Ответственность для коллаборантов: кто и за что будет наказан
Теперь в украинском законодательстве официально есть понятие коллаборационизм. И за него назначено наказание. «Восточный вариант» подробно разобрал новые изменения в украинском законодательстве.
15 марта президент Владимир Зеленский ввел в действие законы о коллаборантах. Правоохранительные органы уже объявляют о подозрении перешедшим на сторону врага. Такие случаи есть и на Донбассе.
Какое наказание предусмотрено законом? Что запрещено делать? Кого будут считать коллаборантом? «Восточный вариант» вместе с юристами проанализировал изменения в законодательство и отвечает на главные вопросы.
За какие действия человека сочтут коллаборантом?
Ответ на этот вопрос достаточно четко прописан в законе. Следовательно, коллаборантом будут считать того, кто будет:
- публично отрицать вооруженную агрессию или оккупацию;
- публично поддерживать решения и действия государства-агрессора, его вооруженных формирований;
- поддерживать незаконные выборы и референдумы на временно оккупированной территории;
- сотрудничать с государством-агрессором или его военными;
- добровольно занимать должности в незаконных органах власти;
- организовывать и проводить незаконные выборы или референдумы на оккупированной территории;
- передавать оккупантам материальные ресурсы;
- осуществлять пропаганду страны-агрессорки в учебных заведениях;
- проводить хозяйственную деятельность в сотрудничестве с оккупантами;
- организовывать и проводить митинги, демонстрации, съезды, а также активно участвовать в них.
Как могут наказать за коллаборационизм?
Как и за любое преступление, наказание зависит от части статьи, то есть от тяжести преступления.
Самое легкое наказание предусматривает исправительные работы сроком 2 года.
Также может быть арест до 6 месяцев или штраф до 10 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, что составляет 170 000 грн.
Самое тяжелое наказание — лишение свободы от 3 до 15 лет, или даже пожизненное лишение свободы и конфискация имущества.
Также могут лишить права занимать должности или заниматься определенной деятельностью (от 10 до 15 лет).
А если оккупантов финансирует не человек, а, например, предприятие?
В таком случае закон позволяет ликвидировать предприятие, то есть закрыть его. Вопросы ликвидации предприятия решает исключительно суд.
Если предприятие находится на оккупированной территории, его дело будет рассматривать суд соседней области или тот, который определят по процессуальной процедуре.
Политическую партию тоже могут запретить?
Да, ответственность несут также политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.д.
Все подобные организации, в частности их отдельные представители, не имеют права в своей деятельности совершать какое-либо из вышеперечисленных действий.
Что делать с теми, кто будет прятаться на оккупированной территории?
Такую проблему украинская судебная система уже проходила, в частности, вопрос преступлений на Донбассе и в Крыму, когда вероятные преступники остались или выехали на оккупированную территорию.
Тогда законодатели нашли выход в специальном (заочном) судебном расследовании. Это означает, что в таких случаях суд может рассматривать дело без присутствия подозреваемого или обвиняемого. Для этого прокурору достаточно доказать, что фигурант находится на оккупированной территории, или на территории страны-агрессорки.
Именно такое специальное судебное и досудебное расследование будет применяться и в делах с коллаборантам, если обвиняемые или подозреваемые будут скрываться.
Что ждет человека, отбывшего наказание за коллаборационизм?
Осужденные за такое преступление люди будут иметь ряд ограничений даже после того, как отбудут наказание.
В частности, таким людям запретят
- приобщаться к избирательному процессу всех уровней как члены избирательной комиссии, официальные наблюдатели, уполномоченные представители кандидата на пост Президента Украины, доверенные лица кандидата на пост Президента Украины, представители партии в Центральной избирательной комиссии, кандидаты на пост местного депутата и местного главы;
- поступать на военную службу;
- получать допуск к государственной тайне.
Кому уже объявили подозрения на Донбассе?
Число подозреваемых в коллаборационизме в Луганской и Донецкой областях растет с каждым днем в прямом смысле слова.
4 апреля СБУ объявила о подозрении мужчине, который стал так называемым «главой Волновахского городского совета «ДНР». Мужчина, по данным СБУ, еще с 2014 года был поклонником «русского мира». При этом несколько раз пытался стать мэром Волновахи, но его не выбирали местные жители. Уже когда оккупанты установили свою временную «власть», ему это удалось.
Также подозрение объявили и жителю Славянска, обозначившему на Google-карте местонахождение военных подразделений ВСУ и распространившему изображение с этой локацией в одном из Telegram-каналов.
В коллаборационизме подозревают и пятерых полицейских с Луганщины, которые прошли собеседование с представителями так называемой «ЛНР», чтобы перейти на сторону оккупанта. Во время «трудоустройства» подозреваемые добровольно вступили в новосозданные незаконные структуры и присягнули на верность самопровозглашенной «Луганской народной республике».
Таким образом, они добровольно стали «работниками милиции» так называемых Старобельского, Щастинского и Станично-Луганского РОВД МВД «ЛНР».
В Офисе генерального прокурора подчеркивают, что правоохранительные органы отслеживают деятельность как должностных лиц, так и обычных граждан, а за сотрудничество с оккупантами таких людей ожидает наказание.
«Законом о коллаборантах Украина исправляет ошибки 2014 года»
Руководитель Центра политической разведки, политтехнолог Олег Постернак говорит, что в условиях текущих боевых действий изменения в Уголовный кодекс играют более превентивную роль.
«То есть государство показывает свое безапелляционное отношение к “изменникам” и тем самым сдерживает потенциальных лиц, которые по личным, экономическим или политическим мотивам способны в перспективе сотрудничать с врагом», — сказал Олег Постернак.
По его словам, российскую федерацию на занятых территориях интересуют такие лица, как правоохранители, прокуроры, судьи, коммунальщики, медики, учителя.
«Им как-то нужно обустраивать видимость “справедливости оккупации”, а без поддержки нейтрально настроенного контингента граждан это затруднительно. Поэтому закон о коллаборантах выступает для таких лиц скорее как инструментом сдерживания, поскольку для большинства местных жителей, например, занятой россией части Херсонщины, очевидно в ближайшей перспективе возвращение к свободной Украине. Законом о коллаборантах Украина исправляет свою ошибку 2014 года, когда тогдашние украинские власти не смогли быстро принять подобное законодательство», — подчеркнул эксперт.
Еще одной проблемой он называет реальную правовую состоятельность украинской системы правосудия, прокуратуры и следователей справиться с вызовами и оперативно принимать решение о фактах коллаборации.
«Учитывая, что во время военного положения эта система фактически парализована, надеяться на действенность дел о коллаборации не приходится. Есть уже печальная практика рассмотрения дел по статье 111 относительно государственной измены. Если и были приговоры, то они становились реальностью только после того, как обвиняемый шел на сотрудничество со следствием.
Надо учитывать, что в УК появилась совершенно новая статья 111-1, по которой нет устойчивой практики привлечения к ответственности в судах, и как она будет работать, пока неизвестно», — подчеркнул Олег Постернак.
Особенно он советует обратить внимание на часть 6 статьи 111-1 об организации и проведению мероприятий политической деятельности и информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором и его оккупационной администрацией. Это будет касаться, например, блоггеров, разных «экспертов», комментаторов, по которым следствие докажет факт сотрудничества с государством-агрессором.
«Это будет очень непросто, учитывая широкие возможности для утаивания видимых признаков сотрудничества. Вместе с тем такое лицо может ссылаться на статьи Конституции о свободе выражать свои мнения и политические взгляды. Поэтому дополнительно следует предусмотреть ответственность, например, за дезинформацию. По крайней мере, административную. Поэтому, я думаю, можно прогнозировать небольшое количество дел по этой части. Другие виды коллаборантских преступлений могут оказаться успешнее в практике доказательства вины обвиняемых», — говорит эксперт.
После деоккупации территорий, предполагает он, нынешние коллаборанты с должностями в незаконных самопровозглашенных органах власти, сбегут быстрее российских войск. Поэтому возможность привлечь их к ответственности объективно подвергается препятствиям.
***
Следует отметить, что уголовная ответственность за коллаборационизм только внедрена. Следовательно, многие люди на оккупированных территориях не в курсе, чего нельзя делать. Поэтому следует распространить эту информацию среди знакомых и родственников на оккупированных территориях.
Помните! Оккупация части Донецкой и Луганской областей временная, и украинские защитники ежедневно борются за ее возвращение. Всё будет Украина!
Фото на обложке: митинг за "днр" в 2014 году, Донецк / Reuters