В Украине появилось государственное предприятие по построению мира: чем оно будет заниматься
В Киеве презентовали новое государственное предприятие «Украинский национальный центр построения мира». Основная его задача — документировать нарушения прав человека со стороны оккупационных властей.
15 декабря в Украине официально появилось новое государственное предприятие, которое будет заниматься построением мира. Там будут работать специалисты, которые будут фиксировать преступления со стороны пророссийских боевиков, чтобы потом обращаться в международные суды и доказывать, какую именно беду причинила Россия в Украине.
«Восточный вариант» разбирался, как будет работать новое предприятие и какую пользу от него получат люди с оккупированной и свободной территорий.
Как это будет работать?
Предприятие полноценно заработает с нового года. Оно будет существовать на базе министерства реинтеграции временно оккупированных территорий. Судя по презентации, можно выделить два основных вектора деятельности нового предприятия.
Первый вектор: мониторинг и документирование преступлений.
По сути это будет орган, куда физически смогут приходить люди и заявлять о нарушении их прав во время пребывания под оккупацией. Или же о нарушении прав человека в отношении своих родных, живущих на оккупированной территории. Другими словами — рассказывать о преступлениях, издевательствах и пытках со стороны оккупантов, разрушенном имуществе и других нарушениях прав.
Таким образом, специалисты будут фиксировать нанесенный ущерб как отдельным людям, так и организациям — юридическим лицам.
«Мы, как государство, должны создать безопасное пространство, место, куда смогут прийти пострадавшие лица и зафиксировать свои события, свои истории, а иногда трагедии», — отметил исполняющий обязанности директора Национального центра построения мира Александр Смирнов.
Второй вектор: площадка для диалога и консультации с общественностью
Предприятие привлекает консультантов — общественных активистов, вынужденных переселенцев и людей, связанных с оккупированными территориями. Именно эти люди будут помогать находить решения по защите и реабилитации пострадавших, привлечению к ответственности виновных, улучшению условий для остающихся под оккупацией, а также по куче других вопросов, которые до сих пор не имеют решения.
«Вторая задача центра определяется в том, чтобы создать платформу, действенную площадку, где люди смогут общаться и находить решение, понимание, принятие», — отметил Смирнов.
Здесь он также говорит и о международном сообществе — европейских партнерах, которые готовы давать свои консультации и, что немаловажно, финансирование.
«Подобные Центру институции создавались в разных странах, которые имели военный опыт. Это происходило уже после окончания боевых действий. Проходили даже несколько десятков лет, пока создавались такие институты. Но мы имеем вызов особой агрессии, поэтому должны искать свой путь и выстраивать свои инструментарии», — резюмировал Александр Смирнов.
Зачем это нужно
Такое документирование преступлений пророссийских боевиков, в первую очередь, нужно, чтобы в будущем доказать вину России в международных судах. Причем речь идет о вине не «абстрактной» России, а конкретных российских чиновников, политиков и военных руководителей, захвативших украинскую территорию.
«Мы заинтересованы в документировании нарушений прав человека, чем будет заниматься этот центр. Это сгенерирует единую доказательную базу нарушений прав человека на оккупированных территориях. Якобы вся Европа понимает, что происходит на оккупированных территориях, осознавая роль России, которая допускает там чрезвычайно грубые нарушения базовых прав человека, включая убийства.
Но доказать это на международных площадках очень сложно. И теперь мы имеем партнера, с которым можем распределить бремя доказывания таких фактов», — отметил министр юстиции Денис Малюська.
Сейчас в Украине много говорят о правосудии переходного периода. У него четыре составляющие: наказание виновных, репарации, право на правду и гарантия неповторения. Как убеждена сопредседательница Экспертного совета Минреинтеграции Елена Семеркина, ни одну из этих составляющих переходного правосудия нельзя будет обеспечить, если не мониторить и не документировать все, что происходит во время вооруженной агрессии России.
«Мы не добьемся уголовного преследования виновных ни в украинских судах, ни в международных. Мы не сможем выплатить репарации, если мы не будем документировать, фиксировать все, что произошло у нас в результате обстрелов, все, что происходит в результате незаконного отчуждения имущества на временно оккупированных территориях государством-оккупантом», — отметила Елена Семеркина.
Речь идет не только об уголовной ответственности. Елена отметила, что такое документирование станет основой образовательных программ и исторических исследований. Кроме того, задокументированные факты помогут после деоккупации территорий проводить люстрацию и проверку благонадежности чиновников — проверять причастность того или иного человека к оккупационным властям.
«Мы считаем, что меры реинтеграции, которые государство уже сегодня готовит, также невозможно запланировать, не понимая, что происходит на оккупированных территориях и на неподконтрольных территориях. Как государство будет планировать бюджет — мероприятия, ресурсы, кадры. Мы не сможем этого сделать, если мы не будем отслеживать сегодня то, что делается в сфере образования, инфраструктуры. Чему учит наших детей государство-оккупант? Чем лечит наших детей государство-оккупант? Это все должна знать Украина. Эту информацию сейчас собираем и мы, неправительственные организации, и в частности мониторинговая миссия ООН. Мы намерены передать эти инструменты, тот опыт, который есть у нас — государству», — подчеркнула Семеркина.
Она добавила, что в основу решений, принимаемых на уровне Генеральной ассамблеи ООН, парламентской Ассамблеи Совета Европы и других международных органов, всегда ложатся документы, материалы и показания, собранные общественными организациями.
Есть ли финансирование
В этом году на создание Центра Минреинтеграции получило 5 миллионов гривен. А на следующий год в бюджете запланировано 51 миллион гривен.
«Эти средства нам нужны, чтобы создать соответствующую серверную, первичные реестры данных. А это оборудование, которое необходимо закупить, и, конечно, средства на оплату работы специалистов, которые будут там работать», — отметила министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук.
В Центре построения мира уже есть помещения и рабочие места для персонала. Но нанять специалистов в этом году в полной мере не успели. Это сделают в следующем году.
Верещук отметила, что Центр построения мира рассчитывает не только на ресурсы государственного бюджета, но и на финансирование международных организаций и партнеров.
А что говорят партнеры
Директор миссии USAID в Украине и Беларуси Джеймс Хоуп пообещал, что Центр будет пользоваться «лучшими международными практиками и видениями, которые построены в мире».
По его словам, в настоящее время международные организации ведут 53 дела по серьезным нарушениям прав человека на оккупированной территории Украины. А по жертвам таких нарушений специалисты составили 13 тысяч документов.
«Начало работы такого центра подает сигнал, что правительство Украины будет поддерживать процесс справедливости и будет покончено с безнаказанностью. И это также посылает сигнал всем украинцам, особенно тем, кто проживает на временно оккупированных территориях, что закладывается основа к продолжительному миру», — отметил Джеймс Хоуп.
Глава политической секции представительства ЕС в Украине Артур Гибал также отметил, что ЕС на стороне Украины.
«Мы будем поддерживать Центр построения мира, в частности, это будет практическая поддержка. Особенно что касается второго элемента Центра — платформы для медиации и диалога. Мы будем этому уделять много внимания», — подчеркнул Гибал.
Он также добавил, что особенно важно создание этого Центра на фоне усиления гибридной и информационной войны, а также увеличения количества российских военных у украинских границ.