Эскалация на Донбассе: какие военные преступления совершают оккупанты
Чтобы Россия понесла ответственность за преступления, которые прямо сейчас совершаются на Донбассе, их необходимо зафиксировать. «Восточный вариант» рассказывает о том, какие военные преступления уже зафиксированы украинской стороной.
Оккупационный режим на Донбассе в течение нескольких дней совершает преступления против местных жителей, причиняя им страдания. Такие действия согласно международному праву являются военными преступлениями. У Украины есть все основания обращаться в международные инстанции и доказывать уже в судах виновность страны-агрессора.
Но сейчас важно зафиксировать эти преступления и проследить за их расследованием. «Восточный вариант» исследовал, какие из военных преступлений уже зафиксированы правоохранительными органами и о каких сообщают официальные лица.
Уничтожение инфраструктуры
Оккупанты обстреливают подконтрольные Украине территории, разрушая как жилые помещения людей, так и помещения учебных заведений.
17 февраля около 09:00: российские оккупационные силы обстреляли Станицу Луганскую. Тогда пострадало здание детского сада «Казка» и дом местного жителя. Сотрудницы детского сада получили контузию. Детей быстро эвакуировали в подвал.
17 февраля, около 10:25: оккупанты обстреляли пгт Врубовка Попаснянской ОТГ, пострадала школа. На момент обстрела в ней находились 30 учеников и 14 человек персонала. О пострадавших не сообщается.
В результате этого обстрела во Врубовке был поврежден газопровод. 70 квартир в многоэтажках и около 96 частных домов остались без газоснабжения. Пострадал и частный дом.
18 февраля около 12:00: российские оккупационные войска обстреляли КПВВ «Счастье», где в это время проходили оформление Госпогранслужбы водители и грузовые автомобили, доставившие накануне гуманитарный груз от УВКБ ООН и двигавшиеся с неподконтрольной территории.
По данным ВСУ, для обстрела боевики использовали крупнокалиберные пулеметы, минометы и гранатометы.
19 февраля обстрелы КПВВ «Счастье» продолжились. А 20 февраля командующий ООС приостановил функционирование КПВВ.
Кроме этого, создавая картинку для пропагандистов и собственную альтернативу реальности, боевики самостоятельно обстреливали сначала территорию оккупированного Донетчины, а затем город Луганск.
О том, что огонь ведут именно боевики группировок «ЛНР», «ДНР», сообщают мирные жители в чатах в социальных сетях.
Об этом также заявляет штаб ВСУ. Там отмечают, что украинские военные не стреляют по оккупированной территории, не намерены наступать на позиции боевиков, а отвечают на огонь только в случаях прямой угрозы жизни.
Таким образом, боевики разрушают гражданскую инфраструктуру как на подконтрольной Украине территории, так и на оккупированной.
Как отметили в Луганской областной прокуратуре, «такие действия представляют прямую угрозу жизни и здоровью мирного населения и противоречат нормам международного гуманитарного права, а именно ст. 52 Дополнительного протокола к Женевской конвенции о защите жертв войны с 1949 года и ст. 25 Гаагской конвенции 1907 года, что указывает на нарушение законов и обычаев войны со стороны НВФ контролируемых Российской Федерацией».
Прокуратура начала уголовные производства по этим преступлениям.
Уже во время подготовки материала стало известно о сильных обстрелах города Счастье. Из-за этого вынужденно остановилась работа Луганской ТЭС. Как сообщил глава Луганской ЦВА Сергей Гайдай, энергетики ожидают прекращения обстрелов, чтобы возобновить работу ТЭС.
Принудительное перемещение людей
18 февраля администрации так называемых «ЛДНР» обнародовали видео с обращениями своих вожаков относительно эвакуации мирного населения в Россию. Впоследствии выяснилось, что видео, на котором они говорят об «обстрелах» со стороны украинских военных и призывают людей уехать в Россию, было снято еще 16 февраля, за два дня до вымышленных «обстрелов».
Детальнее об этом можно почитать в материале «Восточного варианта».
Такая эвакуация является международно признанным военным преступлением, поскольку оккупанты не имеют права силой перемещать людей и заставлять их покидать дома.
Кроме того, люди, выехавшие из оккупированных городов Луганщины и Донетчины в Ростовскую область еще 18-19 февраля, до сих пор не имеют надлежащих условий содержания.
«Женщины с детьми и люди пожилого возраста почти двое суток находятся без еды и сна в неотапливаемых автобусах, а места временного размещения, где их планировали поселить — закрыты. Российские власти не принимают меры по обеспечению эвакуированных временным жильем, горячим питанием, медицинскими услугами, чем нарушают часть первую статьи 55 Конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года (Четвертая Женевская конвенция), согласно которой государство-оккупант обязано с помощью всех имеющихся средств обеспечивать гражданское население всеми необходимыми ресурсами», — отметила уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова.
Часть «эвакуированных» людей оккупанты отправили в Таганрог. Их разместили в спортивном зале местной школы.
Денисова призвала Генерального комиссара УВКБ ООН отреагировать на нарушение Конвенции о защите гражданского населения во время войны Российской Федерацией.
Таким образом, Украина однозначно считает незаконной такую «эвакуацию» своих граждан на территорию РФ.
Принудительный призыв
Оккупанты проводят «эвакуацию» женщин и детей, не позволяя уезжать мужчинам 18-55 лет, мобилизуемым для участия в оккупационной армии. А это еще одно военное преступление, за которое должна отвечать Россия и отдельные «должностные лица», совершающие такой призыв.
О том, что мужчин без повесток и каких-либо документов «мобилизуют», сообщают сами же жители оккупированных территорий.
Как сообщил заместитель директора Центра построения мира Алексей Бида, украинская сторона документирует преступления оккупантов.
«Принудительная мобилизация в ОРДЛО набирает размах. Забирают с улицы, из дома, целыми сменами из шахт, из исправительных колоний. Эти люди становятся заложниками военной машины РФ. Учитывая, что сейчас выезд за пределы оккупированных территорий ограничен для мужчин от 18 до 55 лет, это потенциально полмиллиона мобилизованных. Дезертирство будет массовое. Будет ли у них возможность сдаться в плен ВСУ? Готовы ли мы к развертыванию лагерей для военнопленных? Единственное, что точно знаю, мы готовы документировать этих людей о принуждении к службе в незаконных вооруженных формированиях. И это будет мощный кейс для международного уголовного суда», — отметил Алексей Бида.
Людмила Денисова сообщила, что так называемому «призыву» подлежат даже несовершеннолетние ребята в возрасте от 17 лет.
«В так называемых “военных училищах” НВФ “ДНР” и “ЛНР” курсантам старше 16-18 лет отдан приказ о приведении к боевой готовности с последующим участием в боевых действиях. Такие действия нарушают статью 51 Конвенции о защите гражданского населения во время войны, запрещающей привлечение детей к вооруженным конфликтам», — подчеркнула Денисова.
Отметим, что украинские суды уже слушают дела по незаконному призыву мужчин в оккупированном Крыму. По сообщениям «Медийной инициативы по правам человека», в таких военных преступлениях обвиняются Александр Кабашный — «военный комиссар города Феодосия и Кировского района Республики Крым», Константин Качаров — «военный комиссар Симферопольского района и города Алушты».
Как помочь фиксировать преступления?
Как отметили в «Медийной инициативе за права человека», прокуратура в настоящее время реагирует на такие преступления.
«Оккупанты провоцируют украинских военных и совершают преступления в отношении мирного населения на оккупированной территории. В этой ситуации отмечаем реакцию Луганской областной прокуратуры, которая осуществляет надзор за производством по обстрелу оккупантами детского сада. А также работу Донецкой областной прокуратуры, которая оперативно реагирует на сообщения СМИ о массовых захоронениях в ОРДЛО, осуществляет надзор за производством по принудительной мобилизации и незаконному перемещению лиц со временно оккупированных территорий», — отметили в организации.
В МИПЧ отметили, что сбор данных и показаний продолжается, а люди, которые готовы предоставить информацию относительно таких фактов, могут обращаться:
- в «Медийную инициативу по правам человека» — [email protected].
- на горячую линию Донецкой областной прокуратуры — (098) 447 01 50;
- на горячую линию Луганской областной прокуратуры — (06452) 4-13-50.