"Надо договариваться!": как и для чего новым громадам передают имущество
Каким имуществом должна владеть территориальная громада? Как ОТГ его получают? Какие проблемные вопросы? Ответы на эти вопросы — в нашем материале
После октябрьских выборов 2020 года на Луганщине появились новые объединенные территориальные громады. Чтобы громада была дееспособна, она должна получить в собственность имущество — больницы, школы, учреждения культуры. А передать его общинам должны районные администрации, тоже новосозданные, потому что границы районов изменились.
Как это работает и что изменилось «Восточный вариант» узнал у руководителя Луганского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой» Игоря Агибалова.
Больной вопрос
Передача имущества, говорит эксперт, сегодня является одним из самых болезненных вопросов реорганизации административно-территориального деления Украины.
Он выделяет две основные причины:
«Во-первых — пять лет эти процессы шли более или менее медленно, и во многих случаях стороны договаривались по срокам и последовательности передачи. Да, были и скандальные, вплоть до судебных дел случаи, но в целом процесс шел планово. Сейчас, после выборов в октябре 2020 года, процесс получил значительную динамику. Во-вторых — на этот раз параллельно идет реорганизация районов и возникают новые вопросы правопреемства», — говорит Игорь.
Для чего это нужно
Органы самоуправления объединенных громад, получив полномочия и имущество, уже могут на своем уровне решать почти что все проблемные вопросы, не ожидая такого решения «сверху». ОТГ будут иметь на это средства, но и нести ответственность за образование, медицину, благоустройство и так далее.
Что говорит закон
Вместе с тем, добавляет эксперт, законодательство по этим вопросам выписано более или менее корректно и полно, поэтому говорить о существенных проблемах не стоит.
Согласно ч. 4 ст. 60 Закона «О местном самоуправлении в Украине», районные и областные советы от имени территориальных громад управляют объектами совместной собственности. А чтобы громада получила право коммунальной собственности на эти объекты, государство (или другой субъект права собственности) должен имущество передать безвозмездно. Также органы местного самоуправления могут покупать определенные объекты.
«На сегодня действующим законодательством предусмотрена обязанность районных советов передать со своего управления в собственность территориальных громад всю имущественную основу, которая нужна органам местного самоуправления базового уровня для выполнения своих полномочий. При этом нормы Закона “О местном самоуправлении в Украине” не дают местным советам права выбирать, какие именно объекты недвижимого имущества, вещи или права учредителя (участника) коммунальных юридических лиц надо передать укрупненным громадам», — отмечает Агибалов.
С момента открытия первого пленарного заседания новоизбранного районного совета у него есть полномочия принимать решения от имени районных советов, правопреемником которых он стал. Например, раньше не было Северодонецкого района и Северодонецкого райсовета, а был Кременской район (менее укрупненный). Однако теперь именно Северодонецкий районный совет должен передать имущество, которое ранее было на балансе Кременского райсовета, Кременской объединенной территориальной громаде. Законом предусмотрен срок для этого — до 01.07.2021 года.
Как все происходит
Рассмотрим алгоритм передачи имущества на примере условной школы. Здесь есть два варианта:
- Сначала совет территориальной громады решает принять школу в коммунальную собственность и направляет соответствующее предложение районному совету.
- Районный совет принимает решение передать школу.
Или в обратном порядке:
- Сначала районный совет решает передать эту школу громаде.
- Совет громады дает на это согласие.
Далее процедура совместная:
- Создается комиссия по передаче имущества.
- Передающая сторона, проводит инвентаризацию.
- Подписывается акт приема-передачи.
- Школу снимают с учета районного совета.
- Новое имущество показывают в бухгалтерском учете органу местного самоуправления территориальной громады.
- Определяют орган, который будет управлять школой (вероятно, это управление образования).
- Регистрируют право собственности.
«Когда речь идет о заведении или учреждении, которое полностью финансируется за счет государственного или местного бюджета, — провести инвентаризацию необходимо до момента передачи соответствующих прав от районного совета громаде. Если речь идет о передаче коммунального предприятия, которое не является бюджетным учреждением, инвентаризацию проводить необязательно», — добавляет руководитель регионального офиса.
Когда оба совета согласились на передачу имущества, создается совместная комиссия. Возглавлять ее должен представитель совета сложившейся территориальной громады.
Таким образом схема передачи имущества определена и, по моему мнению, достаточно ясна. Вопрос остается в том, как определять объекты передачи, предоставляющих услуги нескольким общинам. И здесь нужно включать способность договариваться, в том числе с использованием Закона Украины «О сотрудничестве территориальных громад», — резюмирует Игорь Агибалов.
Опыт
В любом случае процесс на Луганщине продолжается активно. Например, Кременской городской совет отчитывается, что недавно на баланс приняли 14 социальных объектов — это больницы, обычная и спортивная школа, дом детского творчества. На очереди учреждения культуры.
Многие решения о принятии имущества находим и на сайте Старобельского городского совета. Это и центр социальных служб, амбулатории, детско-юношеский клуб и так далее.