Равные возможности, независимо от мобильности. Как Мариуполь проходил проверку на доступность
До 55% жителей украинских городов в разное время становятся маломобильной группой. Это люди с инвалидностью, пожилые люди, родители с колясками и даже люди с дорожными чемоданами. Именно для них критически важна доступность городской инфраструктуры
На этой неделе в Мариуполь приехал украинский общественный деятель Дмитрий Щебетюк. Он основал организацию «Доступно.UA» и создал проект Рейтинг доступности городов Украины «Тостер». Также он занимается спортом, ведет видеоблог и рубрику «Инклюзия» на популярном YouTube-шоу #@)₴?$0 от «Телевидения Торонто».
В Мариуполе Дмитрий и горожане исследовали городское пространство на доступность для людей с инвалидностью. Во внимание брались все аспекты — насколько город комфортен для слабовидящих и слепых, а также для людей, передвигающихся на инвалидной коляске или ходунках.
«Восточный вариант» вместе с другими активистами измерял угол наклона пандуса и ширину дверных проемов, чтобы понять, есть ли у Мариуполя шанс оказаться в лидерах рейтинга доступных городов.
Тест «Тостера»
Дмитрий Щебетюк передвигается на коляске уже 10 лет. Зимой 2011 года делая фотографию, он уронил фотоаппарат. Потянулся за ним и упал следом, получив перелом позвоночника и травму головы. Несколько операций, месяцы реабилитации, но Дмитрий все же остался в инвалидном кресле.
В декабре 2015 года он основал инициативу «Доступно.UA», которая стала одной из самых известных общественных организаций, связанных с вопросами доступности. Организация проверяла различные локации на доступность, что вылилось в создание карты доступности украинских городов. Туда входят 19 украинских городов.
Также Дмитрий путешествовал автостопом по Украине, посетил 17 городов и Беларусь. Спустя два года замахнулся на евротур и вместе с другом объездил больше 30 европейских городов. При этом у них в кармане было всего 100 евро. В Европе они зарабатывали, исполняя музыку. Все приключения Дима пережил на инвалидной коляске, параллельно снимая блог.
«Мы в “Доступно.UA” никогда прямо не говорили “Вот Дима, он путешествует на коляске”. Это и так видно. Мы говорили “Это Дима, он путешественник, музыкант, блогер, кстати, он на коляске”», — рассказывает Дмитрий.
Дмитрий имеет звание мастера спорта по плаванию. В 2019 году он отказался от участия в Паралимпийских играх в Токио, чтобы всецело посвятить себя общественному активизму.
Сейчас у Димы и его команды новый проект — «Тостер», в рамках которого он ездит по разным городам и проверяет их на доступность. Тест «Тостера» прошли 13 городов, и скоро к нему добавятся еще пять городов восточной Украины — Краматорск, Дружковка, Славянск, Мариуполь и Старобельск.
Главная идея «Доступно.UA», чтобы в Украине все люди имели равные права, независимо от мобильности.
«Не нужно относиться к людям с инвалидностью с жалостью и не нужно героизировать их. Хотя в украинских реалиях действительно нужно быть героем, чтобы преодолевать преграды», — говорит эксперт.
Углы наклона — меньше, уборные — шире
21 сентября в платформе «ТЮ» Щебетюк провел тренинг для мариупольцев по тому, как правильно исследовать город на доступность с учетом государственных строительных норм, подразумевающих инклюзию.
Участники разделились на несколько групп по два человека и прошлись по семи городским маршрутам в центре города.
«Восточный вариант» ходил вместе с помощником депутата городского совета, руководителем молодежного интеграционного движения «АЛЬФА» при общественной организации «Поверь в себя» Алексеем Дидашем.
Алексей имеет инвалидность из-за последствий церебрального паралича и передвигается на ходунках.
Вместе с ним мы проверили на доступность центр занятости и различные сети магазинов продуктов и одежды, а также торговый центр.
Сотрудники центра занятости сразу заявили, что наша проверка некорректна, поскольку помещение, в котором они находятся, временно арендуется. Нужно отметить, что хотя все услуги центра можно получить на первом этаже, внутри помещения от двери ведут ступени и пандус, угол наклона которого значительно превышает верхнюю норму 8 градусов.
Частный бизнес выполняет нормы от случая к случаю. Например, торговые центры часто не имеют внутри ступеней и порогов, а вход часто сделан вровень с асфальтом. А вот магазин крупной сети секонд-хендов недосягаем для людей с инвалидностью. Инвентарный пандус сделан под огромным углом.
Алексей Дидаш отметил, что такой пандус создаст трудности не только для людей на инвалидной коляске или с ходунками, но и для родителей с детскими колясками.
К сожалению, ни одна из пяти локаций не прошла проверку на доступность туалетов. Кабинки узкие и без поручней.
Также были проверены пешеходные переходы. Часть из них была оборудована тактильной плиткой. Но, как отметил Алексей, плитка установлена неправильно, поскольку должна быть проложена по всей ширине перед переходом.
Что же касается дублирования светового сигнала светофора звуковым, то этого нет практически нигде. Также звуковой сигнал перебивается громкой музыкой, которую включают торговые центры для привлечения посетителей.
Помимо крутых углов на подъемах пандусов, огромная проблема — неровные тротуары.
Кое-где передвигаться по ним настолько тяжело, что люди на колясках предпочитают ехать по проезжей части.
Мариуполь приятно удивил, но есть к чему стремиться
Дмитрий Щебетюк говорит, что определенной тенденции в городах, которые он уже проверял на доступность, нет.
«Доступность зависит от желания городского совета, взаимодействия общественности.
Бывает так, что маленькие города более активно двигаются. И наоборот бывает, что в крупных городах есть тесное взаимодействие и изменения большие», — рассказывает Дмитрий Щебетюк.
Участники также поделились своими впечатлениями.
«То, что делается в городе по благоустройству, это хорошо. Многие проекты реконструкции, которые сейчас реализовываются, проходят оценку на доступность и корректировки комитета по доступности и общественных организаций. Более старые проекты, конечно, не скорректированы. Там есть очень много таких моментов, которые можно было сделать по-другому», — комментирует руководитель общественной организации людей с инвалидностью Левобережного района Галина Гурьева.
Также она отметила, что еще много работы в отношении доступности нужно провести с ОСМД.
Галина считает, что нельзя выносить вопрос о доступности подъездов на голосование жителей, поскольку жильцы дома могут меняться, в него могут заселяться, в том числе, и люди с инвалидностью, которым необходим универсальный дизайн.
«На самом деле меня Мариуполь, по сравнению с общей ситуацией в Украине, приятно удивил, в частности, центр. Есть свои нюансы, но в целом не так сложно, как в некоторых городах. Хотя все же кое-где приходится двигаться по дороге», — отметил Дмитрий Щебетюк.
Результаты исследования, которое провели мариупольцы, будут обработаны командой «Доступно.UA», а затем публично представлены.
Базовые стандарты доступного города
Все стандарты инклюзии описаны в государственных строительных нормах.
Лестницы и пандусы
Ступени должны быть ровными, сплошными. Верхняя и нижняя ступени должны контрастировать по отношению к другим ступеням и по отношению к лестничным маршам.
Ступени и пандусы должны иметь поручни с двух сторон на высоте 70 и 90 сантиметров, а в дошкольных заведениях, в парках, на детских площадках — дополнительно на высоте 50 сантиметров.
Наклон пандуса должен быть не больше 8%. Ширина пандуса должна составлять 120 сантиметров (при одностороннем движении) или 180 сантиметров (при двустороннем).
Парковки
На открытых индивидуальных парковках возле заведения обслуживания 10% должно быть отведены транспорту для людей с инвалидностью. Эти места должны быть отмечены соответствующими пиктограммами.
Ширина зоны такой парковки должна быть не менее 3,5 метров. Паркоместо должно располагаться не далее чем 50 метров от заведения.
Лифты и подъемники (в новом жилом фонде)
Кабина лифта должна быть не менее чем 1,1 на 1,4 метра. Ширина дверного проема в лифте должна быть не менее 90 см.
Кнопки в лифте должны быть оборудованы тактильными отметками, которые будут дублировать текстовую информацию.
Туалеты
Туалеты должны быть оборудованы поручнями длиной 90 сантиметров на высоте 84-92 сантиметров. Размер кабины должен иметь ширину 1,65 метров и глубину 1,8 метров.