области, однако приговора пока что нет.
И вновь Луганская область, но случай действительно вопиющий. Оперуполномоченный из Сватовского отдела полиции совместно с военным решили ограбить местного жителя.
На кону было 100 000 гривен, поэтому военный взял с собой оружие и даже смог его применить, но человека не убил. В итоге весь замысел провалился и грабителей в форме задержали. В мае дело передали в суд, однако приговора ещё нет.
В Мариуполе пьяный полицейский воспользовался услугами таксиста в вечернее время. После поездки ему показалось, что таксист украл его удостоверение и через неделю начал искать таксиста.
Когда нашёл, то доставил его в отдел полиции и начал выбивать из него признание в краже куртки и удостоверения. Таксист получил серьезные травмы, а сотрудника полиции уволили из органов, уголовное дело передали в суд, но приговора пока что нет.
Коррупция в органах полиции к сожалению, не пропадает.
Очередным фактом взяточничества стал следователь из Донецкой области, который получил порядка 50 000 гривен, а позже пытался сбежать на своём авто во время задержания по улицам Краматорска.
Сбежать не удалось, сотрудника задержали, в сентябре дело передали в суд, но приговора нет. Речь идёт о следователе Трухане Михаиле Викторовиче.
Из пяти дел, в которых фигурировали сотрудники полиции ни одно не дошло до логического завершения.
Обвинительных приговоров можно ждать годами, а спрос общества так и не был удовлетворен, ведь именно заслуженное наказание для преступников в погонах и требовало гражданское общество.
Стоит отметить, что одной и главных проблем является почти не реформированная судебная система, поэтому в какой-то степени не вся вина лежит на плечах Национальной полиции Украины.
В июле текущего года на сайте МВД был опубликован отчёт, о том что за текущий год сотрудникам полиции доверяет 49% опрошенных и 51 % жителей доверяет сотрудникам патрульной полиции. По сравнению с 2018 годам ощущается прирост в доверии на 16%.
На дорогах устанавливают камеры автоматической фиксации правонарушений, полиция регулярно получает новые автомобили, сотрудникам по выгодным кредитам начали выдавать жилье.
Небольшие изменения видны уже сейчас, некоторые моменты до сих пор тянутся от старой милиции и, возможно, только время сможет нас рассудить, будут ли изменения в правоохранительной системе.