Первый реальный приговор за военное преступление на Донбассе: что совершал осужденный
В Славянске вынесли первый реальный приговор за военное преступление на оккупированной территории Донбасса. Собрали все, что нужно знать.
Боевик Виктор Михед в 2014 году входил в так называемую «группу Безлера». Он участвовал в допросах украинских военнопленных и гражданских заложников, снимал эти допросы на видео и выкладывал в сеть.
За это горрайонный суд заключил Михеда в тюрьму на 11 лет, признав его виновным по статьям «создание террористической организации» и «нарушении правил и обычаев войны».
«Восточный вариант» проанализировал текст приговора и рассказывает, что именно сделал осужденный Виктор Михед.
«Группа Безлера» и подразделение «Коммуникация»
С апреля 2014 года боевики так называемой «ДНР» начали захватывать административные здания в Донецкой области. В частности, захватили и помещение Горловской милиции, где хранилось оружие и боеприпасы. Забрав их, боевики образовали несколько подразделений. Они входили в так называемую «группу Безлера».
Игорь Безлер под псевдонимом Бес — известный пророссийский боевик. Некоторые источники говорят, что он гражданин России, другие — что Украины. В начале 2000-х Безлер работал в ГРУ Российской Федерации. Потом переехал в Украину. Возглавлял горловскую общественную организацию воинов-десантников.
После начала российской агрессии он участвовал в аннексии Крыма, а затем в войне на востоке.
В июне 2014 года Виктор Михед поступил в специальное подразделение «Коммуникация». Он подчинялся напрямую Безлеру. Должность у Михеда была — видеооператор. Среди его обязанностей – снимать на видео допросы украинских военнопленных и гражданских заложников. Михед редактировал и выкладывал эти видео в интернет.
На одном из видео, которое исследовали в суде, зафиксирован допрос украинского милиционера. Во вводной части видео Игорь Безлер говорит, что его бойцы «задержали карателя», участвовавшего в боевых действиях в Красном Лимане.
Как установил суд, снимал этот допрос именно Виктор Михед. На 8 мин. 17 сек. и 8 мин. 37 сек. этого видео слышен голос мужчины, который свидетели идентифицировали как голос Виктора Михеда. Там он говорит пленнику, чтобы тот взял в руки и показал в камеру свое удостоверение.
Также осужденный, по данным приговора, производил и распространял так называемые «боевые листки» о подразделении «группы Безлера».
При этом Михед ходил в камуфлированной форме и имел оружие с боеприпасами. Он заставлял военнопленных выполнять хозяйственную работу в помещении Горловского УБОПа.
Михед был уверен, что «ДНР» для Украины — не террористы
Сам Михед в суде рассказал, что действительно с 2014 года был в Горловке. Туда он приехал по идеологическим соображениям, мол, события, происходившие в так называемой ДНР, не освещались в полной мере. Поэтому осужденный решил, что его знания в компьютерных технологиях помогут «отражать события, которые были в Горловке».
В помещении УБОПа Михед проходил собеседование у боевиков. Те выясняли, не шпион ли он. После этого взяли его к себе в подразделение «К».
Виктор Михед в суде подтвердил, что он снимал разные сюжеты, допросы пленных; занимался изготовлением и распространением агитационных листовок, в которых всем желающим предлагал вступить в ряды «народного ополчения».
Он также отметил, что однажды конвоировал пленных. Это якобы длилось полтора часа, когда одному из боевиков нужно было срочно домой. При этом Михед удивился, что об этом случае узнали следователи и присоединили его к обвинению.
Кого именно конвоировал, Михед точно не вспомнил. Тогда у него был якобы учебный автомат, который «не был пригоден для стрельбы». Боевик отметил, что пребывание с оружием в помещении УБОПа было запрещено.
В октябре-ноябре 2014 года «группа Безлера» прекратила существование. Михеду предложили перейти в состав «войск» так называемой «ДНР». Он якобы отказался и уехал в Россию. В 2016 году вернулся в Мариуполь, а в феврале 2020 его вызвали в СБУ.
Там Михед во всем признался. Поэтому, как отметил в суде, считает, что его нужно освободить от уголовной ответственности. Он также считал, что ДНР в Украине не признана террористической организацией.
Суд принял слова Михеда как частичное признание вины.
Имитация расстрелов и принуждение к работе
Один из освобожденных заложников, удерживаемый в помещении Горловского УБОПа, узнал Михеда. Он рассказал, что тот вместе с другими боевиками принуждал его к работе — убирать территорию, выбрасывать мусор из кабинетов, переносить оружие.
Еще один свидетель рассказал, что однажды, когда он был в плену боевиков, его разбудили и повели в подвал, где размещался тир. Там ему и еще одному заложнику связали руки и надели на голову мешки. Когда они вошли в тир, им сказали, переступить убитых и встать рядом с телами. Потом боевики сказали, что сейчас их расстреляют «по законам военного времени». В конце концов расстрел имитировали. Все это фиксировал на видео именно Михед.
Другой пленник, удерживаемый «группой Безлера», в суде рассказал, что его также допрашивали в горловской милиции. На его допрос был допущен российский журналист. Во время допроса он получил четыре ножевых ранения.
Где-то через месяц после этого пленника вместе с другими вывели на расстрел. В течение 40 минут они стояли у стенки, ожидая смерти. Однако затем приехал один из боевиков и предложил снять имитацию расстрела. После этого пленникам предложили покурить. Тогда свидетель увидел, что вместе с Безлером стоял Михед. Безлер давал ему команду выложить фото с «расстрела» в социальную сеть «Вконтакте».
Также в суде допрашивали мать одного из убитых боевиками пленника. Она рассказала, что в июле 2014 года ее сын приехал домой из Днепропетровска (Днепр). Утром он уехал в свою часть и спустя некоторое время связь с ним оборвалась. На следующий день родственники сообщили, что ее сына взяли в плен и он находится у Безлера.
Женщина поехала в Горловку, чтобы встретиться с Безлером и объяснить, что ее сын ни в чем не виноват. Но встретиться с Безлером ей не удалось. Она пообщалась с дежурным, который сказал, что ее сына уже давно убили и «вывезли туда, куда и всех». На фоне во время разговора с дежурным мама погибшего слышала тот же голос, который она слышала и на видеозаписи допроса ее сына боевиками. Это был голос Михеда.
В итоге судья Наталья Дюмина вынесла обвинительный приговор Виктору Михеду. Она признала его виновным в создании террористической организации и нарушении законов и обычаев войны. Последнее является военным преступлением. Михед получил 11 лет тюрьмы.
Таким образом, впервые в Украине суд вынес реальный приговор реальному обвиняемому (а не заочно) по делу о военном преступлении.
При этом у Михеда есть еще возможность подать апелляцию на приговор.