
Музыка и инклюзия. Интервью с незрячим музыкантом из Славянска
Эдуард Смоляков более 11 лет назад полностью потерял зрение. Сейчас он востребованный музыкант, руководитель нескольких музыкальных групп, ведет общественную деятельность. Как живёт незрячий музыкант в Славянске — узнал “Восточный вариант”.
Как все начиналось
Мы встретились с Эдуардом в полузаброшенном ДК. Здесь находится студия, где он занимается со своими учениками. А также проходят репетиции групп, где Эдуард является руководителем. Таких групп несколько. Есть даже инклюзивная, где играют молодые люди с инвалидностью по зрению.

Наш собеседник рассказал, что игрой на гитаре увлекся еще в детстве. В 6 лет уже пытался писать песни.
“Когда начинал играть на гитаре, я ещё видел, плохо, но видел. В принципе у меня никогда не было такого хорошего зрения, чтобы конкретно видеть, куда ставлю пальцы. Всё равно приходилось считать. Хотя вот недавно почему-то вспомнил, что мне просто нравилось наблюдать, как пальцы как будто сами что-то делают”, — вспоминает Эдуард.

Потом была школа, местный педагогический университет, где юного музыканта заметили и оценили его способности.
“Так получилось, что уже в университете меня стали на концерты ставить. Сначала стеснялся, но потом понял, что принимают хорошо. Первой аудиторией была всё та же университетская сцена. Потом была первая группа с одноклассником. Выступали на фестивале авторской песни имени Геннадия Тимофеева”, — рассказывает музыкант.

Концерты — это просто подработка
Сейчас Эдуард востребованный преподаватель игры на гитаре и других инструментах. На сегодня это его основной вид заработка. Эдуард рассказывает, что за 10 лет преподавательской работы через него прошли сотни учеников.

Приходилось музыканту играть и в кафе. На определенном этапе возникла необходимость в новой аппаратуре. Нужен было заменить старый микшерский пульт для выступлений и для обучения.
Это удалось осуществить в 2019 году благодаря гранту от Евросоюза, предоставленному Датским Советом по делам беженцев — Датской Группой по разминированию (DRC-DDG) в рамках проекта EU4Youth.

Присутствует в жизни Эдуарда и концертная деятельность. Хотя во время пандемии выступления — это отдельная больная тема. Как говорит Эдуард, прошлый 2020 год выбил эту сторону творчества из колеи.
В 2021-м выступлений было побольше, однако новый локдаун и введение красной зоны свели всё почти до нуля.
“До локдауна, до красной зоны мы активно концертировали. Последний концерт — это было в Славянске в рамках городского культурного фестиваля “Соляной бум” в октябре. Хотя концерты — это всегда в лучшем случае подработка. Они не регулярные. Всегда те, кто приглашает, думают, что мы можем выступить за смешные деньги, а лучше бесплатно”, — замечает музыкант.

Прикосновение к музыке
Сейчас репетиционная база Эдуарда, как и его групп, находится в закрытом Доме культуры Карла Маркса, который, кажется, так и не был переименован в рамках декоммунизации. Здесь располагается офис Общественной организации “Дотик”, где Эдуард является заместителем главы.
“Это организация, которая занимается людьми с инвалидностью по зрению. Одно из главных направление по Уставу — это культура. Я в этой организации отвечаю за культурное развитие”, — объясняет Эдуард.

Большая часть деятельности “Дотика” — инклюзивная музыкальная группа “Inclusion band”, которой руководит Эдуард. Как рассказывает музыкант, идея этого проекта заключается в том, что люди с нарушением зрения играют вместе с обычными людьми.
Как появилась идея создать такую группу? Эдуард говорит, что для этого удачно сошлись звёзды.

“Во-первых появилось место, где можно репетировать. Я обзавелся аппаратурой, появилась общественная организация. И в какой-то момент я подумал, а что, если учеников, которые уже что-то умеют, объединить в коллектив”, — рассказывает Эдуард.
Первые попытки сделать нечто подобное были еще в 2013 году. Но тогда не было своей репетиционной базы. Не хватало и учеников в то время.

А через несколько лет появилось место для репетиций, идея вернулась, но в более масштабном варианте. Эдуард собрал всех учеников, спросил, кто желает участвовать. Так и образовалась группа.
“Чем ещё занимается “Дотик”. Есть служба сопровождения инвалидов по зрению. В этом нам помогает фонд Каритас из Краматорска. Незрячие могут позвонить и попросить, чтобы специальный человек мог прийти и побыть их глазами, так сказать. Сводить в больницу, помочь заполнить бумаги и так далее. Это работает уже несколько лет. Также провели в этом году инклюзивный фестиваль Inclusion fast. Он прошёл в Славянске и Краматорске”, — рассказывает музыкант.
Мнение о городской доступности
Естественно, рано или поздно разговор должен был дойти до темы инклюзии, приспособленности городских пространств для людей с инвалидностью. Здесь Эдуард заметил, что его мнение не совпадает с большинством тех, кого может касаться этот вопрос.

“Я понимаю, что многие моменты у нас в городе упущены. Но я не смотрю на это так негативно. Некоторые представители общественных организаций обращаются ко мне, чтобы покритиковать ситуацию с доступностью в городе. Но со мной о таком говорить нельзя, потому что я начинаю говорить вещи для них не совсем удобоваримые. Да, надо улучшать все эти условия, но с другой стороны и без этого можно жить”, — объясняет свою позицию Эдуард.

Он спокойно ходит с тростью по городу. Не везде. У него есть свои маршруты, которые выучены. Например, Эдуард ездит к ученикам в другой район города. Иногда сталкивается с некоторыми неудобствами, но они все, по его мнению, преодолимы.
“Последний случай, я приезжаю к ученику в другой район, там на том маршруте, где я хожу, сняли асфальт. Место ничем не огорожено. Хорошо, что меня люди предупредили, что там перерыто. Я может быть, и не свалился бы, но всё равно, где-то в нормах должна быть прописана такая ситуация. Пришлось воспользоваться службой сопровождения”, — рассказывает Эдуард.

Эдуард утверждает — всегда можно решить проблему. Если не стесняться, спрашивать.
“Конечно, если ждать, что все нормы будут выполнены — везде тактильная плитка, все светофоры озвучены, это хорошо. Но этого дождутся, скорее всего, только мои правнуки, если им это понадобится”, — объясняет молодой человек.

По мнению Эдуарда, не стоит ждать идеальных условий для жизни. Нужно иметь активную жизненную позицию. Инвалидность — это не повод сидеть дома в ожидании каких-то изменений. Необходимо ставить цели, заводить новые интересы, добиваться этого самостоятельно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.