"Не научить, а уничтожить украинскую идентичность". Как проходит образовательный процесс в оккупации на востоке Украины
В регионах, находящихся под временной оккупацией, образовательный процесс ощутимо превращается в площадку для воспитания нового поколения “воинов” страны-агрессора. Полная русификация учебных программ, военные сборы и систематическая пропаганда “ценностей” с упором на патриотическом долге вс рф становятся нормой жизни, влияя на представление молодежи о мире и их будущую роль в нем.
Восточный Вариант расскажет вместе с образовательными экспертами и психологом, как именно это происходит и какие могут быть последствия подобной политики.
Основными тенденциями оккупационного образования сейчас можно определить русификацию и милитаризацию учеников на временно оккупированных территориях.
Школы в этих регионах внедряют русский язык как основной язык обучения. Проведение “разговоров о важном” считается обязательным, однако они служат не столько для обсуждения реальных проблем, сколько для пропаганды.
Действуют ячейки Юнармии и бывшего ДОСААФ (или на украинском ДТСААФ, массовая оборонно-патриотическая общественная организация ссср), которые организовывают военные сборы и патриотические игры среди детей, а также агитируют старшеклассников поступать в военные учебные заведения.
Это обсуждалось на одной из дискуссионных панелей Национальной конференции по временно оккупированным территориям, в которой Восточный Вариант также принял участие.
Народный депутат Украины и член комитета по вопросам образования, науки и инноваций Роман Грищук выразил убеждение, что первоочередная задача системы образования России — не научить, а уничтожить украинскую идентичность. И это не какой-то один предмет, а тонкая линия через все образовательные стандарты, начиная от уроков истории, заканчивая английским языком, который там, если преподается, то тоже идеологически “правильно”.
“Они хотят сделать зомби из тех, у кого была украинская идентичность и не дать вырасти идентичности Украины у тех детей, которые только идут в российскую школу.
Петь гимн, сфотографироваться на фоне флага, писать открытку солдату добровольно-принудительно — их главные инструменты”, — рассказывает Роман Грищук.
Образовательный эксперт Ярослава Мозговая отмечает, что до так называемого “включения” отдельных территорий Донецкой и Луганской областей в состав рф на них действовали отдельные образовательные стандарты.
Эти стандарты направлялись на постепенную ментальную интеграцию жителей в российское пространство. Например, существовали такие предметы, как “Уроки гражданственности и духовности Донбасса”и “Физическая география родного края”, цель которых заключалась в "воспитании идентичности гражданина донецкой народной республики".
В 2022/2023 учебном году учреждения образования “днр” и “лнр” полностью перешли на российские образовательные программы в рамках процесса “интеграции новых территорий”. Основными целями нового стандарта определены формирование российской гражданской идентичности учащихся и единство образовательного пространства рф.
Среди педагогов присутствуют коллаборанты и российские гастролеры, особенно численность последних среди учителей истории и языка и литературы, поскольку оккупанты не доверяют местным в этих предметах. Дефицит учителей является проблемой, потому что многие из них выехали из региона или отказались сотрудничать с врагом.
Милитаризация образования
Для формирования положительного имиджа армии рф и незаконных вооруженных формирований “днр” и “лнр” в учебные учреждения регулярно приглашаются и чествуются участники боевых действий.
Глава Луганской областной администрации, Артем Лысогор рассказывает, что в последние годы в учебных заведениях Должанска было создано несколько кадетских классов по инициативе оккупантов.
Вместо преподавания предметов, необходимых для получения высшего образования, в этих классах дети получают обучение по саперному делу, тактике диверсионных групп и развитию навыков стрельбы.
Ярослава Мозговая говорит, что отдельно стоит упомянуть внешкольное образование региона.
К примеру, в 2018 году прошли соревнования “Будущий воин” для школьников 14-17 лет из Донецка, Горловки, Иловайска, Ждановки, Макеевки.
Такие мероприятия и сейчас регулярно проводятся на оккупированных территориях и способствуют формированию соответствующих представлений о патриотизме среди молодежи.
По данным Центра национального сопротивления (ЦНС), оккупанты планируют также внедрять новую систему пропаганды в школах и колледжах: так называемые должности “надзирателей за патриотизмом”.
“Таким образом враг продолжает политику промывки мозгов детей с целью воспитания янычар для дальнейших захватнических войн”, — пишут в ЦНС.
Движение сопротивления среди школьников
Согласно информации, которая была освещена на Национальной конференции по ВОТ, дети продолжают получать образование в украинских школах онлайн. Однако враг применяет проверки телефонов на предмет загрузки приложений.
Кроме того, через провайдеров, которые контролируются соответствующими подразделениями ФСБ, россияне могут мониторить доступ к различным сервисам, если пользователи не используют VPN.
Ярослава Мозговая объясняет, что дети присоединяются к онлайн-обучению в учреждения образования в дистанционном формате. В частности, Лисичанский лицей №4 сейчас существует в двух форматах: на временно оккупированной территории и релоцированно. Ребенок может быть и там, и там. В оккупированном Мариуполе около 9% учеников продолжают обучение в украинских школах в онлайн-формате.
Статистика может быть и большей, однако из-за того, что российские захватчики пытаются силой прекратить и загнать школьников в центры пропаганды, информация может быть скрыта из соображений безопасности.
Фиксируются также игнорирование вставания во время звучания российского гимна и показательные пропуски “разговоров о важном”.
Как пропаганда влияет на психику детей?
Психотерапевт в сфере когнитивно-поведенческой терапии Татьяна Шапошник рассказывает, что пропаганда на детскую незрелую психику влияет очень опасно.
Причина прежде всего в том, что ребенок, путем навязывания чужих идеалов, не может различить объективной реальности от мнения окружающих.
“У него еще физиологически не сформирована лобная доля, которая отвечает за достаточную критичность мышления. Поэтому он легко будет верить тому, что ему навязывают, еще и таким агрессивным способом”, — говорит Татьяна.
Проблема в том, что за пропагандой всегда будет стоять тот или иной страх. Страх не стать как кто-то другой, против которого развивается концепция пропаганды. Или даже страх смерти от руки или влияния другой стороны.
Это все развивает в ребенке повышенную тревожность, а таким образом это может при неблагоприятных социальных условиях повлиять на формирование расстройства у ребенка.
В конечном итоге, ситуация в регионах, находящихся под временной оккупацией, наглядно свидетельствует о том, как образовательный процесс используется как инструмент формирования нового поколения, направленного на выполнение интересов страны-агрессора.
Оккупационная власть не только популяризирует милитаризм среди детей, но и активно воспитывает готовность к войне и смерти в любом возрасте, ставя под угрозу нормальное развитие и будущее этих детей.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.