“Прикипаем к ним душой”: как на Луганщине работают патронажные сестры Красного Креста
Принести медикаменты и продукты, выслушать, поддержать, спасти от физического и душевного холода. Все это для своих подопечный делают патронажные сестры Общества Красного креста Украины
Патронажные сестры работают только в Луганской и Донецкой областях. О своих сложностях и радостях рассказали “Восточному варианту”.
Условно одинокие старики
Прифронтовая Трехизбенка. Частный дом, увитый виноградом двор, под навесом сложены дрова. Здесь уже много лет живет Александра Семеновна Медведева. Более 40 лет она проработала в местной школе, преподавала математику, успела побыть завучем.
На склоне лет 74-летняя пенсионерка осталась одна.
“Мы жили хорошо. Дочь и зять тоже работали в школе учителями. Внуки у меня есть, трое.Старшему уже 17 лет, младшие в 3 и втором классе. Но с началом боевых действий, только первый самолет прилетел к нам на бреющем полете, мои дети сразу уехали. Они побоялись дальнейшего развития событий. Уезжали все, кто куда”, — вспоминает пенсионерка.
Из дома Александра Семеновна практически не выходит. Раньше просила соседей иногда покупать ей хлеб, замораживала несколько буханок и потихоньку ела.
“Свежий хлеб ела раз в 3 недели. Продукты трудно было закупать. Не будешь же постоянно просить, у всех свои дела, проблемы, тут много пожилых людей”, — рассказывает она
Жизнь пенсионерки изменилась, когда в ее жизни в новом качестве появилась ее бывшая ученица Наталья. Она работает патронажной сестрой. Помогает не только купить продукты, но и принести воды, дров, что-то убрать в доме.
“Она приходит ко мне со своей добротой, своей лаской, своей душевной заботой настраивает меня на позитив. И хочется жить!”, — не скрывает эмоций бывшая учительница.
Свет в окошке
Наталья Анохина — приветливая и разговорчивая. До 2008 года она была медицинской патронажной сестрой, потом начала работать в Славяносербской областной туберкулезной больнице. Из-за боевых действий более 200 сотрудников сократили.
Пару лет назад Наталья опять вернулась к работе в Обществе Красного Креста, но теперь без медицинских услуг. На велосипеде или скутере теперь курсирует по поселку между своими подопечными.
“Помогаем и белье поменять, если бабушка сама не может. В общем, делаем все, что попросят. Работа моя мне нравится, я считаю, что пользу людям я приношу. У нас не все люди одинокие. Есть условно одинокие — когда дети из-за конфликта остались на временно оккупированной территории. Нет возможности приехать, а сейчас еще и коронавирус. Например, у одного моего подопечного дочь живет в Луганске, но она сама проживает в общежитии, у нее вообще нет возможности забрать отца. Мы у них такой “свет в окошке”, — рассказывает Наталья.
Сейчас у нее 6 подопечных, все условно одинокие. Трое почти не встают, с трудом передвигаются по дому. Все жаждут, среди прочего, и общения. Поселок практически изолирован, автобус приезжает раз в день.
“Для них очень важна такая поддержка. Они любят поговорить, вспомнить, рассказать про свою жизнь. Общение тоже помогает. Да и ты душой прикипаешь,знаешь все, что происходит в доме и семье. Так случается, что они уходят. У меня умерла подопечная, я так тяжело переносила. До сих пор проезжаю мимо ее дома и меня по инерции тянет к этому человеку. А человека нет”,— говорит патронажная сестра.
“Мы становимся членами их семей”
У Надежды Зиньковской из Лисичанска история в чем-то похожая. 15 лет она проработала медицинской патронажной сестрой, а вот уже три года выполняет социальную работу. Ее подопечные не просто пожилые, а люди с инвалидностью.
“Сейчас у меня 5 человек, достаточно тяжелые: две бабушки колясочники, две полностью незрячие, один мужчина передвигается только по квартире на костылях. Помогаем во всем — оформить субсидию, заплатить за коммунальные услуги, купить продукты и лекарства, даже искупать. Ходим в поликлинику, рассказываем об их жалобах, консультируемся с врачем. У меня была пара подопечных, которым снаряд попал в дом. Осталась одна воронка. Привлекали Норвежский совет по делам беженцев, чтобы им помогли восстановить жилье”.
Сложностей добавляет и специфика города. Из-за долгов водоканала за электроэнергию в Лисичанске часто выключают воду. В основном несколько раз в день осуществляется подвоз (силами ГСЧС), но выйти с ведрами даже к подъезду подопечные Надежды Михайловны не могут, так что для нее появляется дополнительная работа.
“Обкладывала подопечную бутылками с горячей водой, чтобы спасти от холода”
Некоторые истории из ежедневной рутины патронажных сестер просто поражает. Например, 60-летняя незрячая жительница Лисичанска зимой буквально чуть не замерзла, ведь живет в полупустом старом общежитии, в котором отключили отопление.
“Все ветхое, старенькое, окна тоже. Если морозно на улице, у нее дома +2 градуса. Она все время лежит, соседей нет, которые могли бы ей помочь. Женщина пропадала от холода. Мы собрали ей теплые вещи, одеяла. На свою пенсию меньше 2 тысяч гривен она не могла себе купить даже теплые носки. Пытались ей поставить электрический обогреватель — не выдерживала проводка. Как мы выкручивались: прихожу вечером (благо живу недалеко) с фонариком, нагреваю воду, наливаю в бутылки. И обкладывала ее. Спасали, как можем. Она сейчас просто ожила, она стала радостная”, — рассказывает сестра.
Но при всем этом хлопотная и морально тяжелая работа остается любимой.
“Мне нравится помогать людям, видеть, как блестят их глаза. Старость никого не обойдет. Нужно отдавать людям ласку и тепло. Я от этого получаю много положительных эмоций”, — говорит Надежда Михайловна.
История вопроса
Патронажная служба существовала в Обществе Красного Креста Украины с 1961 года на протяжении 55 лет. Это была медицинская патронажная служба, которая оказывала услуги именно медицинского характера по назначению врача. Медицинские сестры Красного Креста приходили на дом к людям, которые не могли посещать поликлинику — маломобильным, инвалидам, ветеранам. 2016 году такие патронажные службы остались без государственного финансирования.
“Учитывая события, которые происходят в Луганской и Донецкой области, Международный Комитет Красного Креста поддержал проект “Патронажная служба” и продолжает его финансировать. Проект начал работу на территориях, подконтрольных правительству Украины в 2017 году. Теперь это социально-бытовые услуги, помощь в быту. Для наших подопечных это жизненно необходимая помощь. Порядка 20 человек прикованы к постели, многие живут в удаленных селах, бывает, что на улице остается один дом. Наши сотрудники идут к ним и зимой, и летом, и в дождь, и в снег, преодолевая огромные расстояния. Люди ждут прихода патронажной сестры и чтобы пообщаться, ведь все подопечные — люди одинокие или условно одинокие”, — говорит специалист Луганской областной организации Общества Красного Креста Украины Татьяна Сарапулова.
Сейчас в Луганской области работают 30 патронажных сестер. Они оказывают помощь 175 людям.