
"Это был момент единения": организаторка движения "Донецк — это Украина" Диана Берг о митингах 2014 года
Диана Берг родом из Донецка. Она признается, что долгое время не интересовалась политикой и общественным активизмом. Пока не увидела произвол пророссийских деятелей в ее родном городе. Вместе с друзьями она организовала крупнейшие митинги в поддержку Украины, на которые приходили тысячи людей.
Существует стереотип, что “Донецк не боролся в 2014 году против оккупации пророссийских наемников”. А российские пропагандисты манипулируют, говоря, что “Все жители Донецка выступали за отделение от Украины”. На самом деле тысячи дончан, увидев пророссийское движение в городе весной 2014 года, выходили на массовые митинги и акции поддержки Украины. Одна из организаторок Диана Берг рассказала Восточному Варианту, как это было 10 лет назад.
“Надеялись, что придет хотя бы 20 человек. А пришли тысячи”
Диана Берг родилась и провела детство в Донецке. Училась в Донецком национальном техническом университете по специальности “Внешнеэкономическая деятельность”. Работала дизайнеркой. Она признается, что долгое время не интересовалась политикой и не участвовала в общественных движениях. Все изменилось 1 марта 2014 года.

В тот день в Донецке на площади Ленина собрался митинг пророссийских сил. Эти мужчины с флагами россии и “днр” направились к облгосадминистрации. Они выкрикивали лозунги “россия”, “беркут герой”, “Донецк — русский город”. Агрессивные пророссийские митингующие пытались проникнуть в здание ОГА — они били окна и угрожали представителям местной власти. В конце концов эти мужчины сняли украинский флаг с флагштока, а вместо него повесили российский. В тот день “народным губернатором” области пророссийские силы избрали сепаратиста и коллаборанта Павла Губарева.

Диана хорошо помнит эти события. Именно после этого она поняла, что нужно действовать.
“Пожалуй, это и было таким поворотным моментом. До этого мы наблюдали за Майданом, за событиями в Киеве, поддерживали, сочувствовали. Видели, что происходят исторические события. В Донецке это не так ощущалось. Хотя донецкий Евромайдан собирался всю зиму, но там не было очень большого количества людей. Потом мой брат, который был на Майдане в Киеве, сказал, что все сейчас придет в Донецк. Я не поверила. И тут вдруг первые дни марта, приходит этот Губарев и провозглашает себя губернатором. И тут я поняла, что действительно что-то будет. Тогда уже начинались первые такие пророссийские движения в городе. И когда это приходит к тебе домой, тогда конечно отклик эмоциональный острее”, — вспоминает Диана.
Диана с друзьями бросили клич в социальных сетях и зарегистрировали на 4 марта событие “Донецк — это Украина”. Надеялись, что придет хотя бы 20 человек. А пришли тысячи.
“Тогда я и зародилась, как активистка”, — говорит Диана.

Тогда же Диана с друзьями начали обсуждать дальнейшие митинги. Следующее собрание в поддержку Украины запланировали 5 марта. Организаторы хотели сделать сцену, принести микрофоны и колонки. Местом проведения выбрали главную площадь Донецка.
“Первый митинг был стихийным, просто люди вышли с флагами. У нас тогда был один мегафон. А на следующий день уже все было более организованно и серьезно. С нами связались помощники нового губернатора Донецкой области Сергея Таруты и предложили помощь. Мы тогда еще встретились с губернатором и он пообещал как-то с тогдашней милицией поговорить о нашей безопасности. И на следующий день, 5 марта, пришло еще больше людей. У нас был огромный флаг, мегафоны, сцена”, — рассказывает Диана Берг.

По разным оценкам, 5 марта на митинги пришло около 10 тысяч человек. В тот вечер на сцене выступали организаторы и другие митингующие. Включали из колонок украинские песни, вместе пели гимн Украины. Тогда чувствовалась атмосфера единства и вдохновения. Была надежда, что все будет хорошо.
“Мы допустили ошибку. Мы думали, что это дончане”
4 марта, вспоминает Диана, митинг прошел спокойно. 5 марта в участников проукраинской акции уже летели яйца от “сторонников федерализации Украины”.
“Мы допустили такую ошибку. Мы думали, что это дончане. Что это наши вышли на улицу. Они тогда еще без насилия призывали к федерализации, они не были вооружены. В первые дни это выглядело так, что это наши жители. Мы надеялись, что мы сможем диалоговыми методами с ними договориться. Думали, что это люди, которые действительно хотят перемен, но представляют их как-то по-своему”, — объясняет Диана.

Первая драка, по воспоминаниям активистки, произошла 5 марта. После митинга пророссийские силы начали стягиваться вокруг ультрасов, после чего напали на них. Тогда украинских митингующих из драки на автобусах вывезли милиционеры. Диана вспоминает, как видела у нескольких людей, на которых напали, окровавленные головы. Это говорило о том, что у пророссийских сторонников уже появилось оружие
Следующий митинг должен был состояться 9 марта на День рождения Тараса Шевченко. Но его проведению помешали пророссийские активисты.
“Этот митинг должен был происходить днем. И за час до начала наши друзья пришли туда настраивать сцену. Они устанавливали все, и в этот момент приперлась толпа очень странных людей полумаргинального вида. Это была большая толпа, они снесли эту сцену и просто там стояли, не давая нам прийти и что-то начать. Эти люди были агрессивными, но они не нападали”, — рассказывает Диана.

То, что произошло дальше, поставило под сомнение гражданство людей из этой толпы. После того, как они помешали провести украинский митинг, они сгруппировались и пошли по центральным улицам Донецка. Диана вспоминает, что они кричали “россия — вперед” и начали бить витрины магазинов и общественных заведений. Эти люди срывали украинские флаги, а также сорвали флаги футбольного клуба “Шахтер”, начали его топтать, рвать и даже поджигать.
“Эти флаги были священны для любого дончанина. Это гордость, это почет для города. И мы стали думать. Ладно, что помешали нашему митингу. Но портить фасады города, срывать и издеваться над флагом «Шахтера»… Это стало последней каплей. Дончане и вообще все жители Донецкой области не могли такого сделать. Мы начали понимать, что это где-то управляется с другой стороны. И мы начали вспоминать, что постоянно стояли автобусы рядом с пророссийскими митингами. И уже потом, 13 марта, не один человек видел, как из таких автобусов выходят люди. Было ясно, что это не местные”, — рассказывает Диана Берг.
Кровавый митинг 13 марта
Следующий митинг был запланирован на 13 марта. Сторонники россии с каждым разом становились все более агрессивными и подготовленными. Их становилось больше, увеличивалось и количество их оружия.
Митинг 13 марта снова собрал тысячи людей с украинскими флагами. Сама площадь была разделена на две части, посреди которой стоял милицейский кордон. С одной стороны, были украинские митингующие, с другой — неизвестные “человечки”. Митингующих забрасывали сначала яйцами, а потом — камнями и стеклянными бутылками. В их сторону раздавались угрозы и проклятия.
“Когда по завершении митинга мы пошли к сцене собирать вещи, наша самооборона еще стояла. Когда большинство людей разошлось, в нашу группу людей начали бросать слезоточивый газ. Что-то начало происходить. Из-за газа я перестала нормально видеть. Милиция куда-то пропала. И на нас те мужчины просто начали напирать”, — вспоминает Диана.

В один момент милицейский кордон просто исчез. Толпа агрессивно настроенных пророссийских силовиков двинулась на проукраинских митингующих. Самооборона украинского движения начала сдерживать агрессивную толпу. Среди них был 22-летний Дмитрий Чернявский. Началась потасовка. Диану успели оттащить в сторону. Дальше она со знакомым пошла во дворы жилых домов. Добравшись домой, Диана начала искать всех остальных участников.
В тот вечер во время драки студент Дмитрий Чернявский получил ножевое ранение в живот. Скорая ехала очень долго. Когда врачи приехали, парня срочно погрузили в автомобиль и увезли в больницу. Но по дороге он умер.

“Алексей Рябчин уехал в больницу, чтобы узнать новости. А новости были страшными — Дмитрия убили. В это трудно было поверить. Я только вот с ним разговаривала, он мне писал перед демонстрацией… Весь город был шокирован. Люди приходили на место, где его убили, клали цветы, фотографии, плакаты, обустроили как мемориал. Но там же недалеко была палатка пророссийских этих людей. И 14 марта они начали выбрасывать фото Дмитрия из мемориала, цветы оставили и повесили надпись «Здесь погиб мирный сторонник федерализации от рук правосеков»”, — вспоминает Диана Берг.
Пророссийские сми и пропагандисты всячески спекулировали над смертью украинского студента. Они говорили, что на самом деле там погиб приверженец федерализации, а затем начали разгонять фейк, что на самом деле это украинские митингующие первыми бросились в драку. Так они пытались опозорить образ проукраинских активистов, демонстрируя их как “бандеровцев” и “правосеков”.
По состоянию на 2024 год убийцы Дмитрия Чернявского так и не найдены.
Митинги 15 апреля и 28 апреля
После гибели Дмитрия массовых митингов в марте больше не проводили. Диана вспоминает, что вместо этого были небольшие акции и флешмобы. С 25 февраля в Донецке продолжался Молитвенный Марафон “За мир, любовь и целостность Украины”. 12 апреля около 300 дончан с национальной символикой присоединились к всеукраинской инициативе “Цепь единства”.
“Долгое время мы не могли собираться, потому что мы не понимали, как звать людей, когда такое произошло. И, конечно, чувство вины было просто невероятное. В то время я чувствовала эту ответственность за каждого человека, за каждую пролитую каплю крови. На еще один большой митинг в марте мы не отважились. 17 апреля был проведен митинг организацией “Комитет патриотических сил Донбасса”. Он прошел мирно, на участников не нападали. Конечно, мы на него пришли, поддержали. И этот митинг дал нам надежду, что, может, все наладится”, — вспоминает Диана Берг.

Последняя украинская акция в Донецке, говорит Диана, стала результатом долгих споров и эмоциональных обсуждений. Организаторы решили иначе подойти к мероприятию и назвать его маршем. На 28 апреля запланировали провести шествие по главной улице Артема в Донецке. Для этого много договаривались с местными органами и милицией. Продумывали пути отхода и планы Б и С на случай чрезвычайных событий.
“Когда мы объявили о шествии, то сказали, что приглашаем всех, но под личную ответственность каждого. Потому что на то время в городе уже было совсем опасно. Эти пророссийские люди захватили во второй раз здание ОГА, провозглашали «Донецкую республику», получали доступ к оружию. Тогда здания местной и областной власти в городе были под контролем захватчиков”, — говорит Диана.

Несмотря на опасную и угнетающую атмосферу в городе, 28 апреля на шествие пришло очень много людей. По разным оценкам, на него пришли более 2 тысяч человек. Диана вспоминает, что все началось достаточно мирно. Люди были с патриотическими плакатами, украинскими флагами, они разрисовывали себе лицо желто-синими цветами. Параллельно происходил патриотический автопробег.

Но на мероприятие начали собираться организованные сторонники “Новороссии”. Сначала они напали на машины автопробега. Проукраинские митингующие, еще не зная об этом, начали шествие. Участники пели гимн, размахивали украинскими флагами, люди из окон приветствовали марш и поддерживали его.

В какой-то момент Диана получила сообщение от отца “К вам бегут тысячи пророс”. Организаторы обратились к милиционерам, они предложили вернуться назад. Очень резко на украинских митингующих напали люди в балаклавах. Они были с битами, газовыми баллончиками, палками, травматическими пистолетами и ножами. В толпу летели петарды и камни.
Диана вспоминает, что милиция в тот момент снова пропала, как и 13 марта. Когда была нужна помощь, их не оказалось рядом. Они почти не вмешивались в события и не предотвратили насилие в городе.

В результате 15 проукраинских митингующих получили ранения, многие люди были избиты.
“Там было много российских журналистов. И что вы думаете, они сняли? Что «мирные сторонники федерализации попали в засаду украинских бандеровских правосеков, которые были вооружены». И они в новостях просто показывают нашего митингующего, который находится в крови, и говорят, что это «сторонники федерализации»”, — рассказывает Диана Берг.

После этого в городе начали массово преследовать украинских активистов или тех, кто не соглашался с провозглашением “донецкой народной республики”. Их заносили в “расстрельные списки”, похищали, избивали. В городе стало очень опасно. На 11 мая самопровозглашенная власть Донецка запланировала так называемый “референдум”, который должен легализовать “днр”.
После митинга 28 апреля Диана пробыла в городе еще несколько дней, после чего выехала навсегда. В сентябре этого же года она приехала в Мариуполь, где осталась жить и начала строить общественную деятельность. В 2016 г. Диана вместе с единомышленниками открыла в Мариуполе “Платформу ТЮ”, где проходили выставки современного искусства, общественные мероприятия и общественные обсуждения. В 2022 году Диане вместе с мужем Александром пришлось снова выезжать из-за российской оккупации.
***
Пропагандисты рф не признают, что дончане были против отделения от Украины. Но реальность другая. На митинги марта-апреля 2014 года выходили тысячи человек. Всем им была небезразлична судьба родного города и страны. Они выходили с национальной символикой, флагами и лозунгами, чтобы показать единство Украины. Украинские митинги марта-апреля 2014 года — важная страница в истории Донецка, о которой обязательно нужно помнить и вспоминать. Город сопротивлялся и боролся. Теперь мы должны бороться за него.
Читайте также: "Мы были за единство Украины": луганчанка Екатерина Скрипова о гражданском сопротивлении российской оккупации в 2014 году
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В результате российских обстрелов на Донетчине убит один человек и ранены еще 5
Силы обороны Украины обезвредили еще 1 380 бойцов российской оккупационной армии
Эксклюзив В Доброполье живет около 30 тысяч жителей: какая ситуация в городе
Более 25 тысяч детей с ВОТ Луганской области россияне возили в прошлом году в рф на "летний отдых"
Табу на прогулки, кафе и магазины 18+: на оккупированной Луганщине захватчики ввели новые ограничения для детей и подростков

Эксклюзив В Центре изучения оккупации рассказали за что россияне будут "депортировать" украинцев с ВОТ

Знай наших Мастер спорта международного класса из Кременной присоединился в Днепре к установлению мирового рекорда (фото)

Авиабомбу ФАБ-250 оккупанты сбросили на Иванопольский старостат: что известно (фото)
Россияне ночью ударили по Доброполью, в результате чего вспыхнул пожар (фото)
Зеленский очертил "красные линии" в предстоящих переговорах с рф
Эксклюзив В Центре изучения оккупации рассказали, как и возможно ли избежать принудительной "мобилизации" на ВОТ Донецкой и Луганской областей
