Аттестация знаний для получивших дипломы в ОРДЛО: за и против
Нужно ли давать возможность выпускникам вузов в ОРДЛО подтверждать свои знания на подконтрольной территории и получать украинские дипломы? «Восточный вариант» собрал позиции «за» и «против»
В Украине продолжается дискуссия по поводу того, нужно ли вводить процедуру аттестации знаний для обучающихся на оккупированной территории Луганщины и Донетчины. При помощи этой процедуры люди, получившие дипломы о высшем образовании в оккупации, могут подтвердить свои знания и получить легитимные дипломы украинского образца.
Поклонники этой процедуры говорят, что это поможет стимулировать молодежь переезжать с оккупированных территорий на подконтрольную Украине. А противники же отмечают, что подобная инициатива будет означать фактическое признание документов, выданных оккупационным режимом, а также нивелирует упрощенную процедуру поступления в украинские вузы с оккупированных территорий.
«Восточный вариант» собрал мнения обоих «лагерей».
О чем речь и как это работает
Аттестация знаний не является формальной заменой диплома оккупационных вузов на диплом украинского образца. Это подчеркивает менеджерка по адвокации «Центра Прав человека «ZMINA» Алена Лунева.
«ZMINA» вместе с другими общественными организациями публично выступает за введение процедуры аттестации знаний. Об их аргументах немного позже, а пока разберемся с процедурой.
Отметим, что аттестация знаний уже работала для переехавших из Крыма. Но после отмены свободной экономической зоны «Крым» опции по аттестации знаний уже нет.
Суть нововведения в том, чтобы человек, который учился на оккупированной территории, после переезда на подконтрольную территорию мог обратиться в университет и подтвердить свои знания, а затем получить диплом украинского образца.
Для этого сначала нужно найти университет, где создана соответствующая аттестационная комиссия и где есть нужная человеку специальность. В университете необходимо подать заявление и пройти что-то вроде собеседования с членами комиссии.
Когда разрешение получено, человек начинает проходить процедуру подтверждения знаний. По словам Алены Луневой, она может занять до года.
«Некоторые студенты сдают лишь часть курсов, а остальные проходят позже», — объяснила Алена.
После успешной аттестации студент получает украинский диплом. Но важный момент: такая процедура действует для переселенцев из Крыма, а вот какой она будет для жителей ОРДЛО, пока неизвестно, поскольку сейчас ведутся дискуссии вокруг ее целесообразности.
О каких угрозах говорят противники аттестации
Над законопроектом об аттестации знаний сейчас работает рабочая группа. Среди других в нее входят представители общественных организаций и перемещенных университетов. 14 февраля ОО «Фонд «Открытая политика» и вузы-переселенцы опубликовали обращение к правительству, в котором отметили, что «признание «квалификаций» и «дипломов» так называемых «учебных заведений» оккупированного Донбасса может нанести ущерб национальным интересам Украины и дать возможность стране-агрессору говорить о признании Украиной «документов оккупационной администрации ОРДЛО».
Среди рисков введения аттестации авторы обращения назвали следующие:
- подрыв авторитета отечественной системы высшего образования;
- уменьшение поступающих с оккупированных территорий;
- необходимость признавать и другие документы так называемых "ЛДНР".
В обращении также говорится, что такая инициатива может угрожать оттоком абитуриентов на оккупированную территорию, где некоторые так называемые учебные заведения предлагают дешевое или бесплатное обучение. Например, действует так называемая «гуманитарная программа по воссоединению народов Донбасса и помощи русскоязычному населению Украины».
«По этой «программе» обучение для жителей Украины, с территории, подконтрольной правительству Украины, в электронном виде является бесплатным», — отмечают авторы обращения.
При этом они предполагают, что аттестация знаний в Украине возможна, но не сейчас:
«Безопасная реинтеграция предполагает учет всех факторов риска в конкретной ситуации. Решение об аттестации в условиях продолжения войны создает угрозы национальной безопасности, что противоречит принципам безопасной реинтеграции. Такое решение можно рассматривать в будущем через 10-15 лет после этапа устойчивого перемирия и примирения после окончания войны».
Какие аргументы приводят сторонники аттестации
Те, кто отстаивает подтверждение знаний вынужденных переселенцев, отмечают, что далеко не все семьи из ОРДЛО могут отправить своих детей на подконтрольную Украине территорию для обучения. Даже несмотря на существование упрощенной (без ВНО) процедуры поступления.
Алена Лунева считает, что у таких людей должна быть возможность на подконтрольной территории получить диплом.
«Мы понимаем, что очень важно привлекать молодых людей с оккупированных территорий. А молодые люди — это не только первокурсники. 24-25 лет — это тоже молодые люди. И для них должен быть шанс на реализацию себя на свободной территории. Я не знаю, сколько людей захотят воспользоваться этой процедурой, но такая возможность должна быть. Даже если это будет один человек, все равно будет победа. Один человек не поедет в Россию, а приедет на свободную украинскую территорию и будет здесь жить», — отметила Алена Лунева.
Аргументы о том, что это может навредить перемещенным вузам, она не понимает, а формулировка «признание дипломов «ЛДНР» считает манипуляцией:
«Еще раз: мы не говорим о признании дипломов оккупационных «вузов». Мы говорим о возможности получить диплом украинского образца, подтвердив свои знания на аттестации».
Более 10 общественных организаций подписали обращение в поддержку процедуры подтверждения знаний. В нем они осуждают выступления участников рабочей группы, которые, по их мнению, «разжигают вражду к украинским гражданам, оставшимся на оккупированных территориях».
«Подобные заявления, в которых молодежь со временно оккупированных территорий фактически отождествляется с военными преступниками и убийцами, неконструктивны, ведут к еще большему отчуждению и негативно влияют на привлечение молодежи с оккупированных территорий», — говорится в обращении.
Вынужденная переселенка: «Происходит несправедливое разделение»
25-летняя Екатерина, недавно переехавшая на подконтрольную Украине территорию из ОРДЛО, говорит, что не имела выбора после окончания школы.
«Когда началась война, мне было 17 лет. Кто бы меня отпустил в условиях активных боевых действий? А сейчас происходит раздел: если вы вовремя не приехали, то не можете получить диплом. Я думаю, это не справедливо. А если у ребенка бедные родители и не могут приехать на подконтрольную территорию?», — отметила Екатерина.
По ее мнению, то, что человек уже во взрослом возрасте нашел возможность и переехал на подконтрольную Украине территорию, «является показателем сознательного выбора в пользу своей страны».
«Мне сейчас 25 лет. Если мне пойти учиться в университет, я закончу учебу в 31-32 года, с учетом магистратуры. На рынке труда я уже никому не буду нужна, потому что в таком возрасте нужно иметь хотя бы 5 лет стажа», — подчеркнула Екатерина.
Она также добавила, что не боится сложностей с процедурой аттестации. Считает наиболее сложным этапом поиск университета, где была бы нужная специальность и создана комиссия.
Возможен ли компромисс
Очевидно, что Министерство реинтеграции ВОТ и Министерство образования и науки имеют разные позиции по закону об аттестации знаний. Минреинтеграции выступает одним из инициаторов такого нововведения для ОРДЛО, а МОН в лице министра Сергея Шкарлета не спешит с поддержкой инициативы.
Как сообщила «Восточному варианту» Алена Лунева, одним из альтернативных вариантов, рассматриваемых рабочей группой, является введение чего-то вроде экстерната.
По словам Алены, к такому варианту члены рабочей группы, в том числе и представители вузов-переселенцев, относятся более лояльно.
Следовательно, такое решение может стать компромиссом, однако пока говорить о результатах рабочей группы рано.