
Летел убивать — стал сувениром. Как мариуполец делает украшения из обломков уничтоженной российской техники
Сувениры с частичками уничтоженных вертолетов и самолетов россии продают на аукционах, а на деньги от продаж покупают пикапы и другое необходимое оборудование для ВСУ. А еще такие брелоки носят американские конгрессмены.
Почти год назад мы писали о Сергее Науменко — мастере из Мариуполя, который изготавливал украшения ручной работы из дерева и эпоксидной смолы. Он вместе со своей невестой Дарьей обустроил мастерскую в собственной квартире, где они занимались любимым делом.
Но полномасштабное вторжение, которое 24 февраля начала россия, уничтожило все. Все, кроме желания Сергея продолжать создавать необычные украшения. Но теперь он немного изменил вектор своих произведений: к кулонам с живописными горами и кольцам с хитроумными узорами добавились брелоки с частичками разбитой российской военной техники.
«Восточный Вариант» пообщался с мастером и узнал о возобновлении бизнеса в новом городе, а также изменениях в ассортименте, на которые напрямую повлияла война.
Уехали из Мариуполя, чтобы переждать
Сергей Науменко познакомился с украшениями из эпоксидной смолы несколько лет назад. Его знакомый попросил помочь с изделиями в собственной мастерской. Впоследствии помощь Сергея уже не понадобилась, но дело так полюбилось ему, что он решил открыть свою мастерскую и создал интернет-магазин украшений Wood You Like.
В 2019 году его девушка Дарья написала заявку на финансовую поддержку молодых предпринимателей, и пара получила около 17 тысяч гривен. На эти средства и свои сбережения удалось приобрести несколько различных станков для обработки материалов и штангенциркуль для высокоточных измерений.

Эти устройства позволили Сергею разнообразить творчество и увеличить скорость исполнения заказов. Чаще всего у него заказывали кулоны и кольца, а также парные украшения.
Его девушка также присоединилась к семейному делу: она изготавливала фигурные статуэтки, подставки под бокалы и украшения. Количество изготовленных ими украшений на тот момент пересекло отметку в пять тысяч.

У Сергея и Дарьи было много новых идей для творчества и развития. Но 24 февраля началось вторжение россии, поэтому планы Сергея и тысячи мариупольцев были разрушены. Как впоследствии будет разрушен и сам город.
К счастью, семья Сергея своевременно приняла решение уехать из города.
«26 февраля мы решили просто уехать из Мариуполя и немного переждать. Поэтому оккупацию мы не застали», — говорит Сергей.
С собой он взял только самое необходимое, а вот приборы из мастерской пришлось оставить. Слишком тяжелые, они только мешали бы во время эвакуации.
Месяц он с семьей провел в Днепре, а позже вместе с девушкой переехал во Львов, там открылся офис ее работы.
Разбери русню на сувениры
Новый город, новое жилье, новые люди. Все изменилось, кроме одного: желание Сергея заниматься украшениями из эпоксидной смолы.
«Было очень тяжело начинать бизнес с нуля. Первые два месяца я просто ждал. Понемногу клиенты начали писать, принимаю ли я заказы. Я говорил “нет”, потому что только восстанавливался», — вспоминает Сергей.
Но клиенты не остались безучастными к его проблемам. Некоторые из них предложили отправить деньги на возобновление бизнеса. И так Сергею удалось собрать около 10 тысяч гривен. Еще часть денег добавила семья.
«Этого хватило для того, чтобы купить самое необходимое. И чем дальше, тем больше денег нужно тратить. И вот, через шесть месяцев я продолжаю обустраивать мастерскую, закупать необходимое, чтобы и дальше развиваться и делать больше», — говорит парень.

Сергей признается: сейчас он уже настолько укомплектовал мастерскую, что она стала лучше и технологичнее той, что у него была в Мариуполе.
Да и сами украшения стали более «технологичными». Причем буквально. Теперь Сергей заливает в смолу частички разбитой вражеской техники.
Признается честно, идея принадлежит не ему. К нему обратился военный корреспондент Петр Шуклинов. И предложил изготовить несколько украшений с обломками российской техники. Первая партия из 20 брелоков очень понравилась заказчику. Поэтому Петр и его друг стали обращаться к Сергею еще и еще.
В качестве сырья давали куски сбитых российских вертолетов и самолетов.

«Мы используем именно такую технику, поскольку она элитная и стоит дорого. Потому что, например, танков достаточно много, ракет тоже», — говорит Сергей.
Мастер сделал пять разных форм брелоков, и так заливает его в форму. На самом украшении гравирует название самой техники. Теперь трофеи с обломками вертолета Ми-24, Ми-35, Ка-52 и истребителя СУ-25 украшают ключи украинцев.
И не только украинцев. Один из депутатов Верховной рады передал несколько изделий мариупольца лично в руки конгрессменам США, среди которых и автор законопроекта о ленд-лизе сенатор Бен Кардин.

Другие изготовленные брелоки Сергей отправляет Петру Шуклинову. А журналист выставляет их на аукцион. Стоимость одного изделия в среднем достигает от 5 до 15 тысяч гривен, а иногда и значительно выше. Вырученные средства идут на закрытие потребностей наших защитников и защитниц. В основном, на автомобили.
«Для меня это очень важно, ведь теперь я могу не только зарабатывать, но и помогать нашей армии. Мы купили уже много пикапов и дальше будет еще», — уверяет Сергей.

Недавно он также по собственной инициативе разобрал подаренную другом микросхему от российского танка и залил ее части в эпоксидную смолу. Средства от розыгрыша и продажи этих сувениров Сергей передал воюющему на харьковском направлении добровольческому подразделению «Фрайкор».
Сергей продолжает работать и со своими довоенными заказами — романтическими кулонами, парными кольцами и так далее.
Увидеть Мариуполь, но не жить там
Еще одно важное событие в жизни Сергея произошло именно во Львове. В городе Льва он женился на Дарье.
«Мы планировали сделать это еще год назад. Хотелось бы, конечно, в Мариуполе. Война внесла свои “коррективы”. Но планы не изменились, и мы поженились здесь, во Львове. Из Днепра к нам на праздник приехала вся семья», — говорит Сергей.

Сейчас Дарья отошла от дел в мастерской и полностью занимается своей работой. Какое-то время Сергей справлялся один, поскольку заказов было не так много. Но впоследствии нанял человека, который до этого уже имел опыт в этой сфере и работал с большими изделиями.
«Этот мастер помогает мне делать большие украшения — светильники, статуэтки, предметы интерьера. Кстати, из руснявой техники я уже делал статуэтку, ушедшую на аукционе за 60 тысяч гривен. Буквально три таких статуэтки — и это пикап на фронт», — подчеркивает Сергей.

Он очень скучает по Мариуполю. Скучает по мастерской и квартире, которую они с Дарьей с любовью обустраивали под себя и где делали ремонт.
«Но главное, что все мы живы и здоровы. Что нам удалось забрать наших котиков. Конечно, я думаю о том, чтобы вернуться в Мариуполь. Но говорить о том, чтобы остаться там жить, не готов. Если в начале вторжения я только об этом и думал, то сейчас, через полгода, понимаю, что здесь у меня максимально удобное место для работы. Все наши друзья, уезжавшие уже во время оккупации, никто из них не хочет возвращаться туда жить. Ибо то, что они там пережили, повлияло на это их решение», — резюмирует Сергей.
***
Смотрите также влог «Восточного Варианта» об украшениях Сергея, который мы с ним записали еще в прошлом году, то есть до начала полномасштабного вторжения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.