Лайк за лайк: сколько кандидаты в Мариуполе потратили на рекламу в соцсетях
Больше 10 тысяч долларов на саморекламу. Кто из мариупольских кандидатов больше всего вложился в интернет-пиар
25 октября в Украине прошли местные выборы. «Восточный вариант» подсчитал расходы партий на рекламу во время предвыборной кампании-2020. В сумме получилось почти 300 тысяч гривен, и это только реклама в Facebook и Instagram, без учета рекламы в YouTube, Twitter и традиционной внешней рекламы и агитлистовок.
Отметим, что суммы средств, затраченных на рекламу партий в соцсетях приблизительные, так как помимо локальных страниц партий, привязанных к конкретному городу, местные ячейки и кандидатов рекламируют страницы партий, находящихся в составе Верховной Рады Украины и страницы нардепов.
«Опозиційна платформа — За життя»
На рекламу кандидата в мэры Мариуполя Владимира Клименко, лидера партии «Опозиційна платформа — За життя» в Facebook потратили и Instagram 6 154 долларов — примерно 175 тысяч гривен. Из информации, предоставленной Facebook, это крупнейшая сумма, затраченная на рекламу политиками на местных выборах в Мариуполе. Страница была создана 21 августа 2020 года.
Значительная часть рекламы партии была посвящена самому Владимиру Клименко, его сопартийцев из Мариуполя практически не рекламировались.
На показ одного поста в ленте в среднем вкладывалось до 100 долларов. Более дорогих постов не много: пост стоимостью 200-299 долларов (видео с рекламой партийной программы соцзащиты) и ещё один за 300-399 долларов — рекламный пост с высказываниями Клименко о том, что в первую очередь власть должна заниматься жилищно-коммунальными проблемами. Чаще всего потребителями рекламы Владимира Клименко являются женщины возрастом 35-44 лет. Реклама публикуется на русском языке. После выборов страница не заказывает рекламу.
«Блок Вадима Бойченка»
Партия действующего мэра Мариуполя Вадима Бойченко «Блок Вадима Бойченка» потратила на рекламу в Facebook и Instagram 2 413 долларов — примерно 69 тысяч гривен. Страница партии зарегистрирована в Facebook 24 августа 2020 года.
В основном страницей рекламировались конкретные кандидаты от партии в городской совет, публичные события, связанные с партией, фрагменты политической программы партии, а также ролики с действующим мэром Мариуполя Вадимом Бойченко. Реклама публиковалась на украинском языке.
В среднем, в показ одного поста вкладывалось не более 100 долларов (Facebook предоставляет информацию в точности до сотен), есть несколько публикаций, в которые вложено от 100 до 199 долларов. Чаще всего аудитория рекламных постов — женщины возрастом 35-44 лет. После выборов страница не заказывает рекламу.
«Слуга Народу»
Партия «Слуга Народу» в Мариуполе вложила на рекламу местной ячейки партии 1 836 долларов — примерно 52 тысячи гривен. Страница партии (одна из нескольких, но именно через нее велась рекламная деятельность в социальных сетях) создана 8 октября 2020 года.
Посты после выборов продолжают рекламироваться. Один из рекламируемых постов — видеоролик, где лидер партии в Мариуполе Ксения Сухова рассказывает, что в городе сделано и какие ее дальнейшие планы. На рекламу этого ролика в Facebook и Instagram затрачено от 800 до 899 долларов, самый высокооплачиваемый пост страницы. Остальные посты рекламировались только в Facebook. Чаще всего потребителями рекламы «Слуги Народу» являются женщины возрастом 35-44 лет. Реклама публикуется на украинском языке.
«Сила Людей»
В рекламу местной ячейки партии «Сила людей» во время предвыборной кампании было вложено 246 долларов — около 7 тысяч гривен. Страница была создана 26 августа 2015 года, перед предыдущими местными выборами. Оставшиеся 136 из 382 долларов — политическая реклама на странице в 2019 году, она не относится к местным выборам.
По большей части на странице рекламируются публичные благотворительные акции партии, общий рекламный ролик партии и ролик с лидером местной ячейки Максимом Бородиным. В целом затраты на рекламу каждого отдельного поста не превышают 100 долларов. Основная аудитория рекламных постов в Instagram — мужчины 25-34 лет, в Facebook — женщины 35-44 лет. Реклама публикуется на украинском языке. После выборов страница не заказывает рекламу.
«Батьківщина»
Местная ячейка партии «Батьківщина» потратила на рекламу менее 100 долларов. Страница создана 22 июля 2020 года. Рекламировался единственный ролик — видеоинтервью лидера ячейки в Мариуполе Юрия Булавы об актуальных проблемах города. Ролик рекламировался в Facebook и Messenger. Источник финансирования не указан. Основная аудитория рекламного поста — женщины 55-64 лет. Если остальные партии указывали регионом распространения рекламы Донецкую область, рекламный пост «Батьківщини» охватывал практически всю Украину.
Рекламные лидеры в Украине
За последние 30 дней лидером среди заказчиков политической рекламы в Украине является партия «Наш край» — почти 71 тысяча долларов, за ней следует «За Майбутнє» — более 59 тысяч долларов, замыкает тройку лидеров «Демократична Сокира» 55 тысяч долларов.