Назревает экопротест. Почему крупнейшие загрязнители Мариуполя "провалили" свои обязательства
Мариупольцы обещают выйти на улицу, если предприятия не будут выполнять свои экологические обязательства
10 февраля постоянная депутатская комиссия по вопросам экологии и охраны окружающей среды выслушала отчет промышленных предприятий о выполнении городской экологической программы, принятой в 2012 году.
Хотя большую часть обязательств меткомбинаты выполнили, осталось несколько критически важных для мариупольцев экологических проектов, которые либо вовсе не выполнены либо пока только выполняются. Сроки выполнения некоторых из них сдвинулись до 2025 года.
Что случилось?
«Программу охраны и оздоровления окружающей природной среды города Мариуполя на 2012-2020 годы» приняли в сентябре 2012 года. Изначально все реконструкции и вывод элементов производства из эксплуатации должны были завершиться до 2020 года.
Но в июне 2016 года в Программу внесли несколько поправок, которые продлевали срок выполнения природоохранных мероприятий. То есть, меткомбинаты получили отсрочку на разные проекты, самые поздние из которых можно реализовать до 2025 года. Такая ситуация не устраивает главу комиссии по вопросам экологии и охраны окружающей среды Максима Бородина, экоактивистов и горожан.
Первым на встрече выступил глава управления экологии Мариупольского городского совета Ваагн Мнацаканян. По его словам, в программе было предусмотрено 124 экологических мероприятия, 63 из которых относились к коммунальной экологии — введение в эксплуатацию полигона ТБО, приобретение городом передвижной лаборатории для замера уровня загрязнения воздуха и так далее. 15 из них выполнены, 15 не выполнены вообще, 33 — еще в процессе выполнения.
Что касается мероприятий промышленных предприятий, то 48 выполнены, 5 — в процессе, 8 — не выполнены. Громада опасается, что когда очередные сроки выполнения программы подойдут, предприятия в очередной раз попросят продлить разрешения на выбросы, а экологические проекты останутся нереализованными еще несколько лет.
ЧАО «Азовэлектросталь»: единственный проект так и не реализован
Из представителей предприятий первым слово взял директор «Азовэлектростали» Александр Попов.
«У нас запланирован целый ряд мероприятий, крайние сроки у нас — конец 2022 года. К сожалению, минувший год принес очень много негативного, форс-мажорные обстоятельства в связи с коронавирусом — ограничения, падения рынков. В 2020 году наше предприятие работало четыре месяца», — пожаловался генеральный директор ЧАО «Азовэлектросталь» Александр Попов.
Изначально по Программе предприятие «Азовэлектросталь» должно было оснастить газоочисткой печь ДСП-25 № 22 до 2013 года, то есть еще 7 лет назад. Затем сроки сдвинулись.
Александр Попов говорит, что проект тогда стоил 74 миллиона гривен и эта сумма была неподъемной для предприятия. После длительного простоя предприятие начало работать в 2017 году и тогда, в ходе общественных слушаний, «Азовэлектросталь» запросил продлить разрешение на выбросы до 2022 года и построить газоочистку.
Итог: газоочистки на сегодняшний день нет.
Сроки постоянно сдвигаются
От «Азовстали» выступал директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии меткомбината «Азовсталь» Группы Метинвест Сергей Калиниченко.
Он напомнил, что в 2012 году «Азовсталь» закрыла Аглофабрику, также идут работы по модернизации доменного производства, хоть и с продлением сроков.
Но пока что не выполнена реконструкция газоочисток конвертеров № 1, № 2 конвертерного цеха с внедрением технологии утилизации конвертерных газов, хотя сейчас ведется разработка проектно-сметной документации проекта.
«По программе окончание у нас — 2023-2025 год», — говорит Сергей Калиниченко.
В свою очередь глава комиссии Максим Бородин напомнил, что гендиректор меткомбината «Азовсталь» в 2017 году давал публичное обещание построить газоочистки на конвертере №1 до 2020 года, на конвертере №2 до 2021 года.
«Когда будут завершены работы по конвертерам? Что говорить людям после заседания комиссии? Сначала мы слышим информацию о том, что будет все закончено до 2021 года. Сегодня же представитель завода нам говорит, что это 2023-2025 год», — говорит Бородин, требуя узнать реальные сроки.
В 2017 году комбинату продлили разрешение на выбросы, хотя громада была против, поскольку с 2012 года по конвертерам не велись экологические проекты. Тогда гендиректор «Азовстали» Энвер Цкитишвили публично заявил, что работы выполняются до 2021 года.
«Программа является рекомендательным документом. Это не разрешительный документ. В 2016 году часть вопросов были вставлены с нарушением, я считаю. То есть, есть действующая Программа 2012-2020, мероприятия, которые должны в нее входить, должны ограничиваться временными рамками этой программы», — добавляет Бородин.
Он добавляет, что все комбинаты на территории Украины доходят до половины срока разрешений на выбросы и просят продлить их. И так продолжается постоянно. Все должно измениться после принятия закона «Про запобігання, зменшення та контроль промислового забруднення», который запретит переносить сроки снижения выбросов путем модернизации.
«Новые батареи мы построить не дадим»
Самый большой вопрос сейчас вызывают коксовые батареи. С 2017 по 2021 годы должно было быть выполнено 66 перекладок простенков, а выполнено всего 20.
«То есть, даже ⅓ не сделано. Есть понимание, что до конца 2021 года вы их не сделаете. Возникает вопрос: какие перспективы дальше с коксохимом? Лучше не станет точно. Это коксовые батареи, в которых используются огнеупоры. Они со временем теряют свойства — начинают пропускать коксовый газ. Мы понимаем, что сероочистка дышит на ладан, фактически не работает. То, что у вас экоинспекции не было все эти годы — это вам просто повезло. И мы знаем, что каплеулавливатель тоже не работает. Если это не так, покажите это инспекции», — предлагает Бородин.
В ответ начальник отдела окружающей среды меткомбината «Азовсталь» Группы Метинвест Лилия Будревич сказала, что вообще-то проверка на «Азовстали» была в октябре прошлого года. Бородин же уточнил, была ли проверка конкретно в коксохимическом цехе. После небольшой паузы она ответила, что комбинат пришел отчитываться по Программе.
Дискуссия длилась еще несколько минут, в нее включились и присутствующие активисты.
В конце концов Бородин сказал, что если ситуация не будет меняться и дальше, то никто не будет ждать улучшений: «Значит будут протесты, если не работает закон. [Экологическая] инспекция на сегодняшний день у нас обезглавлена, она не работает, полностью импотентна. Когда ты отправляешь видео, факты, то реакции просто ноль. Если это не работает в законодательной сфере, значит будут мирные протесты — перекрытия пешеходных переходов… Вы просто не оставляете людям другого выбора», — говорит глава комиссии Бородин.
По его словам, в три коксовые батареи «Азовстали» нет смысла вкладывать деньги, потому что многие элементы пришли в негодность. Нужно полностью перестраивать их, но Максим Бородин говорит, что построить новые коксовые батареи в центре города мариупольцы не дадут.
Неорганизованные выбросы продолжаются
По природоохранным мероприятиям от меткомбината имени Ильича отчитывался начальник отдела охраны окружающей среды меткомбината имени Ильича Группы Метинвест Владимир Колодочка. По его словам, агломерационное производство практически полностью модернизировано, сейчас ведутся работы по повышенным обязательствам (обязательства, которые не были прописаны в программе, но предприятие взяло их на себя самостоятельно — прим. «Восточный вариант»).
А вот с доменным производством все не так просто. Его частично модернизировали, но проблемы остались. Максим Бородин говорит, что на сегодняшний день там использованы неактуальные решения и привел в пример европейский опыт.
«BAT (Best Available Techniques) — это свод наилучших доступных технологий по всем видам производства. В Европейском Союзе прописаны проблемы при производстве и реальные возможности для их решения. Сейчас украинское законодательство двигается в сторону того, что мы по своим обязательствам перед ЕС обязаны принять законы про использования БАТов в разрешительных документах. То есть, сейчас получая разрешительные документы, загрязнитель обязан указать, по какой технологии он произведет модернизацию», — объясняет Бородин.
Он говорит, что в «Азовстали» с подавлением дыма все неплохо, поскольку при сливе чугуна над желобами есть укрытия, через которые отсасывается бурый дым, возникающий при контакте металла с кислородом, а затем очищается в фильтре. Примерно такие технологии предусмотрены в BAT. На меткомбинате Ильича система подавления выполнена не так.
«Эффективность технологии около 50-60%. К сожалению, у нас бывают выпады, когда можно наблюдать некий буроватый дымок», — сказал Владимир Колодочка.
Актуальна проблема неорганизованных выбросов. На видео, которое показал Максим Бородин, видно, как из труб идет белый дым, а от самого конвертера — бурый, который и представляет собой неорганизованные выбросы. Для всасывания дыма используются «догхаузы» — так называемые «собачьи будки». Они не дают загрязняющим веществам попадать в атмосферу. В уже модернизированном ККЦ «догхаузов» нет.
Позже Колодочка отчитался о реконструкции системы аспирации и очистки выбросов миксерного отделения. В ответ Бородин показал видео, присланное кем-то из сотрудников меткомбината имени Ильича. На видео показано, что иногда система аспирации не работает, а когда работает, уловить удается не все.
«Даже когда она работает, все равно часть неорганизованных выбросов уходит вверх», — комментирует Бородин.
Колодочка ответил, что в миксерном отделении конструктивно невозможно установить зонт так, чтобы он полностью прилегал.
Бородин предложил установить камеры на модернизированных производствах, чтобы жители могли в режиме онлайн контролировать, работает ли система аспирации, фильтры, а также данные с газоанализаторов и пылемеров с труб. Предложение о камерах Колодочка пообещал передать руководству, а насчет газоанализаторов засомневался, считая, что данные с них могут подделать во время кибератаки.
«Говоря о недоверии, к сожалению, есть печальные новости: то, что комбинат сделал несколько месяцев назад, не вызывает доверия. Меткомбинат имени Ильича получил без общественных обсуждений новые разрешения на выбросы. Вы продлили себе работу доменной печи №2 без фильтров, хотя она должна была быть остановлена. На сегодня ДП №2 и ДП №5 продолжают работать без газоочисток и выбрасывать неорганизованные выбросы в атмосферу, а вы получаете за это прибыль», — прокомментировал ситуацию Бородин.
Последним отчитывался Мариупольский морской торговый порт. Начальник отдела охраны окружающей среды ММТП Ольга Ивахненко отчиталась о выполнении природоохранных мероприятий в 2019 году.
Просмотреть полное видео встречи комиссии с предприятиями можно по ссылке.
Фото на обложке: Иван Станиславский
Читайте также:
День на полигоне ТБО. Когда в Мариуполе появится сортировочная станция и что это изменит
Все включено: в отелях Мариуполя и Приазовья будут сортировать мусор
Деньги на свалке: 3 истории мариупольцев, которые зарабатывают на мусоре
Экология Мариуполя в 15 ярких фото