Гуманитарка, выплаты и палатки с горячим питанием: Сергей Гайдай о первых шагах после деоккупации Луганщины
Сегодня почти вся часть Луганской области оккупирована врагом. Но у Луганской областной военной администрации (ОВА) уже есть план и порядок действий в случае освобождения населенных пунктов региона Вооруженными силами Украины.
“Восточный Вариант” пообщался с председателем Луганской ОВА Сергеем Гайдаем, чтобы узнать, какими будут первые действия в случае освобождения территорий области.
Что происходит в оккупации?
Пока ситуация в оккупированных населенных пунктах Луганщины (начиная с 24 февраля этого года) сложная, даже критическая. У населения нет коммунальных услуг — водоснабжения, газоснабжения, электроэнергии, теплообеспечения.
По словам Сергея Гайдая, россияне пытались восстанавливать электричество, в некоторых местах им удалось это сделать. Однако работа велась без восстановления подстанций, что может угрожать большой перегрузкой с началом отопительного сезона и даже возникновением массовых пожаров.
Крупные города области, возле которых происходили боевые действия (Рубежное, Северодонецк, Лисичанск, Попасная), получили значительные разрушения, это около 80-90% всех жилых зданий и элементов инфраструктуры. Работы в городах нет, гуманитарной помощи тоже, люди практически “выживают”.
Сейчас остается ждать профессиональной работы ВСУ и военного освобождения Луганской области. Сергей Гайдай рассказывает, что “быстро выгнать их, как в случае с Харьковщиной, не получится”.
К тому же, военные будут работать до границ с российской федерацией, включая город Луганск, который требует дополнительной подготовки и большего времени.
К деоккупации уже готовы
Но Луганская ОВА уже сейчас готова к освобождению первых населенных пунктов, чтобы начинать там свою работу и помогать находившимся в оккупации людям. Был создан областной штаб по деоккупации, куда входят представители гражданской защиты, жилищно-хозяйственного направления, ГСЧС, военные, врачи, пограничники. Все сотрудники проинформированы о своих действиях в случае захождения в освобожденный населенный пункт.
Разработан план по восстановлению медицины. Северодонецкая больница и Рубежанская больница находятся в эвакуации. Им была предоставлена помощь с перерегистрацией, сейчас они продолжают работать для населения в других населенных пунктах. К тому же разработан порядок действий, какая медицинская помощь и как будет предоставляться населению Луганщины после освобождения определенных населенных пунктов.
Вместе с этим уже готовы мобильные скорые помощи и группы врачей, которые будут заезжать в города и поселки вместе с военной администрацией и смогут на месте оказывать помощь жителям. В течение двух недель должны приехать два медицинских автобуса для населения Луганщины, один из которых имеет оборудование для прохождения флюорографии.
“В первое время мы даже в больницы заходить не сможем из-за процесса разминирования. К тому же понимаем, что они все похитили, все наше оборудование, и такие действия разработаны, чтобы наши жители очень быстро смогли получить необходимые медицинские услуги”, — говорит Сергей Гайдай.
В настоящее время стоит вопрос строительства фортификационных сооружений вдоль линии границы Луганской области с россией.
Он самый большой в Украине — более 700 км.
Луганская ОВА понимает, что оттуда будет идти постоянная угроза, поэтому нужно делать надежные укрепления.
“Мы проговорили с Укрпочтой, что как только территория будет деоккупирована, чтобы они заезжали мобильными автомобилями, чтобы выдавать пенсии и социальные выплаты населению. Были получены и Starlink для местных учреждений и военных администраций, понимая, что со связью будет проблема, и людям нужно будет выйти на связь, зарядить свои гаджеты. Это все необходимо”, — рассказывает Сергей Гайдай.
Проведена коммуникация с мобильными операторами Украины. Если ретрансляторы и антенны будут уничтожены, они смогут установить мобильные антенны и ретрансляторы. Это поможет на первое время наладить постоянную связь.
Уже были подготовлены мобильные ЦПАУ для населения Луганщины. В первое время жителям населённых пунктов нужно будет восстанавливать документы, справки, для этого уже будут работать отделения.
Готовы гуманитарные наборы для жителей громад. В первое время магазины работать не будут, поэтому уже подготовлена продовольственная и другая помощь. При этом будут выдаваться печки, буржуйки для согревания. ГСЧС будут устанавливать палатки для обогрева, где будет также возможность получить горячее питание.
Вместе с этим, будут заезжать и ремонтные группы в города и поселки. Пока неизвестно, как и сколько времени уйдет на восстановление всех коммуникаций. Но ремонтные бригады сформированы и готовы работать на местах.
После освобождения Луганская ОВА планирует возобновить работу главных больниц области. Подготовлены условия, благодаря которым больницы будут снабжены водоснабжением и электричеством.
Сейчас невозможно сосчитать, сколько средств может понадобиться на отстраивание и восстановление области. Это связано в первую очередь с незавершенными боевыми действиями на территории области.
“Недавно оккупанты были в Стельмаховке. Их выбили подальше, а они начали разрушать все, что позади них. Поэтому невозможно подсчитать, сколько будет стоить восстановление области. Чем дальше будут гнать их наши воины, тем больше они будут разрушать и обстреливать уже освобожденные города и села”, — говорит Сергей Гайдай.
Мир обещает поддержку в восстановлении
Луганска ОВА ведет активные переговоры с международными организациями и странами мира, которые могут помочь в восстановлении региона. По словам Сергея Владимировича, три страны закреплены за Луганщиной — это Чехия, Финляндия и Швеция. Но только этими странами помощь не ограничена. Франция может предоставить кредит на восстановление водоснабжения, США или Великобритания, возможно, могут восстановить мосты или электроэнергию, газоснабжение. Такие страны, как Хорватия, не имеющие больших средств для помощи или кредитования, но сами пережившие войну, предлагают предоставлять специалистов по разминированию.
“Я общался с послом Канады в Украине, с госпожой Ларисой Галадза, они нам предоставляли мобильные ЦПАУ. Я предложил предоставить нам еще таких ЦПАУ, потому что они нам уже нужны. С итальянским Послом мы общались по поводу того, чтобы они дали нам бронированные бусы, и лучше, чтобы представители администрации или ремонтных бригад ездили в защищенном транспорте. И так с Послом каждой страны общались — кто-то предоставит нам теплые вещи, кто-то медицинское оборудование, кто-то автомобили, кто-то поможет отстраивать. То есть все аспекты восстановления Луганщины”, — резюмирует Сергей Гайдай.
***
Читайте также: Как "Укрпочта" и "Новая почта" работают на востоке страны