Египет – дешевый отдых или дорогой экстрим?
События в Египте на месяц стали предметом пристального внимания многих украинцев. И не потому, что наши сограждане, пережившие революцию под флагами демократии, сопереживали египетскому народу, боровшемуся против режима. А большей частью потому, что в эти дни на курортах Египта отдыхали тысячи украинцев. Что заставляло ехать наших людей в страну с нестабильной внутренней ситуацией, как им там отдыхалось и чем, оказывается, отличаются «наши» от европейцев и египтян, - обо всем этом и еще о некоторых подробностях отдыха в логове революции я… расскажу сама, потому что мы с мужем на днях вернулись из Хургады, где проводили свой медовый месяц.
Сразу отвечу на вопрос, что толкало «наших» ехать в страну, в которой все стало на дыбы. Нас – ограниченный семейный бюджет. Мы не могли позволить себе просто отказаться от 2000 у.е., которые заплатили за тур.
Почему именно курорт в Хургаде стал местом проведения нашего медового месяца? Все просто – это единственное доступное лето посреди зимы за наши деньги. Дубаи и острова – далеко и дорого. А мерзнуть в Карпатах не хотелось – мы ради свадебного путешествия отказали себе в летнем отдыхе и знали, что другого шанса увидеть море в ближайшие месяцы у нас не будет.
Когда выбирали тур, никаких волнений там еще не было. Едва утихли страсти по акулам-людоедам в Шарм-аль-Шейхе, и мы категорически отказались от идеи провести первый семейный отпуск на небезопасном побережье. Тогда мы еще и не знали, что скоро весь Египет окажется Гееной Огненной.
Улетая, мы уже знали, что в Египте начались волнения: в ночь перед вылетом увидели новости по ТВ. Сразу обратились в агентство, где покупали тур. Но нам сказали, что на курортах ситуация спокойная и что туроператор поездки не отменяет, деньги в случае нашего отказа возвращать нам не будут. Путешествие в лето стоило достаточно дорого для нас и потерять эти деньги означало потерять и возможность отдохнуть на курорте вовсе.
Решение лететь принимали под давлением материального фактора, а также в надежде, что медиа все преувеличивают в обычной погоне за сенсацией. Выяснили, сколько в случае необходимости экстренного вылета обратно может стоить перелет в Украину, взяли денег на обратные билеты и рискнули.
Первая неделя в Хургаде была действительно идеальной. Весь оплаченный «инклюзив» мы получили. Единственным следствием революции для нас было волнение родителей, следивших в Украине у экранов компьютеров и телевизором за событиями в Каире. Мы тоже регулярно просматривали вечерние выпуски новостей, после которых каждый день приходилось звонить домой, успокаивать, рассказывать, что у нас все спокойно.
Египетскую революцию мы и правда видели только по телевизору. В день прилета нам сообщили, что гулять по городу не рекомендуется, но и не запрещается. Особого желания ходить по городу, представляющему собой вечную стройку, не было и нас такое ограничение не огорчило. Мы наслаждались летом, до которого от наших сугробов и морозов всего 4 часа авиаперелета.
Когда российское телевидение передавало, что из Египта массово эвакуируют немецких туристов, у нас это вызывало удивление – и в нашей гостинице, и, как мы могли наблюдать, в соседних, немецких туристов было множество. Они сотнями ездили кататься на батискафах, любоваться красотой подводного мира Красного моря в то время, как диктор новостей не уставал повторять зрителям, что их всех эвакуировали.
В конце первой недели нашего отдыха отель действительно опустел. Иностранцы, среди которых, конечно, преобладали немцы, выехали по истечении срока своих путевок, в отеле остались лишь десяток занятых номеров, где жили туристы из России и Украины.
Однажды вечером в сауне кто-то из наших рассказал историю: мол, на мотосафари отдыхавшие в других отелях сообщили, что их держат впроголодь. Изобильные шведские столы на завтрак, обед и ужин в нашем ресторане не давали в это поверить. Казалось, это слухи, рожденные новостями. А эти новости, казалось, просто плод воображения журналистов российских каналов, которым надо отрабатывать свой хлеб и давать «на-гора» сенсации каждый день из революционного Египта.
Однако в начале второй недели проблемы начались и у нас. Сразу скажу, проблемы эти были связаны с революцией лишь косвенно. И природа их, как я понимаю, была исключительно в желании собственников гостиниц защитить свой бизнес от потерь.
Поведение господ буржуа и сейчас заставляет меня удивляться тому, как порою логику и здравый смысл побеждает жадность. Возможно, я мало понимаю в бизнесе, но простая математика ситуации заставляет до сих пор удивляться позиции менеджеров отеля.
Из-за тревожных событий, резонированных во сто крат в прессе, туристический поток в Египет оскудел. Выкупленными на неделю остались лишь несколько номеров из шести этажей нашей гостиницы. Ясно, что мы оказались убыточными гостями для отеля.
Однако, вместо того, чтобы предложить нам компенсацию, принести извинения и сообщить о сложившейся ситуации в туристические компании, ребята молча сокращали персонал, урезали нам пайки, закрывали дискотеки, бары, рестораны, спортцентры и продолжали мило улыбаться.
Мы каждый раз, когда что-то из оплаченных услуг исчезало, не были предупреждены, оказывались перед фактом и были вынуждены ждать русскоговорящего менеджера отеля для объяснений. Отельного гида в гостинице в положенное и названное время не было на месте. Он вообще два дня не появлялся в гостинице в положенное время, и нам приходилось звонить в представительство туроператора в Хургаде для получения объяснений и помощи. Даже после того, как нам в компании убедительно утверждали, что гид будет в гостинице в определенное время, он не появлялся или опаздывал на 30-40 минут, приходилось снова звонить туроператору.
Отметим, что в день нашего приезда в гостиницу на первой встрече с нами отельный гид компании сообщил нам, что именно туроператор в его лице отвечает за наш отдых в гостинице и его качество, предоставление всех оплаченных нами в рамках договора услуг.
А вот, когда пришло время отвечать за ухудшение сервиса, гид растворился в теплом летнем воздухе. Когда же гид появился в гостинице, он в строгой форме отчитал нас за то, что мы нервничаем и звоним, требуя встречи с ним - из его слов следовало, что это неуместно в сложившейся ситуации. В гостинице менеджеры разного уровня отказали нам в какой-либо регистрации нашего письма туроператору об ухудшении сервиса.
Фактически, как только выехали немцы и другие европейские туристы, в гостинице была прекращена работа аниматоров – не проводились дискотеки, игры в волейбол, большие шахматы, дартс, боччу, не было занятий пляжной йогой, уроков танца живота, арабского языка, исчезла живая музыка в лобби-баре по вечерам. Нас без предупреждений и объяснений перевели на питание Lunch menu и Dinner menu - строго порционное и с ограниченным выбором блюд. Из рациона практически исчезли овощи и фрукты. Чтобы заменить блюда в меню (например, выпросить рис на обед и помидоры на ужин) нам пришлось через менеджеров на лобби добиваться встречи с менеджерами ресторана и шеф-поваром, а потом при каждом приходе в ресторан ждать появления менеджера, чтобы получить рис или томаты. Весь этот персонал не говорил по-русски, меню тоже было англоязычным, хотя на тот момент в отеле остались только русские и украинские туристы. Количество официантов в ресторане тоже сократили, и из-за этого нам приходилось ждать даже наших скудных обедов и ужинов по часу-полтора, так как они не успевали всех обслужить. У нас фактически украли время нашего отдыха и заставили ждать обслуживания.
Отметим, что в то же время, когда нам отказывались дать дополнительную порцию хлеба или масла, в этом же ресторане можно было заказать любое блюдо за дополнительную плату! Это могли себе позволить далеко не все из приехавших. А это означает, что дефицита продуктов в гостинице не было, они просто экономили и наживались на нас, ограничив наш рацион. Дефицита не было и в Хургаде вообще – в магазинах полки ломились от продуктов. И при желании гостиница могла бы обеспечить нас надлежащим питанием. Вместо этого нас каждый день кормили картофелем фри и чизбургерами на обед.
Интересно было, что в день, когда в гостиницу заселились несколько семей состоятельных местных, меню резко сменили. Еще утром нам показывали скудный ужин, а вместо этого вечером нас ждала щедрая порция овощей гриль и мясное гриль-ассорти. Но это разнообразие исчезло вместе с местными отдыхающими на следующий же день!
Мы обратились к туроператору с просьбой перенести дату вылета на ближайшие дни и выплатить нам компенсацию за ухудшение условий пребывания с 4.02.11 и дни, которые будут нами пропущены. Через представительство в Хургаде это сделать не удалось из-за отсутствия гида в отеле. И нам пришлось совершать дорогостоящие звонки в Украину, где нам заказали билеты. Кстати, отмечу, что луганское агентство, которое продавало нам тур, оказалось единственным нашим мостиком связи и гарантом нормального сервиса: все наши звонки, просьбы, жалобы, - все учитывалось, и именно благодаря девушкам из этого агентства мы и чувствовали себя в Хургаде относительно спокойно и уверенно.
В Египте же ситуация была противоположная, там туроператор мало беспокоился о своем имидже. Наши электронные авиабилеты в Хургаде мы тоже получили не сразу, номер рейса нам удалось узнать только после очередного звонка в представительство компании туроператора в Хургаде. Гид передал билеты с опозданием, наличие наших фамилий в списках на вылет не сообщил, тоже узнавали по телефону!
Каждый следующий день пребывания в гостинице сервис продолжал ухудшаться. На территории гостиницы 6 февраля 2011 г. начались строительные работы: под окном у нас работал отбойный молоток и экскаватор, шум был на протяжении всего светового дня. Также перестал регулярно работать бассейн (бар и выдача полотенец). Во вторник, 8 февраля, сократили часы работы основного ресторана (сократили время завтрака, обеда и ужина), выключили ночное освещение - мы не могли даже выйти погулять по территории гостиницы, была полная темнота! При этом город за стенами отеля продолжал жить обычной жизнью: там не стреляли, не громили магазины и работали банки!
Мы вернулись не в Донецк, откуда улетали, а как и все в те дни – в Борисполь. Из Киева пришлось ехать автобусом. Путешествие не из приятных, но деньги за эти неудобства вернули. Также вернули оплату за три дня, которые мы провели вместо солнечного Египта в пронизанной морозными ветрами Украине. Но мы справедливо считаем, что испорченные 4 дня в Хургаде нам тоже должны компенсировать, ведь причиной испорченного отдыха стал отнюдь не голод и разруха, которые принесла революция. Нет, ничего такого и в помине не было, и многочисленные магазины Дьюти-фри в аэропорту в Хургаде продолжали изобиловать всякими диковинками, цветными бутылками с заграничным спиртным и снедью на любой вкус. Наш испорченный отдых – это исключительно желание отдельных господ в отельном бизнесе выжать из своих гостиниц и туристов последнее возможное: они на нас экономили, поучив оплату за наше проживание и отдых в полном размере, согласно прайсу системы «Все включено».
Мы написали заявление на 30% компенсацию за эти дни, ждем ответа – он и станет показателем уровня качества работы «ведущих» туроператоров в Украине.