"Изоляция" в Донецке и Соледаре: два разных мира на Донбассе
На днях информационное пространство всколыхнули фото секретной тюрьмы «ДНР», известной жестокими пытками. Боевики создали застенок в помещении, которое до оккупации принадлежало украинскому культурному фонду «Изоляция». Тюрьму с самого начала ее существования тщательно охраняли от посторонних глаз.
Факт появления фото застенка в открытом доступе, может быть следствием сразу нескольких процессов и явлений в Украине. Журналисты «Восточного варианта» разбирались каких именно, а также узнали, чем занимается культурный фонд «Изоляция» сейчас.
Немного истории
Культурный фонд «Изоляция» заработал в Донецке в 2010 году. Базировался он на бывшем заводе изоляционных материалов — отсюда пошло и название. Территория помещения составляла 8 га.
В 2014 году боевики так называемой «ДНР» захватили территорию, а работники фонда вынуждены были выехать в Киев. Вот что пишут об этом на сайте фонда:
«9 июня 2014 территория, на которой располагался фонд “Изоляция”, была захвачена наемниками самопровозглашённой “Донецкой народной республики” для размещения так называемой “гуманитарной помощи”, что поступала из России. Административные помещения, галереи и пространства “Изоляции” разграблены, фонд лишился многих художественных работ, материалов и оборудования. Эвакуировав членов команды, фонд продолжает выполнять свою миссию в Киеве».
Помещение «Изоляции» боевики используют как базу для подготовки своих «бойцов» и тюрьму. Освобожденные из «Изоляции» бывшие узники рассказывали о жестоких пытках и нечеловечески условия в застенке.
В прошлом году вышла книга журналиста и писателя Станислава Асеева, который долгое время содержался в «Изоляции». Вот как он описывает в книге свое пребывание в застенке:
«Тюрьма, что на самом деле является концлагерем, где применяют жуткие пытки, действует в современной Украине. За тюремным забором нет никаких законов, здесь совсем другая жизнь: в унижении, страхе и неуверенности, с ранами и следами ожогов на теле, с болью от переломанных костей и часто — от сломанной воли и сознания. Здесь главная задача — выжить, когда жить уже не хочется и от тебя почти ничего не зависит, сохранить здравый смысл, когда уже близок к безумию, остаться человеком в нечеловеческих условиях, где вера, прощение, ненависть и даже взгляд между палачом и жертвой приобретают другие смыслы».
В июне 2019 Генпрокуратура и СБУ задержали «руководителя Центральной избирательной комиссии «ДНР» Романа Лягина. Его также обвинили в создании секретной тюрьмы «Изоляция». Дело Лягина слушает Шевченковский райсуд Киева в закрытом режиме.
“Кто-то надеется на индульгенцию”
Тюрьма «Изоляция» является секретным и закрытым объектом. С 2014 года боевики не признавали, что пытают людей, и опровергали само существование застенка, не говоря уже об обнародовании каких-либо фотоматериалов с этой территории. Поэтому, когда на анонимном телеграм-канале «Донецкий тракторист» появились фото из тюрьмы «Изоляция», это спровоцировало большой резонанс и многочисленные догадки, каким образом и для чего появились эти фотографии.
Отметим, что автор выложил не только фото помещений и территории «Изоляции». Самое главное — он опубликовал фото журнала «учета посещений задержанных». В списке — фамилии тех, кто удерживался в тюрьме.
Автор также обратился к украинским правоохранительным органам:
«Призываю правоохранительные органы Украины использовать эти документы для установления всех лиц, которые удерживались в тюрьме “Изоляция”, и тех, кто был причастен к их незаконному задержанию».
По мнению Станислава Асеева, фото сделал и выложил кто-то из администрации тюрьмы, чтобы заработать себе индульгенцию до того, как придется отвечать за содеянное.
С ним соглашается и другой бывший узник «Изоляции» писатель и кандидат исторических наук Игорь Козловский.
«Создается такое впечатление, что текстом, которым сопровождаются фото, человек пытается сказать, что не имеет к этому никакого отношения. При этом он хочет рассказать об этом тем, кто так или иначе интересуется наказанием преступников. Но мотив остается неизвестным», — отметил в комментарии «Восточному варианту» Игорь Козловский.
Он не сомневается, что человек, сфотографировавший застенок изнутри, имеет непосредственное отношение к его деятельности.
«Именно фотографирование там является риском, а если фотографируется ряд помещений, это говорит о том, что человек целенаправленно, заранее планируя, сделал эти нормального качества снимки», — добавил бывший пленник «Изоляции».
По его мнению, побудить коллаборационистов к подобным действиям могло понимание того, что наказание за создание и содержание жестокого застенка непременно последует.
Подобное мнение выразила и кураторка проектов культурного фонда «Изоляция» Екатерина Филюк.
«Много лет, сколько длится война, мы отстаиваем людей, которые потеряли все на оккупированных территориях. А также отстаиваем тех людей, кто был в этой тюрьме. Это происходит на разных уровнях, в том числе на уровне медиа и в юридической плоскости. Нас долгое время игнорировали. Буквально в течение последних нескольких месяцев ситуация стала меняться. Возник интерес со стороны Министерства иностранных дел. Вся эта заинтересованность и волна в СМИ, возможно, спровоцировали размышления у боевиков на тему, что делать дальше. Поэтому соглашусь с мнением, что виновные хотят себя немного оправдать и заслужить некую индульгенцию», — отметила Екатерина Филюк.
Культурный фонд «заземлился» в Соледаре
Еще в конце 2019 фонд «Изоляция» решила свернуть свою деятельность в Киеве и переехать в Соледар Донецкой области. Из-за карантина переезд пришлось отложить и реализовали его недавно.
«В течение года мы знакомились, говорили, спрашивали, искали, читали, кто-то даже ездил в Соледар. Нам хотелось как можно больше узнать о городе и его жителях, а также подготовиться к переезду. С одной стороны, это такое очень эгоистичное желание узнать, кто твои соседи, с кем вероятно получится подружиться на новом месте. С другой — как выяснилось позже, эти разведки открыли много интересного и неизвестного о собственной истории и современности и для самих соледаровцев», — писала в своей колонке Екатерина Филюк.
По ее словам, Соледар выбрали из-за более развитой инфраструктуры, по сравнению с другими городами, а также из-за присутствия там художественных и активистских ячеек.
«Как и 10 лет назад, в цехах донецкого завода изоляционных материалов “Изоляция” в Соледаре открывает свои двери там, где существует культурная пустота, где работа фонда является востребованной и важной. Надеемся, что, как и в Донецке, здесь удастся создать институт, запустить ряд изменений и стать для них настоящим катализатором», — отметила Екатерина.
Сейчас она координирует один из проектов «Изоляции» — «Заземление». Название символично, ведь фонд решил заземлиться как можно ближе к месту, где зародился.
«В рамках этого проекта мы планируем много различных активностей. Одна из них — это серия краткосрочных резиденций для художников и исследователей. Уже 4 февраля первые участники поедут в Соледар», — пояснила Екатерина.
Шестеро участников с февраля по март будут жить в Соледаре и создавать собственный художественный продукт. В частности, уже есть заявки на создание документального фильма о Соледаре, исследовательскую работу об истории соледобычи, создание скульптуры.
Также в рамках «Заземления» планируют реализовать и экологический проект. Художники Юлия Костерева и Юрий Кручак будут делать серию теоретических и практических воркшопов с видео для молодежи. Они планируют приехать в Соледар в конце февраля. Исследовать город и путешествовать по ближайшим населенным пунктам. Эти путешествия будут снимать, будут брать интервью у людей, которые знают экологические проблемы своего региона, а результатом проекта станет ряд видеоработ. Юрий и Юлия планируют также привлекать к своей работе местную молодежь.
«Наша цель — дать возможность людям сформировать определенное объединение и совместно развивать место, где они живут», — отметил Юрий Кручак.
Под «развитием» Юлия и Юрий понимают введение полезных экологических инициатив, таких как сортировка мусора, очистки водных артерий, борьба со стихийными свалками.
«Сейчас есть запрос на современное образование — не академические образовательные проекты. Мы будем стараться выстраивать наше общение таким образом, чтобы это было некое образование в ходе исследования», — пояснила Юлия Костерева.
Она добавила, что культурные проекты дают понять ту свободу, которую имеет или не имеет определенное место.
Бывший узник застенка в Донецке Игорь Козловский отметил, что проекты «Изоляции» сопровождаются ее историей и напоминают, что та территория, которая когда-то была художественным пространством, захвачена боевиками.
«Это важный момент, не только культурологический, но и как часть информационной войны. Мы должны постоянно напоминать о тех преступлениях, которые происходили и продолжают происходить на той территории. Сама культура имеет много измерений, и одно из этих измерений — это давать людям не только что-то эстетическое, подъем к определенным высотам, но и доносить правду», — подчеркнул Игорь Козловский.
Следить за проектом фонда «Изоляция» можно на их сайте и в соцсетях.