Ядерное оружие, ЕС и много денег: 7 мифов о НАТО, в которые верят на Донбассе
Украина четко обозначила своей стратегической целью вступление в Североатлантический Альянс. Но вокруг этой темы существует множество манипуляций. Рассказываем, как обстоят дела на самом деле
НАТО — один из крупнейших международных альянсов в истории, существующий уже более 70 лет. Несмотря на то, как НАТО воспринимали в СССР, сегодня, согласно данным социологических исследований, почти половина украинцев готова поддержать вступление страны в Альянс.
Тем не менее на востоке Украины поддержка НАТО остается достаточно низкой, во многом — из-за мифов, окружающих организацию. По данным опроса социологической группы “Рейтинг”, проведенного в марте 2021 года, на Востоке Украины только 24% граждан поддерживают вступление в НАТО, а 53% выступают против.
“Восточный вариант” разобрался, насколько эти мифы соответствуют реальности, и чего может ожидать государство, желающее присоединиться к Альянсу.
Миф 1. Цель НАТО — противостояние с Россией
Североатлантический Альянс был создан в 1949 году как оборонный союз, основанный на общих для стран-участниц ценностях демократии, свободы и верховенства права.
Причиной создания НАТО была эскалация между СССР и странами-союзниками в послевоенной Европе, и основной угрозой для Альянса действительно считался СССР. При этом НАТО создано и существует исключительно как оборонный альянс, не предусматривающий наступательных или агрессивных действий относительно других государств.
НАТО стремится к мирному урегулированию конфликтов и воздержанию от применения силы в международных отношениях, если это противоречит целям ООН. Эти и другие положения зафиксированы в Североатлантическом договоре — основополагающем документе Альянса.
За все время “холодной войны”, НАТО не провело ни одной военной операции, выступая лишь в качестве оборонительного блока. Практически сразу после распада СССР, НАТО начало сотрудничество со всеми странами бывшего СССР, включая Россию.
В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО “Партнерство ради мира”, и с тех пор многократно принимала участие в совместных инициативах. В частности, в 1999 году миротворцы РФ были задействованы в Косово под эгидой НАТО, позже РФ и НАТО объединились в борьбе против терроризма в Афганистане, а военные корабли РФ регулярно принимали участие в операциях и учениях НАТО.
Сотрудничество РФ и НАТО было приостановлено только в апреле 2014 года, в знак протеста против действий России в отношении Украины и аннексии Крымского полуострова, однако Альянс всегда готов к диалогу.
Миф 2. Членство в НАТО означает размещение ядерного оружия на территории страны
Из 30 государств-участников Альянса, только 3 страны — США, Франция и Великобритания, — имеют ядерное оружие. НАТО действительно использует принцип “ядерного зонта”, который подразумевает, что для эффективного ядерного сдерживания оружие может быть размещено на территории не-ядерных стран из числа Альянса. Тем не менее, такое размещение всегда обсуждается с правительством страны и не может быть осуществлено без ее согласия.
На сегодняшний день из всех европейских членов НАТО ядерное оружие другого государства (США) находится на территории только 5 стран: Германии, Бельгии, Италии, Нидерландов и Турции.
Кроме того, количество ядерного оружия, развернутого странами НАТО в Европе значительно снизилось после окончания “холодной войны”. Из 7300 боеголовок, размещенных в Европе в 1971 году, сегодня количество единиц ядерного оружия США, развернутого в Европе в поддержку НАТО, сократилось на 90% с момента окончания “холодной войны”.
Миф 3. Члены НАТО обязаны участвовать во всех операциях Альянса
Поскольку основополагающим принципом НАТО является коллективная безопасность, военная помощь другому члену Альянса, который подвергся нападению, действительно является обязанностью.
Однако участие в миссиях Альянса, как и степень такого участия, определяются самими странами-участницами. К примеру, в операции “Океанский Щит” по предотвращению пиратских атак в районе Аденского залива, которая длилась более 7 лет приняли участие только 13 стран НАТО. Аналогично, в операции “Единый Защитник” в Ливии приняло участие 14 стран-участниц Альянса, и количество сил, вовлеченных в операцию, существенно отличалось.
Страна, вступившая в НАТО, сохраняет контроль над своими вооруженными силами, и сама определяет, где и в какой степени ее солдаты могут участвовать в миссиях и операциях под эгидой Альянса.
Миф 4. Всю власть в НАТО имеет США
Соединенные Штаты Америки действительно являются крупнейшей силой в Альянсе, однако ни одна из стран не имеет исключительной силы в принятии решений внутри НАТО. Все решения в Альянсе принимаются по принципу консенсуса — согласия всех 30 стран-участниц.
Это означает, что принятие любого решения может быть ветировано любой из участвующих в НАТО стран до тех пор, пока условия решения не станут для нее приемлемыми. Некоторые решения могут не быть принятыми вообще.
Кроме того, основные должности в НАТО занимают граждане многих стран. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг — подданный Норвегии, глава Военного комитета НАТО — подданный Великобритании, глава Парламентской ассамблеи НАТО — итальянец. Штаб-квартира НАТО также находится не в США, а в столице Бельгии — Брюсселе.
Миф 5. НАТО стремиться присоединить к себе как можно больше стран постсоветского пространства
Во-первых, членство в НАТО является сугубо добровольным — Альянс не может попросту “присоединить” к себе другую страну.
Во-вторых, процесс вступления в НАТО требует проведения целого ряда реформ в военном и гражданском секторе. Эти реформы нужны для того, чтобы стандартизировать отношения между странами-участницами Альянса, и без их выполнения расширение НАТО будет просто невозможным. Само же внедрение таких реформ может длиться годами, и является попросту невозможным без постоянного и сильного желания страны присоединиться к НАТО.
На данный момент лишь 3 страны бывшего СССР присоединились к НАТО: Эстония, Латвия и Литва. Все эти страны четко обозначили свой курс на евроатлантическую интеграцию сразу же после распада СССР, и последовательно внедряли необходимые реформы вплоть до вступления в Альянс в 2004 году.
Миф 6. Членство в НАТО требует членства в ЕС
Несмотря на то, что многие государства-члены НАТО также являются и членами ЕС, никаких правил или запретов относительно взаимного участия в этих организациях нет.
Например, из 30 стран-членов НАТО 9 стран (США, Канада, Исландия, Норвегия, Албания, Черногория, Северная Македония, Турция и Великобритания) не являются членами ЕС. Точно так же выглядит картина и внутри ЕС: из 27 стран Евросоюза, 6 (Австрия, Швеция, Финляндия, Кипр, Ирландия и Мальта) не входят в НАТО.
ЕС и НАТО кардинально отличаются своими целями и характером взаимодействия. Поэтому, никакой прямой связи между этими двумя организациями — как и участием в них — нет.
Миф 7. Участие в НАТО — это очень дорого
Страны-участницы НАТО сами финансируют все процессы, необходимые для функционирования Альянса: проведение встреч, работу представительства государства при НАТО, и т.д. Финансирование миссий и операций НАТО осуществляется только теми государствами, которые принимают в них непосредственное участие.
Союзники вносят прямые и косвенные взносы в счет покрытия расходов, сопряженных с функционированием НАТО, осуществлением ее политики и мероприятий. Бюджеты и программы общего финансирования НАТО финансируются за счет прямых взносов и составляют лишь 0,3% от общих оборонных расходов союзников, что эквивалентно примерно 2,5 млрд евро для обеспечения функционирования всей Организации, ее командований и военной инфраструктуры.
Для сравнения, в прошлом году оборонные расходы Украины составили 4.1% ВВП — то есть вдвое больше, чем требуется от страны-участницы НАТО. Сама суть участия в Альянсе состоит в коллективной безопасности, что означает, что страны могут расходовать меньше ресурсов на оборону, полагаясь друг на друга в случае реальной опасности.
Украина на пути в НАТО
Партнерство НАТО и Украины началось в 1992 году. Перспектива присоединения к НАТО была предоставлена Украине еще в 2008 году, по результатам саммита НАТО в Бухаресте. С 2014 года Украина отказалась от прописанного в Конституции внеблокового статуса и начала сближение с НАТО.
Аннексия Крыма и война на востоке Украины показала, что для надежной защиты государственных границ и суверенитета Украине необходима поддержка союзников. С самого начала войны, страны-участницы НАТО и представители организации регулярно предоставляют Украине помощь в виде консультаций, тренировок, поставок необходимого оборудования.
В 2015 году была принята новая Военная доктрина Украины, которая определила углубление сотрудничества с НАТО и переход на стандарты Альянса приоритетной задачей. В 2018 году, Украина получила статус страны-аспиранта в НАТО, а в 2019 году курс на евроатлантическую интеграцию был закреплен в Конституции Украины.
В прошлом году, Украина получила статус Партнера расширенных возможностей (Enhanced Opportunities Partner). Этот статус позволяет расширить оперативную совместимость войск и обмен разведывательными данными с членами Альянса. Кроме Украины, такой статус имеют всего 5 стран мира: Швеция, Финляндия, Австралия, Иордания и Грузия.
Руководство Альянса регулярно подчеркивает, что двери НАТО остаются открытыми для новых участников. Однако, прежде всего, для получения ПДЧ Украине необходимо провести ряд реформ в сферах верховенства права, экономики и обороны. И основным инструментом имплементации реформ является Годовая национальная программа под эгидой Комиссии Украина-НАТО.