Экология, "Интерсити", аэропорт. Какие проблемы Мариуполя решил бы статус областного центра?
Мариуполь — крупнейший город Донецкой области после Донецка. Когда в 2014 году началась война, в области остро стал вопрос о новом административном центре.
Из оккупированного Донецка в Мариуполь массово выезжали люди, частный бизнес и, конечно, областные представительства государственных структур. Но уже через несколько месяцев областная администрация переместилась в Краматорск. Зато СБУ, главное управление Национальной полиции и областная налоговая остались в Мариуполе.
«Восточный вариант» разобрался, чем было вызвано это решение, может ли Мариуполь снова претендовать на роль областного центра и действительно ли в областных центрах жить лучше.
Город на краю земли
Политолог Константин Батозский в 2014 году был советником на тот момент и.о. главы Донецкой ОГА Сергея Таруты. Он вспоминает, что в 2014 году Мариуполь стал форпостом — городом, который было стратегически важно отстоять. И добраться до него из Донецка тогда было проще, чем до Краматорска.
«Но затем обстоятельства изменились, возобновилось сообщение с северными районами области, потому что ранее не было железнодорожного сообщения. А с Мариуполем оно ухудшилось. С точки зрения логистики, Мариуполь — это тупик, где заканчивается железная дорога. Поэтому, возможно, это не лучший город для административного центра», — рассказывает Батозский.
Действительно, частичная оккупация усложнила положение Мариуполя. Чтобы добраться в Киев на поезде, придется потратить минимум 14,5 часа. А для запуска поезда «Интерсити» до Мариуполя пока нет инфраструктуры. Зато из Краматорска до Киева на нем можно доехать за шесть с небольшим часов.
К тому же, Мариуполь удален от большинства густонаселенных районов области, что также создает неудобства.
«Восточный вариант» отправил запрос в Донецкую облгосадминистрацию, где нам ответили, что пока перенос областного центра в Мариуполь не рассматривается. Оно и понятно, за шесть лет госслужащие успели укорениться на своих местах, а под потребности госорганов были отданы целые здания. Чтобы изменить административный центр, придется потратить много сил и денег.
Есть плюсы, есть минусы
Но столь ли весомы плюсы? Попробуем разобраться. Да, потеряв обладминистрацию, Мариуполь потерял и крупного работодателя.
«Если территориальные органы государственной власти и обладминистрация размещаются в городе, то соответственно в городе есть крупный работодатель. Часть подоходного налога будет идти в местный бюджет», — рассказывает о преимуществах областного админцентра руководитель Донецкого регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой» Максим Ткач.
А депутат Мариупольского горсовета Роман Амелякин считает, что статус админцентра позволил бы Мариуполю эффективнее влиять на распорядителей областных средств, задействованных в мариупольских проектах.
«Конечно, этот статус пойдет городу на пользу, так как часть областного бюджета будет расходоваться здесь. Гораздо большая часть, чем сейчас. Но в то же время мы как-то справляемся и без этого статуса. К тому же, для распоряжения областным бюджетом нужно много чего согласовывать с областной администрацией, до которой сейчас добираться проблематично. <...> Ну и, соответственно, мы бы могли влиять на основных распорядителей бюджета, которые делают парк Гурова, набережную годами», — говорит местный депутат Роман Амелякин.
Но не стоит забывать о том, что Мариуполю пришлось бы в срочном порядке искать постоянное здание для обладминистрации. В Краматорске ДонОГА получила постоянную прописку лишь в 2017 году.
«Инфраструктура города должна быть готова к тому, чтобы разместить органы государственной власти. Если в Краматорске нашли здание для ДонОГА. Кроме того, сейчас, когда происходит один из этапов административно-территориальной реформы, когда созданы Мариупольский и Краматорский районы и соответственно создаются Краматорская и Мариупольская районные государственные администрации, уже нужно находить помещения и для этих органов», — комментирует Максим Ткач.
Станет легче дышать?
Мариупольцы до сих пор спорят о том, нужен ли вообще Мариуполю этот статус. Одни считают, что город и так неплохо развивается, идя по собственному пути. Другие уверены: если бы Мариуполь был центром области, то и отношение к нему было бы соответствующее. Город бы ожил, строилось бы новое жилье для новых горожан, решились бы проблемы с логистикой.
Но самая главная проблема города, которая беспокоит горожан больше всего остального — это экология.
Почти каждый год Мариуполь возглавляет рейтинг городов с самым грязным воздухом в Украине. Два крупных металлургических комбината, ММК имени Ильича и «Азовсталь», этому способствуют. В городе регулярно проходят экологические митинги, за состоянием атмосферного воздуха следит система мониторинга, установленная за областные средства.
В то же время жители считают, что для улучшения экологии делается недостаточно, и регулярно в комментариях приглашают президента Украины Владимира Зеленского и главу ДонОГА Павла Кириленко приехать в Мариуполь, чтобы лично оценить ситуацию.
«Если бы здесь жили чиновники или их дети, в Мариуполе давно бы стало легче дышать», — такие мысли иногда звучат в спорах об экологии.
Но эксперты считают, что ключ к решению проблемы не стоит искать в простом переносе обладминистрации. Например, журналист, координатор Центра общественного контроля «Дій-Краматорськ» Андрей Романенко говорит: «Нужно понимать, что областной департамент экологии — это не об экологии. Департамент не занимается ничем, что улучшает экологию области, он строит парки и системы мониторинга, проводит какие-то там программы развития. Сад Бернацкого в Краматорске и несколько парков Мариуполя финансируются за экологические деньги».
Поезда и самолеты — пока лишь мечта
Для многих приезжих удивительно, что в самом крупном после Донецка городе области, нет действующего аэропорта и сюда не ходит «Интерсити».
Частичная оккупация области усложнила положение Мариуполя. Чтобы добраться в Киев на поезде, придется потратить минимум 14,5 часа. А для запуска поезда «Интерсити» в Мариуполь пока нет инфраструктуры.
Кроме того, в Мариуполе с начала войны не работает аэропорт. Разговоры о возобновлении авиасообщения уже стали хорошей традицией для политиков и министров.
«В любом случае, мы обновим аэропорт — все сделаем. Самолеты из Мариуполя будут летать. Это важно», — сказал Зеленский мэру Мариуполя Вадиму Бойченко во время заседания Совета развития громад и территорий в Киеве.
Правда, в вопросе авиасообщения с Мариуполем решающий голос имеет не город, область или государство. После того как в 2014 году был сбит малайзийский Боинг российским зенитно-ракетным комплексом «Бук», воздушное пространство над Донецкой и Луганской областями было закрыто.
«Есть Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая занимается регулированием воздушного пространства. Запрет исходит от нее, потому что рядом зона боевых действий, — говорит депутат Мариупольского городского совета Роман Амелякин. — Сейчас в бюджете Мариуполя заложена реконструкция аэропорта. Но насколько это все актуально? Некоторые чиновники верят, что это вот-вот произойдет. Но пока войне не видно конца и не исчезает опасность для воздушного сообщения, перспективы в этом пока никакой»,
“Большое строительство” и маленькие новостройки
В Мариуполе и Краматорске сейчас много недостроев, но зато при поддержке бюджетных средств строятся многоквартирные дома для переселенцев и госслужащих. В Мариуполе — восьмиэтажный дом на 120 квартир, в Краматорске — 11-этажный дом на 121 квартиру.
В Краматорске в 2017 году начали строить бассейн, рядом с недавно сданным в эксплуатацию Ледовым дворцом (который также являлся долгостроем). В Мариуполе тоже строят бассейн «Нептун», открыть планируют в 2021 году.
Журналист Андрей Романенко подчеркивает, что после осенних местных выборов в Мариуполь активно вкладываются деньги.
«До последних местных выборов Краматорск был таким любимчиком области, и мы это видели с распределением государственного бюджета. Достаточно сильный перекос был в сторону Краматорска, который вдвое меньше Мариуполя. <...> Я думаю, что на ближайшие несколько лет Мариуполь будет любимым городом в области. И несмотря на то, что он не является номинальным центром Донецкой области, туда будут направляться инвестиции. Это мы видим по «Большому строительству» — уже четыре детских сада, школы, бассейн ремонтируются. В Мариуполь пошли государственные деньги», — отмечает Романенко.
Бизнес-климату не хватает крупных игроков
С началом войны из Мариуполя практически исчез сетевой бизнес. В период с конца 2014 до середины 2016 года в городе было полно закрытых магазинов и опустевших торговых павильонов, которые сдавались в аренду. Со временем в городе стали появляться украинские сети фастфудов и кофеен. Открылись магазины модных брендов Украины и Европы, а благодаря грантовой поддержке ЕС и США появились предприниматели, продающие свою крафтовую продукцию и услуги.
«Мариуполь гораздо динамичнее и в плане общепита, и в плане торговых центров. В Краматорске сейчас нет ни одного крупного торгового центра. Пока в Мариуполе спорят, нужно ли его ставить McDonald's на месте фонтана или нет, Краматорск вообще не может мечтать о нем», — считает Андрей Романенко.
Но игроков крупного бизнеса все еще не хватает. И вот тут, как предполагают эксперты, дело не только в близости к линии фронта.
«Главное, что нужно сделать, — обеспечить другие правила игры. Донетчина до сих пор закрыта для мира, чужие здесь не ходят. Я поверю, что мы, как государство, достигли успеха, когда Ринат Ахметов перестанет быть самым крупным налогоплательщиком в области, когда мы создадим условия, чтобы сюда зашли другие люди. Даже в Мариуполь никто не заходит, потому что это монопольная среда», — говорит Батозский.
Две столицы
В каком-то смысле области даже выгодно иметь как бы две столицы — северную и южную. Они не конкурируют между собой, а развиваются, не мешая друг другу. А жители сами выбирают, куда им удобнее приехать, чтобы решить те или иные вопросы.
По мнению Андрея Романенко, мы сильно переоцениваем статус административной столицы.
«Мы считаем, что как только город становится центром области, он автоматически становится “Донецком” в нашем понимании — с вот этими проспектами, “Донбасс Ареной” и всем остальным, что осталось там. Но на самом деле нет. Нужно четко понимать, что Краматорск останется Краматорском, Мариуполь — Мариуполем», — объясняет Романенко.
Но и отказаться совсем от облгосадминистраций Украина пока не может.
«Области являются элементами административно-территориального устройства Украины. И согласно Конституции Украины исполнительную власть в областях и районах осуществляют местные государственные администрации», — говорит Максим Ткач.
Существует много примеров, когда столица остается на втором плане по сравнению с другим городом. Например, Вашингтон хоть и является столицей США, но Нью-Йорк гораздо более популярен в массовой культуре и среди туристов. Также в Нью-Йорке ниже уровень безработицы и выше средняя зарплата, более развита культура и даже ВВП выше. А в Нидерландах, хотя Амстердам является административной столицей, именно в Гааге расположены крупные международные правовые органы: Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Международный арбитражный суд.
Константин Батозский говорит, что во многих странах мира органы власти специально разводят в разные города, чтобы реализовать коррупцию было сложнее. Политолог считает, что чем ближе различные структуры расположены друг к другу, тем проще работникам договариваться.
«В мире децентрализации нам нужны истории не красивой столицы, к которой тянутся “отсталые районы”, а несколько точек силы, территорий развития, где рождается украинский Донбасс», — считает Батозский.
Читайте также: Новостройки и долгострои Краматорска: когда ждать и кто имеет право