Как карантин повлиял на керамическое производство в Славянске
"Керамический рынок Славянска наполовину пуст": керамисты, торгующие на рынке, жалуются на катастрофическую ситуацию с торговлей
В кризисные годы после распада СССР производство художественной керамики в Славянске стало самым распространенным видом предпринимательства.
Не будет преувеличением сказать, что в этой сфере была задействована половина городского населения. Кто-то работал в цехах, кто-то поставлял сырье, кто-то занимался реализацией готовой продукции. С началом карантина этот сегмент сильно "просел".
После того, как керамики Славянска насытили отечественный рынок, предприниматели стали искать выход на зарубежных потребителей. С годами появились налаженные деловые связи, которые сейчас вынужденно пришлось разорвать или по крайней мере приостановить. Причина в том, что с введением карантинных ограничений границы закрылись и отправлять товар за рубеж стало намного сложнее.
Андрей Мищенко, фото из соцсетей
"Расспрашивать предпринимателей, работавших с заграничными партнерами, о том как у них дела – это сыпать им соль на рану, ведь с началом карантина провозить товар через таможню стало проблематично из-за более жестких требований. Не говоря уже о том, что спрос на керамику резко упал, ведь в других странах карантин тоже повлиял на экономику и уровень жизни людей", – рассказывает председатель Союза керамиков Славянска Андрей Мищенко.
Основной канал отправки керамической продукции в Европу пролегает через Польшу. Причем напрямую с западными партнерами работают единицы, большинство предпринимателей предпочитают действовать через посредников.
"В основном это оптовики из западных областей Украины, которые хорошо знают правила работы таможни и владеют польским языком. К тому же ехать за полторы тысячи километров, чтобы лично сопроводить товар – это значит оставить производство без личного контроля, а зачастую и без собственных рабочих рук, что для небольших предприятий тоже не последний фактор. Нанимать же специального менеджера по продажам многие просто не могут себе позволить, ведь объемы производимой продукции, как правило невелики. Тем более сейчас, когда количество заказов резко сократилось и люди думают о том, как бы сохранить предприятие "на плаву", – продолжает Мищенко.
Как отмечает глава городского Союза керамиков, помочь в этом могла бы кооперация усилий, однако до этого местные производители пока не доросли, и каждый пытается бороться с возникающими проблемами самостоятельно. Информацией о своих каналах отправки делиться с конкурентами никто не хочет. Более того, предприниматели остерегаются даже говорить о сложностях или о временной приостановке производства, так как постоянные могут переключиться на других производителей, благо в Славянске их предостаточно. Точное количество работающих в этой сфере частных предприятий, при этом, назвать не может никто.
"По моей оценке, их в Славянске около 400. Но точную цифру вам никто не назовет, ведь кроме официальных цехов есть еще "теневики", которые изыскивают любую возможность для удешевления производства – подключаются, по отдельной договоренности, к трансформаторам легальных кооперативов или просто пользуются бытовой сетью электропитания. Это, конечно, сильно вредит сектору керамического производства, ибо качественно обжечь изделие при напряжении в 220В в больших объемах невозможно. Поэтому на рынке появляется много некондиционного товара, что, конечно, снижает уровень доверия заказчиков", – констатирует Мищенко. – "Нельзя также забывать и субъектах предпринимательской деятельности, которые занимаются поставками огнеупорных материалов и оборудования, перевозками, продажами. Без них тоже никуда, ведь если не будет сырья, заливочных форм, печей для обжига и т.д., то производство не сможет работать. А если не будет реализации, то вся затея теряет смысл".
Нужно сказать, что отразился карантин не только на международных связях керамистов, но и на внутриукраинском рынке, так как спрос на продукцию резко упал.
"Наше предприятие ориентировано на изготовление сувенирной продукции, которую мы продаем специализированным магазинам. Так как наши изделия содержат украинскую тематику работаем в основном с западноукраинских партнерами – Львов, Почаев, Кременец, Хмельницкий и т.д. С объявлением карантина заказы поступать перестали, так как наша продукция ориентирована на туристов, а их количество тоже сильно сократилось. К тому же сувениры – это не товар первой необходимости, большинство людей сейчас думает о том, как бы прокормить семью. Надеемся, что после отмены ограничений ситуация начнет улучшаться, но сколько понадобиться времени, чтобы выйти на прежние объемы – сложно сказать. Есть ощущение, что "стоять" наш сектор будет еще долго, но закрываться или перепрофилироваться мы не собираемся, ведь этому делу отдано уже столько сил и средств, что отказаться от него будет очень болезненно"", – рассказывает владелица керамического производства Мария.
Позицию Марии разделяют многие предприниматели. Для сохранения своего производства керамисты идут на самые непопулярные меры, вплоть до увольнения работников. Многие перешли на неполную рабочую неделю, некоторые, в ожидании лучших времен, пытаются сдать оборудование в аренду, пишут заявки на получение международных грантов.
Сегодня керамический рынок Славянска наполовину пуст. Керамисты, торгующие на рынке также жалуются на катастрофическую ситуацию с торговлей.
“Даже во время кризиса 2008 года не было так всё тяжело. Сейчас же рынок полностью упал. Когда начался курортный сезон куротники немного выручают, покупая керамику на подарки, но это мелочи по сравнению с тем, что было до карантина”, – говорят рыночники.
Определенные надежды производители возлагают на помощь государственную программу, вступившую в силу с 6 июня. Согласно профильному постановлению Кабмина для предпринимателей, использующих наемный труд предусмотрены компенсации по частичной безработице.
Суть заключается в том, что если предприятие не может обеспечить работникам полную занятость и полноценную зарплату, то государство обязуется компенсировать до 2/3 прежнего уровня заработной платы. В каждом отдельном случае размер компенсации вычисляется индивидуально, – на основании данных пенсионного фонда об уплате единого социального взноса.
Нужно сказать, что наиболее эффективной такая поддержка может стать для легальных производителей, так как те, кто использует неофициальное трудоустройство, рассчитывать на компенсацию, конечно, не могут. С одной стороны это хорошо, ибо таким образом ответственным работодателям улучшают конкурентные условия. С другой стороны, в "теневом" секторе также работает достаточно много людей, оставшихся теперь без возможности поправить свои семейные бюджеты за счет государственного.
Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации керамисты не берутся, ведь когда закончится карантин никто не знает. Да и отмена ограничений не будет означать, что все плохое осталось позади, ведь для восстановление утраченных связей и прежних объемов производства потребуется очень много времени. Может быть месяцы, а может быть и годы.
Дмитрий Журавлев, Восточный вариант, фото автора