Осторожно, казаки!
В последнее время в Луганске всё чаще мелькают казаки. То в крестном ходе против Евросодома поучаствуют, то на местный Евромайдан явятся. Недавно они отметились в качестве охранников Форума депутатов-регионалов. Несмотря на любовь к исторической атрибутике, казаки, по идее, не массовка «для декорации», вроде ряженых цыган с медведями. Казачьи организации претендуют на особый статус в государстве и считают себя носителями особой миссии в обществе. Чего же стоит ждать луганчанам от мужчин в штанах с лампасами?
Прежде всего, следует отметить чрезвычайное многообразие казачьих организаций.
Похоже, даже сами казаки затруднились бы изложить общую картину. Сегодня в Луганской области идёт процесс объединения донских казаков в единую организацию. Так, 2 октября сего года состоялось первое заседание Координационного совета при ЛОГА по вопросам развития казачества, которым руководил зампредседателя облсовета Евгений Харин. По официальным данным, в создаваемое Консолидированное казачество вошли 5 самых крупных областных организаций, насчитывающих в целом 8,5 тысяч казаков. По местным меркам – немало.
Казачество пользуется определённой поддержкой местной власти. Так, на вышеупомянутом заседании Харин говорил даже о региональной программе развития казачества. Также стоит упомянуть, что в апреле с подачи начальника Государственной экологической инспекции в Луганской области Анатолия Гацко казаки были привлечены к охране окружающей среды. Они помогали проводить рейды и выявлять рыбаков-нарушителей. Также казаки участвуют в областной программе «Патриот Луганщины». В частности, Луганский округ донских казаков проводит «спортивные и военно-патриотические мероприятия для молодёжи».
Также казаки активно «дружат» с УПЦ. В мае нынешнего года был даже подписан договор о сотрудничестве между Луганским округом донских казаков и епархиями Луганской области. Со сторны УПЦ свои подписи поставили архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан, епископ Северодонецкий и Старобельский Никодим. Ничего удивительного, ведь казаки – постоянные участники церковных мероприятий…
Что ж, в условиях депрессивного региона, коим, к сожалению, Луганщина является безо всяких натяжек, общественная активность – дело нужное и важное. Можно сколько угодно потешаться над папахами и лампасами, но даже скептику ясно: лучше пусть молодёжь играет в казаков, чем в бандитов. Лучше какая-нибудь казачья «Зарница», чем водка и трамадол в подворотне. К тому же, у нас в области проживает множество самых настоящих донских казаков – не по принадлежности к организациям, а по происхождению (донские казаки – это отдельный субэтнос). А значит, казачье возрождение, о котором говорят в коридорах власти, полезно и в смысле сохранения местных традиций. Возможно, это не так «круто», как движение американских скаутов, но в нашей ситуации перебирать не приходится.
Но при детальном рассмотрении пасторальная картина казачьего возрождения выглядит не так уж оптимистично. К примеру, «дежурство» казаков на луганском депутатском Форуме ознаменовалось скандалом: группа казаков решила не пускать на мероприятие съемочную группу издания «Восточный корреспондент». Инцидент был зафиксирован на видео. Крупногабаритные мужчины в фуражках чуть не сбили с ног миниатюрную журналистку и чуть не сломали камеру оператору. «Сейчас я тебе его поломаю и всё. Понял, бл*дь?» - заявил один из казаков оператору. У ряженых, охранявших ПР, произошла стычка и с журналистами ЛКТ. Да, можно рассуждать об нервозной обстановке, о том, что казаки – не профессиональные секьюрити и их эмоциональную стойкость переоценили организаторы Форума. Но от этого ситуация не становится менее гадкой.
Тут невольно вспоминается эпизод, когда донские казаки изъявили желание поймать и выпороть плёткой Вячеслава Гусакова – журналиста «Нашей газеты», написавшего критичную статью об одном из мероприятий, в котором принимали участие казаки. Впрочем, склонность пороть и карать – это тоже часть казачьих традиций. В дореволюционной Российской империи царское правительство активно использовало казаков для подавления крестьянских волнений и прочих «заварух». Так, в 1905 г. в Горловке казаки помогали местным «бизнесменам» усмирить рабочих, шахтёров и железнодорожников. Порка бунтовщиков также возлагалась на казаков. Неприятно, но необходимо упомянуть, что казачьи полицейские подразделения использовали и немцы во время Великой Отечественной войны. Конечно, нынешние казкаки не могут нести ответственности за дела давно минувших дней, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. И как знать, чем обернётся привлечение казаков к охране общественного порядка. Вряд ли луганчане хотят сталкиваться на улицах с господами, испытывающими тягу к порке.
Что же касается воспитания молодёжи, тут тоже к казакам немало вопросов. Не секрет, что казаки – активные участники местного православно-монархического движения. В истории Луганска уже были такие организации. Так, в годы революции 1905-го года черносотенцы и деятели из антисемитского «Союза русского народа» подговаривали рабочих Донбасса к участию в еврейских погромах. К сожалению, иногда успешно… К слову, сегодня на пару с казаками часто «светится» и «Союз русского народа» - но уже не тот, дореволюционный, а современный, луганское отделение которого появилось в 2010-м. Правда, несмотря на смену эпох, согласно уставу этой организации, евреи туда всё так же не допускаются… Да и на лугаском веб-сайте СРН и партнёрских организаций полно антисемитских статей о том, что коммунизм придумали евреи, что «сильных» художников среди евреев нет, о планах «еврейских оккупантов» и т.д. В частности, с «Союзом русского народа» имел дружеские отношения Луганский округ донских казаков – тот самый, участвующий в программе «Патриот Луганщины».
Конечно, мы далеки от мысли, что СРН-овские агитки в духе Геббельса пишут и читают казаки. Но раз уж они ходят в одном строю с представителями антисемитских организаций, то вопросы к ним возникают не безосновательно. Как минимум, это значит, что такое партнёрство казаки считают приемлемым – пусть даже в некоторых обстоятельствах. И это уже серьёзный повод задуматься, чему эти казаки станут учить молодёжь. И коль скоро речь идёт о региональных государственных программах, возрождение казачества финансируется из бюджета – то есть за на наши деньги. А значит, луганчане имеют полное право знать, как обстоят дела в казачьей среде.
Понятное дело, грести всех казаков под одну гребёнку нельзя. Тем более, что казачьих структур – тьмы, и тьмы, и тьмы и в их организационных хитросплетениях сам чёрт ногу сломит. Но раз местная власть решила приобщить казаков к социально полезной деятельности, нужно проявить принципиальность и разборчивость. Дабы не вышло так, что в нашем антифашистском краю на «прикорме» у власти окажутся ксенофобские организации. Это может серьёзно скомпрометировать власть – точно так же, как это компрометирует епархию УПЦ, благосклонно относящуюся к православным организациям с антисемитским душком.
Но главное, что отделение кадровых зерён от плевел пойдёт на пользу, прежде всего, самим казакам. Ведь казаки – пусть и записные – имеют шанс стать позитивным общественным явлением. Но для этого им придётся дистанцироваться от деструктивных элементов в своей среде и убедить общество в том, что казак – это не агрессивный мракобес с нагайкой, а хранитель старинных традиций и, как минимум, просто порядочный человек.