«ОПАСНЫЕ» ЗАКОНОПРОЕКТЫ: КАКИЕ СЮРПРИЗЫ ГОТОВЯТ ДЕПУТАТЫ
Сейчас на рассмотрении в парламенте есть несколько важнейших для государственного устройства документов. Скорость работы новой власти такова, что зачастую даже эксперты или общественники узнают о ее планах уже тогда, когда закон принят. «ВВ» анализирует готовящиеся к принятию проекты важнейших законов Украины.
Новая власть в лице команды Виктора Януковича показала свою способность принимать принципиальные решения и проводить их в законах. Принят новый закон «О судоустройстве и статусе судей», которым произведена очередная судебная реформа в стране – то, что так и не удалось сделать Виктору Ющенко. Несмотря на протесты оппозиции, ратифицирован договор о продлении базирования Черноморского Флота РФ и принят закон «Об основах внутренней и внешней политики». Урегулированы целый ряд вопросов в сфере госфинансов: закон «О госбюджете-2010», «Об осуществлении государственных закупок», готов новый Бюджетный кодекс Украины, усилены полномочия органов по борьбе с отмыванием денежных средств поправкой в закон о противодействии легализации, созданы условия законом для борьбы с налоговой службы с зарплатами «в конверте».
От слов к делу перешли и сфере упрощения отчетности для бизнеса: принят лоббировавшийся Михаилом Бродским закон о работе по декларации вместо разрешения и закон о едином социальном взносе, который должен отменить отчетность в четырех фондах (пенсионном, на случай временной потери трудоспособности, на случай безработицы и т.д.). Банковские лоббисты, считавшиеся всесильными в парламенте, были посрамлены - парламент наконец-то утвердил, хоть и в странной редакции, но весьма необходимый закон о защите персональных данных, и даже выступление Ассоциации украинских банков против подписания этого закона ни к чему не привело. Не долго думая, в период летних отпусков изменена система всеобщего среднего образования с 12 на 11-летку.
Общество устало от внутренних дрязг «оранжевых» у власти и неспособности из-за этого проводить реформы и принимать соответствующие законы. Однако сейчас скорость работы властей уже превзошла все ожидания.
Наиболее скандальным законопроектом стал проект Налогового кодекса Украины, внесенный Кабинетом Министров Николая Азарова. Нормы законопроекта о всемогуществе налоговой службы и фактическом усилении «налогового пресса» привели к резонансу. Явное несоответствие предвыборным постулатам Виктора Януковича о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса на 5 лет вкупе с общественным резонансом, вынудили власть готовить новый вариант законопроекта.
На этом фоне, все более и более востребованной становится аналитика предполагаемых изменений в законодательстве. Общественность начинает понимать, что за властями нужно следить и вовремя реагировать на их различные законотворческие инициативы. Ниже мы перечислим наиболее скандальные законопроекты, которые могут принять.
О МИРНЫХ СОБРАНИЯХ
Наиболее опасным и вызвавшим многочисленные выступления (после проекта Налогового кодекса, разумеется), является законопроект № 2450 «О порядке организации и проведении митингов и демонстраций». Его в свое время внес Кабинет Министров Юлии Тимошенко. Однако вместо ожидавшегося текста демократичного законопроекта, в парламент попала, по сути, калька с аналогичного российского закона.
Основные претензии к законопроекту заключаются в том, что он может устанавить большие сроки для подачи заявки о мирном собрании (4 дня), вследствие чего невозможно будет оперативно отреагировать на определенные события или действия власти. Также в нем есть формулировки о «разрешенных местах для мирных собраний», фактически воплощающие мечты власти о выводе демонстраций за город на пустыри, дабы их не было видно и они не создавали дискомфорта. Кроме того, идеология законопроекта – тотальный контроль и ограничение гражданской активности граждан, повышение ответственности организаторов (в том числе за чужие провокации). В проекте закона не продумана ответственность власти, в частности, милиции и должностных лиц за нарушение свободы мирных собраний, не определены судебные основания для запрета мирных собраний. И прямо запрещено проведение мирного собрания без уведомления, хотя такое право признано практикой Европейского Суда по Правам Человека.
Недостаток внимания к законопроекту № 2450 мог привести к его принятию. И соответственно – существенному ограничению свободы мирных собраний. Пока общественность добилась передышки – направлению законопроекта на экспертизу в Венецианскую комиссию по конституционному праву. Но с него нельзя «спускать глаз» - ведь он посягает на единственное эффективное средство давления на власть, проверенное Майданом. Если у граждан заберут свободу мирных собраний, государство скатится к авторитаризму или чистой олигархии.
ТРУДОВОЙ КОДЕКС
Кодекс законов о труде Украины был принят еще в далеком 1971 году. Поэтому перед законодателями встал вопрос о принятии нового трудового законодательства, которое бы отвечало сегодняшним реалиям. На это даже выделили доноры деньги – $3 млн. от Международной организации труда. Соответствующий законопроект № 1108 – Трудового кодекса (ТК), был зарегистрирован в 2007 году и готовился ко второму чтению в парламенте. Однако многочисленные протесты граждан пока позволили снять его с рассмотрения. Но, скорее всего, он будет вновь рассматриваться в сессионном зале – откладывать реформу трудового законодательства уже некуда.
Итак, чем же опасен этот законопроект? Отдельные нормы этого законопроекта выписаны в интересах работодателей. В случае утверждения нынешнего проекта ТК работодатель сможет увеличить продолжительность рабочего дня до 12 и больше часов, фактически перечеркнув достижения двухсотлетней борьбы трудящихся за право на 8-часовой рабочий день. Кроме того, проект ТК может предоставить работодателю право самостоятельно разрабатывать и внедрять на предприятии нормативные акты фактически без согласия с профсоюзами. Также из законопроекта изъят целый раздел XVI действующего Кодекса законов о труде, что вместе с новой книгой 6 законопроекта повлечет уничтожение независимых профсоюзов. Более того, отменяется ответственность работодателя за причинение вреда работнику, а вместо этого, дисциплинарная и материальная ответственность наемных работников детально расписывается в статьях с 401 по 419 и 389 (то есть в 20 статьях ТК). Значительно упрощена система увольнения работников, сокращены процедуры проведения служебного расследования против работника, которое теперь сможет осуществлять работодатель единолично.
Выводы, как говорится, стоит делать самостоятельно.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
Этот кодекс призван урегулировать отрасль, в которой сейчас существует несколько тысяч (или больше) конфликтов, некоторые из которых – в «горячей» стадии, как строительство дороги в Харькове.
Проект Градостроительного кодекса Украины внесен 6 народными депутатами Украины, некоторые из которых имели (или имеют) интересы в сфере застройки:
- Юрий Сербин (БЮТ; на момент избрания - президент ООО «Екобуд»);
- Владимир Рыбак (Партия регионов; строитель-экономист, был Донецким городским головой);
- Адам Мартынюк (КПУ; сейчас 1-заместитель Председателя Верховной Рады Украины);
- Владимир Поляченко (НУНС; на момент первого избрания – глава правления холдинговой компании «Киевгорстрой»);
- Валерий Баранов (Блок Литвина; был Бердянским городским головой);
- Арнольд Радовец (БЮТ; Заслуженный строитель Украины)
Уже из списка авторов видно, что законопроект, скорее всего, будет позиционироваться как межфракционный.
Относительно профильного министерства - судя по всему, оно по инерции поддерживает другой законопроект – внесенный ранее (29.09.2009) Кабинетом Министров Юлии Тимошенко проект Градостроительного кодекса Украины. Тем не менее, 30 июня 2010 года был принят в первом чтении более поздний, «депутатский» вариант. За соответствующее постановление Верховной Рады Украины проголосовало 383 народных депутата – то есть конституционное большинство. Фактически ни одна фракция парламента не проголосовала против проекта этого кодекса.
Почему общественности нужно быть настороже? Тщательный анализ этого законопроекта еще продолжается, но уже и сейчас ясно, что он представляет явную угрозу для реализации и защиты прав простых граждан.
Действующие законы не предусматривают ограничение доступа к информации в сфере застройки, хотя и не содержат четких однозначных предписаний. Лишь на подзаконном уровне фактически ограничены права граждан на доступ к информации, до недавнего времени - путем засекречивания крупномасштабных карт городов. Но СБУ своим приказом от 25.11.2009 исключила их из Перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Ныне же фактически отнесены к числу конфиденциальной информации в собственности государства (то есть присвоен гриф «ДСП» - для служебного пользования) карты Генеральных планов городов (то есть зонирования и перспективных районов застройки, а также в некоторых случаях План красных линий – грубо говоря, схемы дорог), детальные планы территорий и проектов распределения территорий (документов, на котором утверждается вся предполагающаяся застройка иногда вплоть до отдельного объекта) и другая градостроительная документации (в том числе отдельные градостроительные обоснования, к примеру, с помощью которых и был незаконно застроен г. Киев за последние годы).
Но даже незаконное ограничение доступа к информации за счет перечней конфиденциальной информации Госкомзема, Минрегионстроя, непонятно на каком основании изданного заключения экспертов в сфере государственной тайны и просто отписок органов местного самоуправления, все же оставляют общественности шанс в судебном порядке отстоять право доступа к информации. Потому что действующие законы не содержат напрямую такого ограничения и в некоторых случаях прямо говорят о невозможности ограничения доступа, в частности, к экологической информации, ведь в состав Генпланов часто включаются карты выделений радиоактивного газа радона, шумового и электромагнитного загрязнения городов, загрязненности свинцом, цезием и другими элементами. Естественно, расширительное толкование законов чиновниками (фактически запрет на получение всех карт) нарушает ч.2 ст. 19 Конституции Украины («…должно быть прямо указано в законе») и ряд других законов (например: норму ст. 30 Закона Украины «Об информации», согласно которой: «Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее собственника, если эта информация является общественно значимой…», а информация об экологии считается именно таковой).
В случае же принятия Градостроительного кодекса Украины в предложенной редакции, право на доступ к информации может быть значительно ограничено на уровне закона.
Почему же конституционное большинство проголосовало в первом чтении за проект, который ограничит право граждан на доступ информации в сфере застройки и тем самым нарушит норму ч.2 ст. 22 Конституции Украины? Видимо, в рядах парламентариев слишком много застройщиков.
И не автор придумал снижение цен в случае роста прозрачности (читай: повышение доступности жилья), а сами застройщики утверждают об этом в своих публикациях: например в интервью Зеркалу недели почетного председателя «Житлобуда» - народного депутата Украины «Иван Куровский: "Приход крупных иностранных инвесторов может снизить стоимость недвижимости для покупателя на 30% и более"».
Общественность не должна оставлять без внимания этот опасный законопроект – нужно добиваться нормального урегулирования земельно-строительных отношений. И в первую очередь, основы всего – доступа к информации. А именно - принятие закона о кадастре недвижимости и земли с реальным и бесплатным механизмом полного доступа. Также установление принципа доступности всех документов планирования (градостроительной документации и проектов), дабы лишить чиновников и местный депутатский корпус возможности торговать информацией и «по-тихому» за взятку менять содержание важнейших документов. Если же карты с газопроводами и водопроводами могут быть использованы террористами – делайте их отдельными со специальным доступом. Не мешайте грешное с праведным: не нужно делать недоступной практически всю информацию исходя из необходимости ограничить доступ к малой части из неё.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
Еще в 2003 году в парламент был внесен проект Жилищного кодекса. Он был принят в июне 2005 года и ветирован Президентом Украины Виктором Ющенко. Основные проблемы, вокруг которых «ломались копья» об этом законопроекте: обеспечение жилищных прав граждан в новых экономических условиях (как строить и пользоваться); реновация жилья (как сносить старые «хрущевки» и давать компенсации либо жилье во вновь построенном доме); ситуация с выселением за долги и неуплату жилищно-коммунальных услуг. Последний вопрос изобилует многими «мелочами», в которых, как известно, кроется дьявол.
Например: выдавать квартиру вместо снесенной в хрущевке на том же месте, или в пределах города (жил в центре – теперь на окраине). Получена квартира с дополнительной площадью - оплачивать «излишек» или он будет бесплатным? Дальше, эта реновация должна быть по желанию или с согласия определенного количества жильцов дома (1/2, 2/3, 3/4,…)? Считается что массивы «хрущевок» в центре крупных городов (особенно Киева) – основной двигатель нового Жилищного кодекса. Ведь сейчас если договариваться с собственниками квартир полюбовно – застройщик получит мало прибыли. А вот, если можно будет выселять несговорчивых, особенно в любую точку города, и требовать с них доплату за «излишек» площади – на этом можно будет очень хорошо заработать.
Сейчас официально зарегистрировано несколько законопроектов: № 2307 (Попова – Рыбака), № 2307-д (межфракционный комитетский) и № 2307-1 (внесенный Кабинетом Министров Юлии Тимошенко). Тренд таков, что чей бы законопроект не приняли – простым гражданам будет только хуже. Потому что терпеть долги за жилищно-коммунальные услуги власть не хочет. Но люди пока защищены старым советским Жилищным кодексом. Во вновь принятом будет прописано выселение должников в социальное жилье низшей категории: не платишь за жилищно-коммунальные услуги – живи в общежитии, потеряв право собственности на квартиру. Учитывая, что для большинства украинцев жилье – основной актив, позволяющий хоть что-то передать по наследству и использовать его для открытия бизнеса (кредит под залог), принятие законопроекта – «закручивание гаек» для простых людей.