RU
RU UA
26 июля 2024, 15:48
Восстановление правды. Какая роль европейцев в развитии промышленности Донбасса?
История

Восстановление правды. Какая роль европейцев в развитии промышленности Донбасса?

Зачем предприниматели из Европы в 18-19 веке приезжали на территорию востока Украины? Выгодно ли им было основывать здесь собственные предприятия? Какие условия труда были для рабочих? И какая общая роль европейцев в развитии Донбасса и его промышленности? На эти и другие вопросы отвечает Восточный Вариант вместе с доктором исторических наук Надеждой Темировой.

Чарльз Гаскойн, Джон Юз, Эрнест Сольве, Эдуард Боссе, Рудольф Генефельд, Густав Гартман, Яков Нибур, Конрад Гампер. Возможно, вы слышали фамилии некоторых из них. Но что связывает всех этих людей? В 18-19 веках на территории современных Донецкой и Луганской областей они открывали собственные предприятия, что приводило к развитию промышленности этих земель. Вместе с тем все они были выходцами из европейских стран. Несмотря на попытки Советского Союза приписать себе зарождение донбасской промышленности, украинская история помнит имена тех, кто на самом деле внес вклад в развитие востока Украины. Подробнее об этом в материале.

Территории Донбасса — золотая жила для европейцев

Стоит объяснить, почему европейцев так тянуло на территорию современного Донбасса. Как Восточный Вариант неоднократно уже рассказывал, долгое время на территориях Донецкой и Луганской областей не было стабильных поселений из-за угрозы вражеских нападений. Несмотря на название Дикое поле, которое на долгое время закрепилось для степной части Украины, здесь всегда жили люди, которые в дальнейшем составили основу для формирования козачества.

Постепенно на этих территориях открывался промышленный потенциал. Например, в 17-18 веках в городах Тор (современный Славянск) и Бахмут открывались соляные заводы и шахты. А в 1721 году, как известно, помощник губернатора Киевской губернии Никита Вепрейский и комендант Бахмутской крепости Семен Чирков взяли первые пробы каменного угля на расстоянии 25–50 верст (примерно 25–53 км) от Бахмута в урочище Скалистое, которое сейчас является современным городом Торецк. Это положило начало развитию угольной промышленности региона.

Уже тогда было известно о природном потенциале этих земель. Но довольно долго его было сложно реализовать для тогдашней Российской империи. Докторка исторических наук Надежда Романовна Темирова рассказывает, что это было неперспективно из-за отсутствия двух важных составляющих. Во-первых, из-за отсутствия рабочей силы. Ведь на заводах, фабриках и в шахтах должны были работать люди. Но в условиях крепостничества свободных рук не было. Во-вторых, не было благоприятных путей сообщения, в частности железной дороги, работа которой была крайне необходима для транспортировки сырья и продукции.

После официального отказа от крепостничества в Российской империи крестьяне, которые имели очень мало земли, не могли прокормить свои семьи. И поэтому вынужденно шли на такие новые предприятия.  Увеличивающаяся рабочая сила стала одним из элементов, которые привлекали иностранцев строить здесь собственные предприятия. Если посмотреть на биографии предпринимателей, которые приезжали на Донетчину и Луганщину, то увидим, что они уже состоялись у себя на Родине, как предприниматели. И прежде всего ими руководил предпринимательский азарт, интерес и желание увеличить прибыль. Например, Джон Юз в Великобритании или Густав Гартман в Германии — они были достаточно известными предпринимателями у себя на Родине, и хотели расширить сферу своей деятельности”, — рассказывает Надежда Романовна.

Темірова Надія

Но не только заинтересованность руководила предпринимателями в выборе Донбасса для своей деятельности. Рядом с ней были такие преимущества, как природные богатства региона, выгодное географическое расположение с выходом к Азовскому морю, а также дешевая рабочая сила (особенно, если сравнивать с западноевропейскими странами). Привлекательным фактором были льготные условия, которые создавало имперское правительственное руководство. 

“И как результат, доходы иностранных предпринимателей на Донетчине и Луганщине на рубеже 19-20 века в 3-4 раза превышали аналогичные доходы в западноевропейских странах. Поэтому это дело было очень выгодным, хотя требовало большого количества денег, исследований, квалификационных кадров, большого количества работников. России тоже это было выгодно. В то время в империи практически не было опыта организации крупного предприятия, металлургического, химического или машиностроительного. Это же еще и новое дело, которое несло риски, поэтому не все были готовы вкладывать в это капиталы”, — говорит докторка исторических наук.

роль європейців у розвитку промисловості Донбасу
Металлургический завод Новороссийской компании со стороны шахты “Заводская”. Фото: radiosvoboda.org

Важно отметить, что вместе с капиталом и опытом иностранцы привезли на Донбасс и европейский опыт организации крупного предприятия. На конец 19 века Донетчина и Луганщина были прежде всего аграрными регионами. Иностранцы же привезли опыт формирования именно индустриального сегмента.

Они начали строить крупные предприятия. И по состоянию на конец 19 века в пределах Донетчины и Луганщины было уже 12 металлургических предприятий, причем огромных. Обратим внимание, что они появлялись очень быстро. Буквально за 30 с небольшим лет в донецко-луганских степях появились огромные металлургические предприятия”, — рассказывает Надежда Романовна.

Вместе с организацией производства, европейцы привезли другие стандарты организации повседневной жизни. Это входило в их интересы, рассказывает историкиня, чтобы наладить жизнь рабочих, которые еще вчера были крестьянами. Первые поколения рабочих крупных предприятий рассматривали свою новую работу, как временную. Но европейским предпринимателям нужны были кадровые, постоянные рабочие, чтобы обеспечить бесперебойную работу производства. Поэтому они применяли механизмы поощрения и стимулирования рабочих, чтобы те оставались на предприятии. И им это удавалось.

Чтобы задержать рабочих, необходимо было позаботиться об их жилье. Вокруг производственных предприятий начали строиться рабочие поселки, которые впоследствии стали современными городами Донетчины и Луганщины. Довольно быстро такие рабочие поселки набирались жителями. Например, в Константиновке в начале 20 века проживало уже 29 тысяч жителей, в Юзовке — 57 тысяч. Начинала формироваться поселковая и городская инфраструктура. 

роль європейців у розвитку промисловості Донбасу
Содовый завод в Лисичанске, 1913 год. Источник: Википедия

Работа на производстве, которое было довольно травматичным и изнурительным, повлекла за собой формирование системы медицинского обслуживания. Открывались больницы и диспансеры. В больнице металлургического завода Юзовки (современный Донецк) в начале 20 века появился первый в Российской империи рентген-кабинет. Потребности развития промышленности привели к расширению сферы образования. Для детей рабочих открывали школы, а также специализированные образовательные учреждения для подготовки специалистов металлургической, горной и других промышленностей.

Ярким примером такой застройки для рабочих является бельгийское наследие в Лисичанске. Иностранные капиталисты вложились в строительство содового завода, рядом с которым был построен целый городок с необходимой инфраструктурой: гостиница, детская больница, больница содового завода, школы, админздания, жилые многоквартирные дома для рабочих, а также церковь и ферма.

Надежда Темирова говорит, что идеализировать иностранных предпринимателей все равно не нужно. Несмотря на такое обустройство жизни рабочих, условия труда были изнурительными, а оплата не очень высокая. Был продолжительный рабочий день от 14 до 16 часов в сутки в сложных условиях.

Европейские предприниматели на Донбассе: кем они были?

Европейские предприниматели и исследователи работали на современных Луганщине и Донетчине уже в конце 18 века. Важную роль в построении промышленности Луганска и востока Украины сделал шотландский специалист по выплавке чугуна и отливки пушек Чарльз (Карл) Гаскойн. В 1794 году он провел исследование восточных земель Украины, чтобы найти место для сооружения мощного металлургического предприятия, и начал проектирование завода.

Чарльз (Карл) Ґаскойн
Чарльз (Карл) Гаскойн. Источник: Википедия

Именно Луганский чугунолитейный завод стал первым крупным металлургическим предприятием на территории востока Украины. Его начали строить в 1796 году возле Каменного Брода, а заработал он уже в 1799. Поселок, который образовался вокруг завода, получил название Луганский завод, или просто Луганское.

Чтобы обеспечить завод углем, построили шахту глубиной 36 м возле поселка Третья Рота (сейчас — Лисичанск). Это была первая шахта на Донбассе. Первый уголь на ней добыли в 1796 году. Уголь доставляли из Лисичанского района по воде Северского Донца. Кстати, поиск и добычу угля здесь проводил английский инженер Т. Ропер, а с 1797 года шахту возглавил англичанин А. Смит.

Луганский паровозный завод был основан в 1896 году немецким промышленником Густавом Гартманом под названием Российское общество машиностроительных заводов Гартмана. Первый паровоз на заводе изготовили 29 мая 1900 года.

В 1869 году валлийский инженер и предприниматель Джон Юз прибыл на Донбасс и основал “Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств”. Вокруг него вскоре вырос поселок, который стали называть Юзовка (современный Донецк).

“Новороссийское общество (в 1869-1871) выкупило у князя С. Кочубея концессии на строительство металлургического завода, сооружение которого началось в верховьях реки Кальмиус. 27 января 1872 г. на предприятии заработала первая домна. Параллельно — разворачивались работы на Еленовских рудниках и шахтах — «Центральной» и «Заводской», работниками которых становились крестьяне. Именно в то время в бытовое употребление населения начало входить название территории поселения — «Юзовка», которое раз и навсегда закрепило в истории города факт его нерусских корней, а следовательно, и в историко-политическом смысле — его нероссийскую идентичность на начальном этапе существования города Донецка”, писала кандидатка исторических наук Мария Кармазина в статье “Политико-историческая идентичность Донецка”.

Джон Юз
Джон Юз. Источник: Википедия

Бахмутская уездная управа в 1896 году писала: “Юзовка — ни город, ни пригород, ни городишко, поселение не имеет никаких общественных заведений и полностью подчинено своему владельцу, есть полицейский надзиратель и 20 городовых, содержание которых отнесено на счет завода, а потому вся их служебная деятельность направлена на охрану интересов завода, а не жителей”.

Это же мнение высказывает доктор исторических наук Ярослав Грицак. В статье “История двух городов: Львов и Донецк в сравнительной перспективе” он пишет, что городская инфраструктура развивалась слабо.

Показателен тот факт, что до самого падения Российской империи Юзовке так и не был предоставлен официальный статус города — формально она оставалась селом. И действительно, этот населенный пункт трудно было назвать городом, он напоминал скорее конгломерат поселков, рассеянных вокруг крупнейшего металлургического завода. Городской вид имели лишь несколько улиц и центральная площадь города, шириной 200-300 метров”, — писал Ярослав Грицак.

роль європейців у розвитку промисловості Донбасу
Первая линия — центральная улица Юзовки. Фото: radiosvoboda.org

След европейцев находим и в истории Лисичанска. В 18 веке здесь были обнаружены залежи угля, поэтому в 1796 году вблизи Лисьей Балки введена в эксплуатацию первая каменноугольная шахта Донбасса. Рядом с рудником велось строительство шахтерского поселения — будущего Лисичанска.

В 1887 году из Бельгии на современную Луганщину приехал известный предприниматель и исследователь из Бельгии Эрнест Сольве. В том же году вместе с пермским купцом И. Любимовым они создали акционерное общество под названием “Любимов, Сольве и К”. Вскоре собрание акционеров приняли постановление о строительстве содового завода в селе Верхнее, 3-я рота (современный Лисичанск), Лисичанской волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Строительство началось в 1890 году, и в апреле 1892 года завод начал работать.

Ернест Сольве
Эрнест Сольве. Источник: Википедия

В конце 19 века рядом с заводом начали строить жилой район из красного кирпича. Здесь были столовая, школа, кинозал, заводская больница, гостиница для приезжих, администрация завода, а также жилые многоквартирные дома. Всего бельгийцы возвели 33 здания. Одно из самых известных зданий, заводская больница, работала до 2010 года, но была закрыта из-за банкротства и ликвидации содового завода.

Территория современного Нью-Йорка в свое время стала новым домом для немцев-меннонитов. Считается, что императрица Екатерина II отправила князя Потемкина в Европу, чтобы тот нашел желающих. Долгое время желающих не было, но все же князь нашел немцев-меннонитов, которые были изгнанниками в своей стране. Они не хотели служить в армии и брать в руки оружие, поэтому не находили применения в родном государстве. Поэтому решили отправиться за князем Потемкиным на освоение новых земель.

Яків Нібур
Яков Нибур. Фото с сайта dn.depo.ua

Сначала немцы-меннониты проживали на Хортице и постепенно продвигались на восток. Тогда же появилась колония из семи немецких поселений под названием Нью-Йорк. Там были хорошие и плодородные земли: немцы занимались земледелием, изготавливали муку и крупы. Вскоре меннониты построили здесь механический и кирпично-черепичный завод, паровые мельницы. В 1894 году немецкий предприниматель Яков Нибур основал в Нью-Йорке машиностроительный завод. Здесь выпускали машины для сельского хозяйства и маслобойных заводов.

Об иностранных предпринимателях на Донбассе можно рассказывать еще много. Об Эдуарде Боссе и Рудольфе Генефельде, которые в 1889 году основали “Донецкгормаш”, как машиностроительный и чугунолитейный завод. О швейцарском конструкторе и промышленнике Конраде Гампере, который в 1896 году купил земельный участок в Краматорске, где вскоре был построен Краматорский механический завод. Сегодня на его базе работают Старокраматорский машиностроительный завод и Краматорский ферросплавный завод.

Конрад Гампер
Конрад Гампер. Источник: Википедия

Безусловно, их вклад в основание и развитие промышленности на Донбассе трудно недооценить. Но что же случилось дальше со всеми иностранными предприятиями?

Национализация и миф “россия построила Донбасс”

У предприятий, основанных иностранцами на Донбассе, были разные истории. Но судьба была у всех одна — рано или поздно они все были национализированы и перешли под руководство Советского Союза.

Начало 20 века было очень сложным — началась волна революционных потрясений. Первая мировая война тоже не лучшим образом повлияла на предприятия современных  Донетчины и Луганщины. Некоторые из владельцев покидали Украину и возвращались на Родину. Некоторые уезжали, но продолжали дистанционно управлять предприятиями.

Большевики, придя к власти, объявляли национализацию предприятий. Так, например, Юзовский завод был национализирован в январе 1918 года, он получил статус Юзовского государственного металлургического завода.

Без преувеличения можно сказать, что западноевропейские предприниматели стояли у истоков крупной тяжелой промышленности в Донецком регионе. Но не будем забывать, что рабочими этих предприятий были украинцы и жители этих рабочих городков. На базе, которая была заложена иностранцами, уже советская власть строила свои мощности. И эти предприятия дали основу уже современным производствам. Это и Донецкий металлургический завод, и металлургический комбинат Ильича в Мариуполе, и Лисичанский содовый комбинат”, — рассказывает Надежда Темирова.

Долгое время о роли иностранцев в развитии промышленности Донбасса не говорили. Ведь советская власть формировала впечатление, что тяжелые предприятия были построены только при участии Российской империи и Советского Союза. А рядом с этим формировался миф об “испокон веков русском Донбассе”.

Сегодня российская армия разрушает тяжелую промышленность Донетчины и Луганщины, обстреливая заводы, фабрики, шахты. А на временно оккупированных территориях такие предприятия находятся в запущенном состоянии, а некоторые вообще были закрыты. Это настоящее отношение России к промышленным мощностям Украины. С целью уничтожить нашу страну и подчинить наших людей враг не останавливается ни перед чем.

Сегодня стоит помнить настоящую историю собственного края. Читайте больше статей о восстановлении исторической правды в Восточном Варианте!

***

Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
26 июля Пятница
15:48

История Восстановление правды. Какая роль европейцев в развитии промышленности Донбасса?

Восстановление правды. Какая роль европейцев в развитии промышленности Донбасса?
15:41

Прекращение огня означает, что 25% территории Украины контролирует рф, — посол Украины в Турции

15:20

Должны сфокусировать внимание Правительства на прифронтовых регионах, — Верещук

14:52

В Красногоровке 3 человека сумели выбраться из-под завалов и связаться с полицейскими (видео)

В Красногоровке 3 человека сумели выбраться из-под завалов и связаться с полицейскими (видео)
14:45

Луганские пограничники уничтожили пункт управления БпЛА и вражескую силу (видео)

14:20

В июле жители Луганщины получили более 1,8 миллиарда гривен пенсий

13:59

Российские войска обстреляли Украинск

13:58

В Покровске распределили гуманитарную помощь для восстановления громады

13:20

На Донетчине из-за вражеских обстрелов за прошедшие сутки обесточены 2,7 тысячи абонентов

12:54

Силы обороны Украины нанесли удар по аэродрому во временно оккупированном Крыму, — Генштаб

12:34

В оккупированном Донецке более 6 тысяч абонентов остались без света

12:04

В Славянске будет ограничено водоснабжение до двух районов

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: