Еда как наркотик
На рынках и в магазинах постоянно появляются новые продукты питания. Однако эксперты уверяют, что качественной еды на рынке – 10-20%, ведь недаром молоко уже не скисает, а хлеб – не плесневеет. В первую очередь - из-за обилия химических добавок.
"Очень часто пищевые продукты могут содержать антибиотики, лекарственные препараты других групп, к которым у человека может быть истинная аллергия. Например, при производстве некоторых консервов используются левомицетин и тартразин, обеспечивающие яркий оранжевый, желтый цвет напитков и пищевых продуктов, чипсов, сухариков - эти антибиотики имеют перекрестные свойства с ацетилсалициловой кислотой. У лиц, страдающих аллергией на медикаменты, употребление продуктов, содержащих эти вещества, может вызвать аллергические поражения кожи, слизистой дыхательных путей и глаз. Добавление нитратов обеспечивает розовую окраску вареным колбасам. Ряд красителей запрещены, в частности - цитрусовый красный краситель, который обычно содержится в сладкой газированной воде и цветном мороженом - он может способствовать образованию злокачественных опухолей", - говорит главный внештатный специалист по аллергологии Главного управления здравоохранения ЛОГА, доктор медицинских наук, профессор Луганского государственного медицинского университета Галина Победенная.
Большая часть добавок, красителей, консервантов и стабилизаторов в пищевых продуктах скрыты под символами «Е», но расшифровать цифровой код могут только специалисты.
Кроме того, некоторые вещества, которые добавляют, чтобы еда была вкусней, способны вызывать у человека реакцию, схожую с наркотической зависимостью.
Например, самой распространенной пищевой добавкой является глутамат натрия. Им обрабатываются практически все блюда фаст-фуда, чипсы, сухарики. Он, говорят эксперты, вызывает зависимость - вещество «встраивается» в обменные процессы организма человека. Это также приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, избыточному весу, при избыточном употреблении глутамата возникает чувство жара в груди, шее, лице, головная боль, сердцебиение и тошнота. В организме человека глутаминовая кислота превращается в гамма-аминомасляную кислоту, которая является возбудителем центральной нервной системы.
О том, как и почему продукты, содержащие такие вредные для человека вещества, все же оказываются в продаже и попадают на стол, «Восточному варианту» рассказал заведующий кафедрой товароведения, торгового предпринимательства и экспертизы товаров Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Валентин Бидаш.
- Валентин Иванович, опасения, что якобы все пищевые продукты содержат вредные добавки, красители, стабилизаторы, ГМО и прочие «чудеса» современной химии – это все-таки миф, рожденный прессой в погоне за сенсацией, или печальная реальность?
- К сожалению, большинство ученых приходят к убеждению, что это не миф, а реальность. Причины этого разные. В первую очередь – отсутствие серьезной системы контроля за качеством. На рынке Украины много фальсифицированных, контрафактных, контрабандных товаров. Около 30% такой продукции идет бесконтрольно, мимо таможенной и санитарной проверки. Существует масса «серых», подпольных предприятий. Свою лепту в качество нашей еды внес и кризис. Чтобы сохранить цену на прежнем уровне или снизить себестоимость, многие производители используют низкосортное сырье, без соответствующих научных обоснований.
Беда в том, что во главу угла поставлен не вопрос качества и нашей безопасности, а прибыль в бизнесе, всем управляет торговый прагматизм. Сегодня на свалке нет ни колбасы негодной, ни печенья, ни других пищевых товаров с истекшим сроком годности! Они всеми правдами и неправдами продаются в наших торговых сетях. Для хозяев торговых сетей главное – любой ценой получить доход.
- Но ведь система сертификации, проверок, книг жалоб, выстроенная еще в советское время, официально работает и сейчас?
- Работает, но она в силу ряда причин весьма ущербна. В первую очередь из-за коррупции. Сегодня сложно найти товар с качественной сертификацией, если проверить их сертификаты на соответствие качеству – они, как правило, получены без проведения анализов в полном объеме.
Проверки лабораторий луганских рынков показывают, что в 80% случаев они не имеют методик контроля, необходимых приборов, реактивов, специалистов. В то же время выдаются «бумажки», которые дают право на торговлю. И даже в том случае, когда экспертиза делается, то она все равно не соответствует необходимому уровню из-за слабой материальной базы лабораторий и наличия элементов коррупции. Продукции, которая бы прошла полноценную проверку, как положено по закону и соответствовала бы всем требованиям на наших рынках, всего 10-20%. Это также касается и непродовольственных товаров.
Большие проблемы с санитарным контролем импортной продукции. В Украине материальная база санстанций и методики, по которым они работают, устарела. Специалисты нередко не знают, что надо искать в импортных пищевых продуктах, как это делать, у них нет необходимых для этого приборов, методик определения, стандартных проб, оборудования. Взять, к примеру, проблему ГМО – только в Киеве есть сертифицированная лаборатория, которая может проверить наличие ГМО и выдать анализ. Поэтому проверяется ограниченное количество продукции.
- Значит, наклейкам «Без ГМО» верить тоже нельзя?
- Сегодня пишут даже на воде «Без ГМО», а в воде вообще не может быть ГМО!
- Есть ли у покупателя возможность проверить где-либо на качество товар, который он приобрел?
- Все не проверишь, такой мощной базы нет. У нас в области некоторые анализы могут выполнять санстанция и Стандартметрология. Но, как я уже говорил, их возможности ограничены материальной базой. Все анализы платные.
Но нередко оценить качество продукта можно даже по упаковке и определить, что продукт сфальсифицирован.
Например, к нам приходил кафедру работник сетевого маркетинга, продававший некий препарат. По словам агента – это лекарство. В описании говорилось, что это биологически активная добавка (БАД), произведенная на Луганском фармакологическом заводе. Но я точно знаю, что они не производят БАДы, только лекарства. Интересуюсь техническими условиями – мне их не предоставляют, ссылаясь на то, что все документы на продукт у хозяина. Идем дальше: в описании не указано процентное соотношение, в каких долях входят в состав препарата те или иные компоненты. Просчитываю штрих код (есть для этого специальная методика): оказывается, что он тоже фальшивый. Задаю вопрос, почему, если это лекарство, оно не сертифицировано МОЗ? Там были только рекомендации нескольких врачей, чего недостаточно. В общем, все показатели указывают на то, что это фальсификат. После того, как я все эти вопросы задал и попросил документы предоставить, того продавца до сих пор не видели на нашей кафедре. Такую же проверку можно делать и в магазине, покупая товар. Начать с того, что потребовать сертификат качества у продавца в магазине.
- Вы делали это когда-нибудь?
- Да, мне не дали. Просили прийти завтра, в итоге, надо было еще неделю ходить. В таком случае можно пожаловаться в Общество защиты прав потребителей. Если не найдут сертификат качества, они могут наказать фирму. По закону, если нет сертификата – 300 грн. штрафа. Но их выписывают редко.
При выборе продуктов я советую ориентироваться на тех производителей, которых мы знаем. Лучше выбирать знакомый бренд, за которым стоит серьезное производство. Такие предприятия могут позволить себе лабораторию на производстве. На крупных предприятиях есть система управления качеством.
- Раньше мы знали, что скисшее молоко и плесневый хлеб – плохие продукты, а сегодня продукты не портятся. Хорошие ли это продукты?
- Нет, это некачественные продукты. Вместо молока там, скорее всего, порошок сухого молока, другие добавки, чтоб оно не скисало. Надо проводить анализы и результаты делать публичными, чтобы заставить производителя вернуться к стандартам. Некоторые внешние параметры могут указать, что и мясо обработано, как то: слизь, выступающая из тканей вода, слишком яркий цвет. Но в домашних условиях ничего не проверишь на 100%, результат могут дать только химические анализы. В Украине был разоблачен производитель, который обрабатывал мясо женскими гормонами. После этого увеличивалась масса мяса в 1,5 раза. А выявить это в бытовых условиях невозможно. Вопрос: что будет с организмом человека после такой еды?
ЛЕГЧЕ ИЗМЕНИТЬ ГОСТ, ЧЕМ ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВО
- Почему в ГОСТы проникает возможность готовить пищевые продукты из того, что вредно для организма? И как изменились в последние годы ГОСТы для пищевых продуктов?
- ГОСТы меняются. В частности, были проведены коррекции на ухудшившуюся экологическую ситуацию. После Чернобыля, например, их «смягчили», потому что иначе вообще нечего нельзя будет есть. А что касается в целом уровня качества, то в Европе, к примеру, воду контролируют по 90 параметрам, а у нас только по 45-50.
В Украине никто не поднимает вопрос об экологически чистых зонах. Они не определены. А по стандартам производства детского питания и прочих продуктов необходимо, чтобы сырье было произведено именно в таких зонах.
Сейчас много работы ведется не для того, чтобы исправить экологическую ситуацию, а чтобы создать протекторы, которые защитят организм от вредных веществ, поступивших с пищей. К примеру, вывести те же радионуклиды. Это методика «тушения пожаров». А в итоге, - дополнительная нагрузка на семейный бюджет. Дорогая и при этом не всегда качественная еда заставляет людей чаще обращаться к врачам.
- В Украине существует практика влияния на политические решения путем общественных движений, массовых протестов. Почему украинцы выходят на площадь, когда им не платят зарплату, но не идут требовать от властей решения вопроса качества пищевых продуктов?
- Проблема, скорее всего, в нашем менталитете. Наше общество только начинает осознавать, насколько серьезен вопрос качества нашей еды. Многие вообще не смотрят на упаковку при покупке. Такое халатное отношение общества к себе и политиков к этой теме приводит к тому, что в стране идет рост показателей по пищевым отравлениям, онкологических заболеваний, болезней сердечнососудистой системы, аллергий. Но дело еще и в том, что люди могут не связывать ухудшение состояния с тем, что они ели. Ведь еда, содержащая вредные вещества, – это «яд», который действует очень медленно.