
Впервые переселенцы строят многоквартирный дом. Как им это удается и в чем главная проблема
Пять лет скитаний по всем инстанциям... И мечта наконец обрела твердый фундамент. В прямом смысле слова. Об уникальном для Украины “жилищном” опыте и существующих препятствиях — читайте в нашем материале
Проблема с жильем знакома не понаслышке каждому переселенцу. Съемные квартиры, три семьи в «двушке» и объявления в духе «переселенцам дом не сдаем»… Именно поэтому в Виннице переселенцы решили построить собственный кооперативный многоэтажный дом.
Деньги на строительство собирают сами, буквально по копейке, но и от помощи не отказываются. А вернее сами стучат во все двери и просят помочь в строительстве дома на 105 квартир. Спустя пять лет помог местный совет, а вот Министерство реинтеграции, по словам переселенцев, все еще их не слышит.
«У меня такое ощущение есть, что переселенцы стоят на обочине, а государство — это машина, которая несется на скорости мимо», — проводит аналогию глава общественной организации «Об’єднання переселенців “Спільна справа”» Юрий Зыков.
«Восточный вариант» разобрался, почему с жильем для переселенцев все так сложно спустя 7 лет от начала вооруженного конфликта? И смогут ли они когда-нибудь обрести собственный дом?
🏡 Жилищный парадокс
Юрий Зыков — переселенец из Горловки. В 2014 году он переехал в Винницу вместе с женой и тремя детьми. Как и многие переселенцы, они тогда думали, что это ненадолго и через несколько месяцев можно вернуться домой. Но ситуация все накалялась, а накопленные на жизнь запасы постепенно таяли. Юрий вместе с женой начали обустраивать быт в Виннице.
В 2015 году он с единомышленниками зарегистрировал общественную организацию «Спільна справа». Поначалу они думали, что в Виннице нет других переселенцев, но оказалось, что на тот момент их было 17,5 тысяч.

Основная проблема переселенцев — жилье. Парадокс: на оккупированной территории у многих остались квартиры с хорошим ремонтом, которые люди обустраивали несколько лет, а в Виннице приходиться переезжать с места на место в поисках нового дома.
«Мы решили организовать жилищно-строительный кооператив и в рамках этого кооператива строим дом для 105 семей. Это будет жилье, которое останется в собственности переселенцев. На сегодняшний день ни одного такого проекта в Украине нет», — уверяет Юрий.
В 2017 году они создали свой ЖСК, но до реального строительства было еще далеко.
Юристка организации «Спільна справа» Виктория Мовчан вспоминает, что поначалу работа шла медленно. За помощью переселенцы обращались в различные инстанции. За годы у них накопились сотни писем, обращений, отписок и ответов от всевозможных ведомств.

В 2018 году летом переселенцы вышли на митинг под Винницкий городской совет, их поддержали и другие общественники города. Они просили выделить землю под будущее строительство. Митинг вызвал большой резонанс в местных медиа, причем как с позитивной, так и с негативной стороны. Затем снова наступила тишина.
На решение вопроса повлиял… избирательный кодекс
Так совпало, что дело сдвинулось с мертвой точки в декабре 2019 года, когда парламент внес изменения в избирательный кодекс и переселенцам разрешили голосовать на выборах.
«Это буквально за три дня всё решилось. 27 декабря дают право голоса и 29 декабря звонят из Винницкого городского совета и говорят, что готовы рассматривать вопросы о выделении земельного участка под строительство», — вспоминает Виктория Мовчан.

И она, и Юрий считают, что таким образом чиновники хотели задобрить новообразовавшийся электорат.
В ходе дальнейших переговоров «Справе» выделили и землю, и 1,1 миллион гривен на разработку проектно-сметной документации.
Застройщика искали долго, было два тендера, потому что, как предполагают переселенцы, стоимость строительства была неконкурентной и слишком маленькой для подрядчиков. Никто не хотел браться за такой проект.
Цена мечты — 61,5 миллион гривен
В конце концов подрядчик нашелся, а в марте начали заливать фундамент. Но дело все равно идет очень непросто. На строительство нужно 61,5 миллион гривен.
Переселенцы хотели бы, чтобы в вопрос включилось Министерство реинтеграции. Чтобы оно поспособствовало выделению средств на льготный кредит для винницких переселенцев.


Переселенцы обращались в Офис Президента, а когда президент Украины Владимир Зеленский приезжал в Винницу, кто-то из переселенцев напрямую попросил его помочь. Прошло полгода, но, по словам Юрия, никакой помощи не было.
Долгое время «Спільна справа» писала и в Минреинтеграции.
«Основная просьба сейчас — это кредитование. У них [у власти] же как всегда — денег нет ни у кого. Офис Президента говорил, чтобы обратились в Министерство финансов, а те кричат в три голоса, что у них денег нет», — говорит юристка Виктория.
С 13 апреля она начала звонить на горячую линию Минреинтеграции, которая работает два раза в неделю. Удалось добиться первых ответов — Виктории сказали, что письма зарегистрированы.
Также переселенцы приглашали на официальное начало строительства для перерезания красной ленточки министра реинтеграции Алексея Резникова. Ответа не было.

«Приобщатся они или нет — дом будет построен. Мы будем дальше двигаться к своей цели. Просто в моём понимании, Минреинтеграции бы вот эти успешные кейсы, которые делают люди, брать в пример», — считает Виктория.
Несмотря на все сложности Юрий, Виктория и другие переселенцы верят в эту идею.

«У каждого нашего участника за плечами очень печальная история. Но люди не сдаются, ты смотришь в их глаза и видишь, что они тебе верят и видят надежду. И это очень подогревает — ты идешь дальше, напролом. Потому что с бюрократической машиной очень тяжело бороться. Но за семь лет мы научились», — уверенно говорит Виктория.
Планируется, что дом будет полностью готов к 31 мая 2022 года.
А что государство?
«Восточный вариант» отправил запрос в Минреинтеграции, но пока ответа нет. Мы попробовали сами разобраться, насколько реально переселенцам получить деньги, пусть и в кредит, но все-таки на свое собственное жилье.
Сказать, что уж совсем ничего не делается, было бы несправедливо. Например, недавно Кабмин утвердил порядок предоставления льготных ипотечных кредитов внутренне перемещенным лицам за счет средств гранта в размере 25,5 млн евро, предоставленных немецким банком KfW. Деньги выдаются на срок до 20 лет по 3%-ую ставку. Жилье можно выбирать как на первичном, так и на вторичном рынке. В рамках проекта в 2021-2022 годах планируется обеспечить жильем примерно 680 семей или 1768 человек из числа внутренне перемещенных лиц.
При этом отбор победителей из числа кандидатов в очереди будет происходить путем случайного выбора, который проводится с помощью генератора случайных чисел.

Кроме того, в Украине действует программа «Доступное жилье»: государство оплачивает 50% стоимости квартиры, остальные 50% – покрывает ВПЛ. Переселенец может воспользоваться льготной ипотекой. При этом в программе участвуют только новострои. Подробнее на сайте «Держмолодьжитла».
Государство поддерживает строительство жилья в селе для всех украинцев, но ВПЛ в нем отдается первоочередное право. Программа предусматривает льготные кредиты на срок до 20 лет (но для заемщиков, которые за это время не достигнут пенсионного возраста) и на 30 лет для людей младше 35 лет. Кредит предоставляется под 3% годовых.

В ноябре 2020 года заместитель министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Инна Голованчук заявила, что более 270 квартир для проживания около 800 ВПЛ было приобретено с 2017 по 2019 год. А недавно нардеп Дмитрий Лубинец сообщил, что лишь 10% переселенцев обеспечены собственным жильем. Но если учесть, что в Украине всего официально зарегистрировано около 1,5 миллиона ВПЛ — это капля в море.
Важно понимать, что все, кто переехал на подконтрольную Украине территорию в первые годы войны, скорее всего, останутся здесь навсегда. И лишь государство может помочь им обрести собственный угол тут, в Украине. Без своей крыши над головой переселенцы не будут чувствовать себя нужными и важными членами украинского общества.
Читайте также:
«Я хочу увидеть маму»: три истории переселенцев, которые едут через КПВВ на Пасху
Сантиметр за сантиметром: как Европа помогает Украине в разминировании
Из Харькова в Донецк: путь длиною в 22 часа
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.