
Европейское зарождение промышленности Донецка, или развенчание фейка о "русском городе"
Российские пропагандисты много лет рассказывают, что “"Донецк — испокон веков русский город”, используя это как причину и оправдание полномасштабного вторжения в Украину. Еще один пропагандистский нарратив — “россия построила промышленность Донбасса”. Но, посмотрев на историю основания Донецка и его промышленности, можно увидеть не “русские” корни, а европейские.
Советский режим на Донетчине и Луганщине сто лет назад будто сам появился из ниоткуда. Тогда же возникла история “о промышленном советском Донбассе”. Будто “красный режим” сам из ничего поднял заброшенный регион. Но действительно ли это так? И кто на самом деле основал промышленность в Донецке? Разбирался Восточный Вариант.
Город, основанный европейцем
В 1869 году валлийский инженер и предприниматель Джон Юз основал на территории восточной Украины поселок Юзовка, который со временем стал современным Донецком. Индустриализацией региона занимались немецкие предприниматели. Но советская власть, как она хорошо умеет, приписала себе все достижения европейских первопроходцев.

У одного российского князя Джон Юз выкупил право построить на территории Юзовки завод по изготовлению железнодорожных рельсов. Но, как оказалось, здесь были большие залежи угля.
Предприниматель решил наладить производство полного цикла: уголь — кокс — металл. Так Джон Юз основал “Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств”. В начале ХХ века оно стало лидером по выплавке стали в Российской империи.
Всего за несколько десятилетий Юзу удалось вывести промышленность региона на лидерские позиции, при этом индустриализация самой империи продвигалась очень медленно. На работу в Юзовку приезжали мастера и специалисты из Германии, Англии, Франции. Они жили здесь семьями до 1920-х годов, пока СССР не забрал у них производственные мощности. Как видим, методы россиян не меняются. Ведь после оккупации частей Донецкой и Луганской областей, они так же обокрали или вывезли в россию более 20 украинских предприятий.

Постепенно Джон Юз обустраивался в поселке. Здесь он построил для себя и семьи просторный дом. Параллельно строился металлургический завод, который со временем стал Донецким металлургическим заводом. На предприятии изготавливали рельсы, что способствовало строительству железной дороги на территории нынешних Донецкой и Днепропетровской областей, доходя до Мариуполя.

После смерти Джона Юза, руководство заводом перешло к его сыновьям — Джеймсу и Айвару.

Кто основал промышленность Донетчины?
На момент основания в Юзовке проживало 164 человека, а в 1907 году — здесь было уже 32 тысячи жителей. Российская империя отказывалась признать населенный пункт городом вплоть до 1917 года. Несмотря на это, здесь уже были европейские технологии и ориентиры на западную культуру. Мэрии не было, всем занималась семья Юза. Работали магазины, воскресный рынок, таверны и городские пивные. Юз создал даже полицейское управление. Действовали гостиница и почтовое отделение.
Центральная улица Юзовки — Первая линия — нынешняя улица Артема. Ее застроили магазинами, гостиницами, банками и ресторанами. В конторах бизнесмены продавали уголь и металл.

Центром поселка был завод, вокруг которого крутилось все остальное. Местные работали на предприятиях, а вечером возвращались домой. Труд был тяжелый, но рядом было все, что нужно для жизни.
На шахтах работали преимущественно местные крестьяне. Эти люди — герои известного советского мифа о целых поколениях пролетариев, которые якобы “с деда-прадеда” работали на заводах. На самом деле промышленность Донетчины, как и Луганщины, поднимали украинские крестьяне и европейские предприятия.
Работа на шахтах была возможностью для людей заработать скромные, но хоть какие-то деньги. Условия труда были ужасными, особенно с точки зрения безопасности. Это было причиной забастовок и конфликтов, но их быстро придушивали.
Валлийцы электрифицировали поселок, проложили железную дорогу, которая соединила заводы Юза с Харьковом, Курском, возвели новые мощности. Так что промышленность Донецка была создана английскими поселенцами. А большевики ее “национализировали” и модернизировали.

В городе работал завод и четыре шахты. Поэтому в поселке было два слоя рабочих — заводчан и шахтеров. Но население постоянно мигрировало, ощущалась нехватка работников.
Предприниматели из Европы развивали не только Донецк. Они давали и строили мощности в других городах современных восточных регионов. Например, Лисичанск называют “десятой провинцией Бельгии”. Можно понять, что это не просто так.
Но все, к чему прикасаются россияне, либо исчезает, либо крадется, либо уничтожается. Например, в следующих текстах Восточный Вариант расскажет, сколько предприятий и какие именно россия украла с временно оккупированных территорий Луганщины и Донетчины.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Педагог из Покровска рассказала о волонтерской деятельности
Ветеран из Луганщины поддерживает военных и их семьи в Черкассах
Эксклюзив Центр изучения оккупации рассказал о возросшем военном "призыве" и "сборах резервистов на ВОТ

Оккупанты определили количество народных дружинников на каждый населенный пункт так называемой "лнр"
Маленьких школьников оккупированной Луганщины росгвардейцы привлекают к "специфической игре" на блокпостах
В оккупированном Донецке захватчики сообщили о критических перебоях с электроснабжением и отоплением
Из-за российских обстрелов Белицкого вспыхнул пожар в квартире
Экс-главе марионеточного "правительства лнр" Сергею Козлову объявили подозрение
Ущерб Национального природного парка "Святые Горы" из-за войны превышает 537 млрд грн

Эксклюзив Для расселения людей с инвалидностью "Восток SOS" реконструирует и оборудует места временного проживания ВПЛ
К этому времени количество боевых столкновений с российским агрессором достигло 111
Эксклюзив Что задекларировал начальник ЛугОВА Артем Лысогор за 2024 год
