Инклюзивный Мариуполь: что необходимо людям с инвалидностью в своем городе
Как помочь разрушить видимые и невидимые барьеры в городе и взаимодействии
По оценкам ВОЗ более одного миллиарда людей на планете имеют инвалидность. Это примерно 15% населения Земли. Но несмотря на внушающие количество, эти люди все еще вынуждены считаться с неудобной городской средой, а их проблемы остаются незаметными для окружающих.
«Восточный вариант» узнал, какие проблемы испытывают люди с инвалидностью в Мариуполе, а так же как им можно помочь
Недоступных объектов нет, есть травмоопасные
Мариуполец Алексей Дидаш родился, вырос, получил первое образование и первую работу в Мариуполе. Сейчас он общественный деятель, помощник депутата городского совета, руководитель молодежного интеграционного движения «АЛЬФА» при общественной организации «Поверь в себя», которая помогает родителям детей с инвалидностью интегрироваться в общество и получить поддержку.
Алексей сам имеет инвалидность из-за последствий церебрального паралича. Общественной деятельностью занимается больше 13 лет.
По городу мужчина передвигается, используя роллеры — одну из разновидностей ходунков, но говорит, что недоступных мест для него нет.
«Это достаточно сложный вопрос. Для меня недоступных мест нет, потому что каждый объект я проверяю лично, как общественный деятель. Но как человек с инвалидностью опорно-двигательного аппарата, который перемещается при помощи ходунков (роллеров), постоянно сталкиваюсь с проблемой доступности того или иного объекта — здание, тротуары, транспорт, покрытие в общественных местах и так далее. Скажем так: полностью недоступных для меня объектов нет, есть те, доступ к которым несет повышенный риск травмироваться, сломать конечность или позвоночник. Но подчеркиваю — это для меня так!», — делится опытом Алексей Дидаш.
Из тех объектов, которые Алексей лично проверил на наличие элементов доступности и инструкции сотрудников, лишь 10% соответствуют государственным строительным нормам.
Чтобы фиксировать нарушения и придавать их огласке, Алексей создал группу в Facebook «Недоступный Мариуполь», где участники делятся фотографиями мест, недоступных для маломобильных людей и лиц с инвалидностью.
«Присылают фото и просят приехать, чтобы провести анализ доступности, аудитория растет. Меня пригласили в Храм Св. Петра Могилы, который сейчас строится, для консультации по вопросам доступности в дизайне будущего храма, также были обращения ФОПов с вопросами, как сделать правильно. Поэтому отзывы идут и инициатива работает», — рассказывает Алексей.
Добиться пандуса — реально ли?
Возможно ли как-то заставить владельцев бизнеса обеспечить доступность — понизить градус пандуса, установить подъемник для людей с инвалидностью, которые перемещаются на коляске — это неоднозначный вопрос. За исполнением строительных норм, в том числе касающихся и инклюзии, в Мариуполе следит Управление Государственного архитектурно-строительного контроля.
«Есть объекты категории СС2 и СС1. СС2 проходят экспертизу, эксперты подписываются [под решением] и если в проекте не будет предусмотрена доступность, то проект не пройдет экспертизу априори. При приеме мы смотрим, есть ли пандусы, тактильная плитка, туалеты для людей с инвалидностью и так далее. Это крупные проекты инфраструктурные, которые город реализовывает. СС1 — это категория, когда квартиру переделали в салон красоты или в магазин. Здесь проектанты уже чуть-чуть балуются. Заказчик прописывает им, что должно быть, но когда дело доходит до ввода в эксплуатацию, то зачастую мы сталкиваемся с тем, что там этого [элементов доступности] нет», — рассказывает руководитель управления Государственного архитектурно-строительного контроля в Мариуполе Сергей Гришко.
Если в проекте предусмотрены элементы доступности, а заказчик при исполнении проекта решили ими пренебречь, ГАСК отказывает во вводе в эксплуатацию. Бывает и наоборот: проектанты не учитывают в проекте элементы доступности, мотивируя это невозможностью их размещения. Такие проекты отправляются на доработку. Бывают случаи, когда ввода объекта в эксплуатацию добиваются через суд.
Инклюзия должна стать нормой общества
Но физическая недоступность объектов инфраструктуры — это лишь часть проблем, с которыми ежедневно сталкиваются люди с инвалидностью. Людям с нарушениями речи или слуха трудно попросить о помощи незнакомого человека, вызвать «скорую» по телефону. Людям с нарушениями зрения часто сложно сделать даже заказ в кафе, потому что меню не переведены на шрифт Брайля.
«Есть такое понятие, как упрощённый язык, который сейчас различными общественными организациями внедряется в Украине. Это такой способ изложения информации, который будет максимально понятен для людей с особенностями интеллектуально-умственного развития вследствие инвалидности или возрастных изменений. Для Мариуполя это новшество, но мы работаем над популяризацией, хотя сейчас таким людям в общении даже в сфере услуг очень тяжело. Также и с теми, кто имеет нарушения речи. Причина в человеческом факторе сотрудников. Когда человек на рабочем месте не желает обслуживать человека согласно с его особенностями, я считаю, такой человек не должен работать», — высказывает свою позицию Алексей Дидаш.
В 2017 году в Мариуполе приняли городскую целевую программу «Доступный Мариуполь» на 2018-2022 годы. Для ее реализации запланированы 147 миллионов гривен. По оценкам авторов программы, в 2017 году только 6% городской инфраструктуры были доступны для маломобильного населения. С тех пор в городе появилось «Социальное такси» — сервис для перевозки людей с инвалидностью с охватом более 600 человек в год. Также есть спецавтомобиль для перевозки детей с инвалидностью, который перевозит более 300 детей в год.
В Стратегии Мариуполя до 2021 года городской совет отчитался о том, что к концу 2020 года 80% помещений муниципалитета доступны для людей с инвалидностью.
Что может сделать каждый из нас
✅ Присылайте фотографии в группу «Недоступный Мариуполь», если видите факты нарушения прав людей с инвалидностью: неправильно установленный пандус, отсутствие перил, тактильной плитки и так далее. Огласка помогает усилить социальную ответственность частных и государственных учреждений.
✅ Выучите несколько простых слов на языке жестов — «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» и так далее, чтобы общаться с глухими или глухонемыми таксистами, официантами, сотрудниками супермаркетов и так далее.
Это можно сделать по картинкам или видео в YouTube.
✅ В общественном транспорте, в государственных учреждениях, на остановках, пешеходных переходах обращайте внимание на потребности людей с инвалидностью — обратитесь к водителю или кондуктору с просьбой опустить пандус, помогите перейти дорогу слабовидящему или слепому человеку, подстрахуйте передвигающихся по пандусу.
✅ Оставляйте отзывы о доступности публичных мест (гостиниц, ресторанов, салонов красоты и так далее) для маломобильного населения и людей с инвалидностью в Гугл Картах и на других сайтах с отзывами. Обращайте внимание на наличие пандуса или подъемника, на наличие меню и прейскуранта на шрифте Брайля и так далее. Публичный запрос на элементы доступности ускорит их появление или улучшение.
✅ Не используйте словосочетание «люди с ограниченными возможностями». Хотя вам может казаться, что такой вариант звучит корректнее. При упоминании в речи или тексте лучше использовать форму «люди с инвалидностью». В конвенции ООН употребляется термин «person with disability». Не акцентируйте внимание на инвалидности человека — учитывайте его потребности, но избегайте чрезмерной опеки.
✅ Сейчас в Мариуполе разрабатывают приложение «Доступный Мариуполь», чтобы увеличить доступность инфраструктуры для людей с инвалидностью. Заполните форму или расскажите о ней своим знакомым людям с инвалидностью, чтобы они высказали свое мнение, которое учтут при разработке приложения.