"Кинотеатры на гастролях" и актеры в фейковых сюжетах. Как оккупанты усиливают пропаганду на ВОТ востока Украины
На захваченных территориях востока Украины вражеская пропаганда тесно вплетена в различные аспекты жизни. Спортивные союзы, актеры в сюжетах “сво”, дискредитация украинской власти — все это инструменты, которые стали составляющей стратегии оккупантов для воздействия на сознание местного населения. Далее в статье Восточный Вариант расскажет о механизмах работы и главных нарративах российской пропаганды сегодня.
Вражеская пропаганда, которую распространяет россия, использует различные аспекты для манипулирования общественным мнением и дестабилизации ситуации в Украине.
Авторка проекта “НотаЄнота” и медиаэкспертка Алена Романюк в рамках второй лекции Школы гражданской журналистики от Восточного Варианта осветила основные принципы влияния российской пропаганды:
- распространение паники среди общества (главная цель: создать впечатление угрозы и опасности, чтобы вызвать возмущение среди граждан и подорвать их доверие к собственной стране и правительству)
- деморализация общества (путем распространения негативных новостей, оккупанты стремятся подорвать веру в победу украинского народа, ставя под сомнение его силу и способность к сопротивлению);
- нивелирование Украины (усилиями пропагандистов создается представление о беспомощности страны, что подчеркивается искаженной информацией о ее экономическом и социальном состоянии);
- разжигание вражды (умышленное усиление конфликтов и раздора между гражданами Украины, создавая образ врага и провоцируя к конфликту между различными социальными группами);
- распространение альтернативных версий и создание информационного хаоса (эта стратегия заключается в создании многих противоречивых версий событий, что приводит к общему смятению и недоверию к любой информации);
- создание собственной повестки дня (российская пропаганда пытается навязать свои ценности и взгляды на события, формируя представление о мире в соответствии с интересами кремлевского режима);
- дискредитация Вооруженных Сил Украины, власти, волонтеров, медиа, украинских беженцев и ВПЛ и т.д. (это направлено на подрыв авторитета и доверия к ключевым институтам и лицам украинского общества).
Жестокие щупальца пропаганды непрерывно проникают в украинское информационное пространство, затягивая его все глубже в сеть дезинформации и манипуляций.
По данным медиаэкспертки Алены Романюк, против Украины работает около 800 опытных российских троллей, которые обладают способностью генерировать 10-12 миллионов контактов. Это означает, что влияние пропагандистской машины на украинское общество постоянно растет.
Ранее, Восточный Вариант уже писал о том, как распознавать фейки и противодействовать дезинформации
Дети “под прицелом” вражеской пропаганды
Приоритетным направлением среди россиян для навязывания собственной “идеологии” является младшее поколение на временно оккупированных территориях. Основные инструменты и стратегии манипуляции направлены именно на них.
Дети — самое уязвимое звено общества, ведь их психика еще не до конца сформирована. Из-за навязывания чужих идеалов, ребенок не может различить объективную реальность от мнения окружающих.
Пользуясь этим, оккупанты систематически милитаризируют и русифицируют всю систему образования, проводят “разговоры о важном”, заставляют чествовать “героев сво” на уроках и участвовать в различных пропагандистских мероприятиях.
По данным Центра Национального сопротивления, оккупанты планируют, начиная с лета, установить новые органы “контроля за пропагандой” в сфере образования на временно оккупированных территориях.
Они собираются привезти гастролеров из россии, которые создадут ячейки федеральной службы по надзору над школами. Эти структуры фактически будут влиять на образовательные учреждения в оккупированных регионах с целью промывки мозгов детям и изменения их самоидентификации.
Еще одним механизмом для объединения подростков вокруг “кремлевской лжи” станут так называемые “российские студенческие спортивные союзы”. Основной целью деятельности этих организаций оккупанты называют “реализацию стратегии молодежной политики через систему студенческого спорта в рф и развития международного сотрудничества в этой сфере”.
Однако, как сообщает Центр национального сопротивления, именно спорт для государств с тоталитарными или авторитарными правлениями всегда был орудием для распространения их идеологии.
Так, к примеру, в ссср спорт использовали для распространения коммунистических идей и противостояния “капиталистическому блоку” во время холодной войны. Сейчас рф идет именно этим путем.
Кинотеатры, информационные экраны и пропагандистские форумы
Еще одной тактикой российской пропаганды является изоляция жителей временно оккупированных территорий от украинского контента и информационного пространства. Вместо этого они навязывают собственную идеологию через различные каналы коммуникации.
Как вот к примеру, с помощью “выездных кинотеатров”. Оккупанты призывают местное население прямо посреди улиц к просмотру фильмов, которые искажают информацию о войне и прославляют российскую армию.
В частности, такой “кинотеатр на гастролях” был организован во временно оккупированном Мангуше.
Кроме этого, во временно захваченном Мариуполе, петербургские специалисты установили 4 информационных экрана, которые транслируют “важную” информацию жителям. Например, ролики о побратимских отношениях Мариуполя и российского Санкт-Петербурга.
Мариупольцы в комментариях местного сообщества рассуждают о схожести этого события с написанным в книге Джорджа Оруэлла “1984”.
В то же время на территории оккупированной Луганщины российское военно-историческое общество планирует организовать форум “История для будущего”, к которому присоединятся федеральные технологи. Это событие преследует цель охватить много молодежи, педагогов и журналистов.
Также, для усиления российской пропаганды, госслужащих-коллаборационистов будут обучать в российской академии народного хозяйства тому, как правильно работать на захваченных территориях.
“Для соответствующих курсов набирают группы по 50 человек. Они должны знать, как действовать в случае выявления политической дестабилизации в каждом из оккупированных регионов, а также как противодействовать информационным атакам «со стороны западных спецслужб», которые «распространяются на население». То есть, усиливать российскую пропаганду”, — пояснили в Луганской ОВА.
Актеры в вымышленных сюжетах
Телевидение россиян всегда славилось сфабрикованными сюжетами и нанятыми актерами. Однако на этот раз активистам “Кибер Сопротивления” удалось раздобыть документы, которые демонстрируют, как именно создает альтернативную реальность о так называемой “сво” одна из российских пропагандисток — Анна Арбатская.
Именно она обнародовала циничные кадры из “Зенита”, где перед этим российские оккупанты расстреляли безоружных украинских военных 110-й бригады, которые сдались в плен.
Активисты Кибер Сопротивления получили доступ к письмам пропагандистки, в которых говорилось о работе над указанным проектом и еще несколько интересных документов.
Главные нарративы в социальных сетях
Согласно отчету Школы политической аналитики НаУКМА о ключевых месседжах оккупационных телеграм-каналов, топтемами для российских пропагандистов за последнее время на востоке Украины стали псевдовыборы международного преступника владимира путина и работы над “восстановлением” захваченных регионов.
Захватчики активно рассматривают вопрос восстановления оккупированных территорий. В течение последних месяцев в социальных сетях появилось много сообщений о восстановлении больниц, жилого фонда и школ на оккупированных территориях.
В частности, оккупанты даже сделали заявление о запланированном на 2027-2030 год восстановлении Луганского аэропорта.
“В таких сообщениях часто противопоставляется Украина, которая якобы ничего не делала для этих территорий и не строила. Однако не упоминается, что ничего не пришлось 6 отстраивать, если бы россия не начала войну”, — отмечают аналитики Школы политической аналитики НаУКМА.
Также, много внимания было сосредоточено на так называемых “выборах президента рф”.
Начиная с объявления о проведении “выборов”, российские пропагандисты активно заполняли информационное пространство “предвыборной” агитацией.
Аналитики гражданской сети ОПОРА в рамках исследования о главных месседжах пророссийских ресурсов во время псевдовыборов на временно оккупированных территориях, отмечают, что именно через телеграм, оккупационная власть активно подстрекала “голосовать” за Путина.
Пропагандисты создавали видимость всесторонней поддержки российского диктатора и убеждали в законности так называемого “избирательного процесса”. Они целенаправленно пытались привлечь местных жителей к участию в фарсе, который происходил.
Кроме этого, оккупанты систематически публикуют информацию об обстрелах мирных городов захваченной Донетчины и Луганщины якобы со стороны украинских военных.
Центр противодействия дезинформации СНБО Украины отмечает, что распространяя такие фейки, страна террорист пытается оправдать свой ракетный террор и обстрелы мирного украинского населения.
В мире, насыщенном информацией, чрезвычайно важно развивать медиаграмотность и навыки критического мышления. В частности, в контексте пропагандистских усилий россии, где манипуляция информацией стала обыденной практикой, умение отличать правдивую информацию от фейковых новостей — это жизненно важный навык.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.