"Главное дать время и пространство": как интегрировать детей с временно оккупированных территорий
Дети, которые выехали с временно оккупированных территорий Украины, долгое время не имели полноценного доступа к украинскому образованию. О том, какой должна быть программа восполнения образовательных потерь для детей, которые выехали со временно оккупированных территорий, основные проблемы на пути адаптации после приезда на свободную территорию Украины, а также о поддержке детей с ВОТ, Восточный Вариант поговорил с учителем географии лицея Educator и проектным менеджером общественной организации “Освіта 360” Николаем Гошовским.
По данным вице-премьер-министерки Украины — министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирины Верещук, на временно оккупированных территориях Украины живут 6 миллионов украинских граждан, 1,5 миллиона из которых — дети. Однако по словам Верещук, одновременно речь идет о почти 5 миллионах внутренних переселенцев. Поэтому, с какими вызовами столкнулись дети, которые были вынуждены покинуть свой дом? И как можно преодолевать те потери, которые нанесла война украинским детям?
Какой должна быть программа восполнения образовательных потерь для детей с временно оккупированных территорий?
Если брать общеукраинскую программу, то преодолеть все образовательные потери в ней — трудно, но возможно, отмечает Николай Гошовский. По его словам, наиболее эффективно в этом вопросе работает качественное время с детьми:
“Главное дать время и пространство для детей, которые выехали с временно оккупированных территорий. Если с учениками педагог больше времени занимается, тогда дети быстрее преодолевают образовательные потери с помощью увеличения количества часов в программе, но этот метод — экстенсивный”.
Также Николай Гошовский признает, не менее важной в процессе преодоления потерь является высокая мотивация со стороны учителя.
“Мотивация — это уже больше об интенсивном методе. Что для меня является составляющей мотивированного учителя? Во-первых, учитель становится другом для ребенка, который проходит путь адаптации в новой среде. Как только ребенок понимает, что перед ним сидит дружески настроенный к нему человек, ученик или ученица сразу начинают эффективнее запоминать учебный материал. Во-вторых, учителя отдают предпочтение практике, а потом теории. Я всегда начинаю урок географии с прогулки на улице, взяв с собой компас, а уже потом мы с классом возвращаемся в кабинет и учим стороны света, например”, — отметил учитель.
По мнению Николая Гошовского, уже сейчас необходимо хорошо осмыслить понятие образовательных потерь. Надо понять, а что именно система хочет, чтобы дети изучили, поняли, применяли, говорит учитель.
“Другой момент, пожалуй, самый тяжелый — каждый учитель должен определить свой базовый минимум по предмету. То есть, расписать каждый урок, по каждому классу и выделить основу. Часто учителя не хотят уступать чем-то, чтобы облегчить программу, в результате чего дети — перегружены, а образовательные потери так и не преодолены. К примеру, если ребенок понял понятие чести или добра, через произведение украинской литературы, то нужны ли ему еще 10 произведений читать, если там основная идея такая же.
Я не говорю об упрощении программы до двух слов и занижении стандарта. Я больше за мудрость в подходе. И, если мы будем знать ядро каждого предмета, то нам легче сразу понять его базу, а также легче осознать, где именно дети имеют образовательные потери, чтобы быстрее их преодолевать”, — убежден Гошовский.
Однако, когда речь идет не об общей украинской системе образования, а о коллаборации инициатив и помощи со стороны доноров или общественных организаций, тогда конечно здесь все происходит иначе, ведь в образовательных организациях группы меньше и более сфокусированы, отметил Николай Гошовский.
“Поэтому вера, мечта и неустанный повседневный труд, в первую очередь учителей, даст нам непременный прорыв в преодолении образовательных потерь”, — добавил Николай.
Какие условия способствуют адаптации детей в новом пространстве?
Новая дружба. Николай Гошовский отмечает, что новые друзья для детей, которые потеряли возможность жить в своей родной среде, имеют большое значение.
Безопасность. В образовательном процессе ребенок, который приехал на свободную территорию Украины, не должен чувствовать на себе дискриминацию или травлю за ошибки. Именно право на ошибку может дать ребенку понимание того, что он в безопасной среде, и что он может свободно высказываться, чтобы процесс обучения новому происходил легко и эффективно.
Найти занятие, которое нравится. Любимые занятия помогают ребенку улучшать свое моральное состояние, а также, как отметил Николай Гошовский, помогают найти единомышленников и комфортно строить новую коммуникацию.
Социальные связи. Дети подросткового возраста держат акцент на том, как их воспринимает социальная среда. Если подросток находит сообщество, которое дает ему социальную значимость, тогда можно утверждать успешность интеграции в новом пространстве.
Кроме того, Николай Гошовский рассказывает, как в образовательном хабе в Ужгороде, где он работал с детьми, которые выехали с временно оккупированных территорий, а также с территорий боевых действий в 2022 году, дети активно шли на контакт и легче адаптировались к изменениям. Уже после построения коммуникации с детьми — открывались и родители. Иногда взрослые говорят своим детям фразу “не пускай корни” из-за неопределенности будущего, когда семья не знает, где окажется завтра. И это является преградой для интеграции ребенка в новом пространстве, считает Николай.
“Детям больно за свой дом”
Учитель делится, что во время уроков в лицее неоднократно видел детей, которым важно высказывать боль потери или оккупации своего дома:
“География — это также упоминания украинских населенных пунктов, в частности на востоке Украины. Когда заходит тема о промышленности, тогда непременно кто-то из учеников поднимет руку и поделится, например, тем, что он из Авдеевки, а кто-то вспомнит о родном Бахмуте. Некоторые хотят подойти к карте и указать точное расположение своего дома. И в такие моменты я в который раз осознаю, насколько детям больно за свой дом”.
В такие моменты, когда ребенка возвращает снова в прошлое, педагог советует перевести фокус на будущее. Например, говорить о восстановлении разрушенных или ныне оккупированных городов, спрашивать детей, что каждый из нас может сделать после победы для родной области, или даже всей Украины. Именно мечты и вера в будущее заставляют идти дальше.
Полезные контакты
✅ Общественная организация “Gen.Ukrainian” профильно занимается ментальной реабилитацией детей, которые стали свидетелями российско-украинской войны. В организации отмечают, что специалисты проводят психологические интенсивы и создают новейшие программы реабилитации. Подать заявку можно по ссылке.
✅ Общественная организация “Освіта 360” создает проекты формального и неформального образования, психологической поддержки и тренингов для молодежи и педагогов, летние лагеря для детей ВПО и погибших героев. Организация отмечает, что стремится сделать образовательный процесс доступным для всех, независимо от их происхождения или условий жизни. Позвонить можно по телефону: 098 945 0023, или оставить заявку на сайте.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.