Возможности образования для детей с инвалидностью. Как работают инклюзивно-ресурсные центры на Донбассе
В Донецкой и Луганской областях существует несколько десятков инклюзивно-ресурсных центров, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Именно в таких центрах определяют, как в дальнейшем нужно учить ребенка и действительно ли он требует отличной учебной программы.
«Восточный вариант» решил исследовать, как работает такой центр и что проходят дети перед тем, как для них выбирают вид обучения. Для этого мы пообщались с руководительницей Лисичанского инклюзивного ресурсного центра Ириной Жданович.
Все начинается с обследования
Ребенка в инклюзивно-ресурсный центр приводят родители, обеспокоенные его физическим или психологическим состоянием. А также в тех случаях, когда родители сомневаются, что их ребенок может учиться в школе по общей программе.
После обращения для ребенка назначают обследование. Его проводят сразу несколько специалистов. В лисичанском ИРЦ работают:
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- учитель-реабилитолог;
- психолог.
Если проблема психологического характера, специалист подбирает необходимую методику и общается с ребенком.
«Наши психологи хорошо обучены, обладающие международными методиками для обследования детей. Для каждого ребенка методику выбирают индивидуально. Например, если у ребенка нарушение слуха, то используется специальная методика, занятие проводится молча — психолог жестами показывает, что ребенку надо делать. Если ребенок дошкольного возраста, то есть методика для выявления расстройств аутистического спектра. Для тех детей, что уже учатся, есть методика, которая определяет IQ ребенка», — рассказала Ирина Жданович.
После психолога обследование проводит логопед — проверяет речь и ее соответствие возрасту. Реабилитолог проверяет физическое состояние ребенка, дефектолог — наличие отклонений.
Обследование может проходить не за один день, поскольку иногда оно может растянуться на несколько часов. Особенно маленьких детей родители приводят в ИРЦ несколько раз.
Каждый специалист после обследования дает свое заключение, которое вносится в единую платформу. Иногда, говорит Ирина, опасения родителей являются ошибочными, и специалисты не находят проблем в развитии ребенка. Когда же эти проблемы есть, в ИРЦ консультируют по инклюзивному образованию.
«Если ребенок имеет особые образовательные потребности, то в заключении прописаны коррекционные дополнительные занятия и указано, с какими специалистами нужно проводить эти занятия, их направление и количество. Также прописываются рекомендации учителям, воспитателям, помощникам воспитателей, родителям, специалистам учебного заведения», — пояснила Ирина Жданович.
Ребенок попадает в учебное заведение
В ИРЦ рассказывают родителям, какие учебные заведения имеют инклюзивные классы, и куда лучше отдать ребенка на учебу.
Школа или детский сад должны учить ребенка исключительно по тем рекомендациям, которые дают в ИРЦ. Как только ребенок с особыми образовательными потребностями попадает в школьный класс или группу в садике, то они сразу становятся инклюзивными. Это означает, что там должен появиться ассистент учителя или ассистент воспитателя (если речь о садике).
Существует стереотип, что инклюзивный класс в школе — это специализированный класс исключительно для детей с особыми образовательными потребностями. На самом деле это не так. В инклюзивном классе или группе могут учиться от одного ребенка до трех детей с особыми образовательными потребностями. Дети учатся по тому же расписанию, что и другие. Однако, программу для них или адаптируют или модифицируют. Это зависит от ребенка.
«В учебных заведениях, где есть инклюзивные классы, должен быть учитель-логопед, учитель-реабилитолог, учитель-дефектолог, которые также предоставляют коррекционно-развивающие услуги этим детям», — говорит Ирина Жданович.
Инклюзивно-ресурсный центр следит за ребенком, который есть на его учете. В лисичанском ИРЦ сейчас на учете 469 детей. В основном, отмечает Ирина, у детей наблюдается прогресс, когда они получают специальную разработанную для них систему обучения.
Главная проблема — нехватка кадров
Далеко не во всех учебных заведениях в Луганской и Донецкой областей есть специалисты, необходимые для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В частности, речь идет о логопедах, дефектологах, реабилитологах.
Поэтому, когда родители обращаются в учреждения образования, где еще нет инклюзивных классов, заведению часто нужно время, чтобы найти соответствующих специалистов. Иногда это занимает несколько месяцев.
Отношение школьников к детям с особыми образовательными потребностями, как считает Ирина Жданович, напрямую зависит от взрослых — работников школы и родителей других детей.
«Если это первый класс, или ребенок из другого учреждения или из другого города, то администрация заведения и психологи работают и с детским коллективом, и с коллективом специалистов-педагогов, и даже с техническим персоналом, который также должен быть осведомлен. В таком случае дети воспринимают абсолютно нормально и проблем не возникает», — отметила Ирина.
Прогрессом руководитель ИРЦ считает ситуацию, когда дети с особыми образовательными потребностями идут в первый класс, а уже в третьем они умеют читать, писать и считать, то есть у них формируются учебные навыки. В таких случаях, по мнению Ирины Жданович, есть все шансы, что ребенок выровняется в обучении с другими детьми.
Немного бюрократии
Чтобы поставить ребенка на учет в инклюзивно-ресурсном центре, нужно пройти бумажную процедуру, а именно зарегистрироваться.
Родители должны иметь при себе паспорт одного из них. Также нужно свидетельство о рождении, даже если ребенок уже получил паспорт.
В ИРЦ родители должны написать заявление, его регистрируют на всеукраинской платформе, а затем определяют дату комплексной оценки.
В день проведения этой оценки нужна психолого-педагогическая характеристика ребенка, его амбулаторная карта, а также тетради по основным предметам, если ребенок учится в школе.
В Донецкой области существует 29 инклюзивных ресурсных центров, в Луганской — 8. Найти необходимый центр родители могут на официальном портале ИРЦ.