Цифровая реинтеграция. Как "Дія" помогает переселенцам и жителям ОРДЛО и чего ожидать дальше
Сейчас украинцы могут хранить в приложении справку ВПЛ, а также подать заявление о намерении получить льготный ипотечный кредит. «Восточный вариант» узнал, как расширится функционал услуг в будущем и что про «Дію» думают переселенцы.
В 2019 году президент Украины Владимир Зеленский анонсировал «государство в смартфоне». Все услуги должны были бы постепенно перенестись в онлайн-режим, а граждане Украины могли бы навсегда забыть об очередях, бюрократии и коррупции. Важно, что цифровизация коснулась и услуг для ВПЛ.
Мы разобрались, способствует ли «государство в смартфоне» реинтеграции и что о нем думают жители Донецкой и Луганской областей.
Услуги на «Дії» доступны всем гражданам Украины
Сегодня все услуги, имеющиеся в «Дії», доступны для внутренне перемещенных лиц наравне со всеми гражданами Украины. Кроме того, есть услуги, ориентированные исключительно на ВПЛ — это, например отображение справки ВПЛ в мобильном приложении «Дія».
В Министерстве цифровой трансформации отмечают, что справка в электронном виде имеет такую же юридическую силу, как и бумажная.
«Если при предоставлении публичной услуги нужна справка ВПЛ, то лицо вправе предъявить электронную справку в “Дії”, или предоставить копию этой справки через мобильное приложение, и ни один субъект предоставления такой услуги не вправе требовать от заявителя бумажный документ или его бумажную копию», — отмечает государственная экспертка нормативного реинжиниринга электронных услуг директората развития электронных услуг Министерства цифровой трансформации Украины Нина Попова.
Она также подчеркивает, что электронная справка имеет больший уровень достоверности, чем бумажная, поскольку проверка данных электронной справки осуществляется с помощью электронного идентификатора — QR-кода, штрих-кода, цифрового кода, что позволяет в режиме реального времени получить подтверждение из Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах.
В учреждениях, предоставляющих услуги переселенцам, должна быть возможность получения электронной копии такой справки. Но для полноценного функционирования электронного шеринга документов через «Дію» требуется настройка системы со стороны поставщика услуги. То есть, работники, например, центра занятости или налоговой службы не имеют права требовать у переселенца принести бумажную справку для подачи документов.
Также ВПЛ через портал «Дія» могут подать заявление в «Держмолодьжитло» о намерении получить льготный ипотечный кредит на жилье (кредит на жилье под 3%).
«Это очень удобная электронная услуга в три шага, осуществляемая по декларативному принципу, с идентификацией лица, подтверждением того, что оно и члены его семьи являются внутренне перемещенными лицами, обеспечивает качественное, корректное и прозрачное наполнение реестра кандидатов без ручного вмешательства и коррупционных рисков для дальнейшего справедливого розыгрыша на получение кредитов», — говорит Нина Попова.
Кстати, этой услугой уже воспользовались 15 648 человек, что составляет 96% от всех поданных заявлений от граждан. То есть, именно электронный вариант услуги пользуется наибольшим спросом.
Кроме того, с июня этого года жители временно оккупированных территорий могут воспользоваться сервисом «єМалятко» на Портале «Дія», которым пользуются 89% родителей Украины.
«Это сервис, который позволяет по одному заявлению зарегистрировать новорожденного ребенка онлайн. Уже сейчас через «єМалятко» можно заказать украинское свидетельство о рождении, если ребенок родился на территории АР Крым или в оккупированных районах Донецкой или Луганской областей», — уточняет Нина Попова.
Дальше — больше
В будущем перечень электронных услуг для ВПЛ расширится. В частности, можно будет в онлайне подать заявление на назначение пособия на следующий шестимесячный срок (в случае отсутствия изменений, влияющих на его назначение) и заявление о прекращении выплаты пособия.
Как объясняет Нина Попова, сегодня внутренне перемещенные лица даже при отсутствии изменений, влияющих на назначение пособия, вынуждены подавать полный пакет документов, фактически дублирующих информацию, что уже есть в распоряжении органа соцзащиты населения. Это противоречит основным принципам в сфере предоставления публичных услуг и является лишней нагрузкой на людей.
«Мы отменяем этот механизм и предоставляем возможность лицу не дублировать данные, а просто инициировать продление услуги, на которую он имеет право», — отмечает экспертка Минцифры.
Также в будущем через Портал «Дія» можно будет сменить место жительства или пребывания ВПЛ. Сейчас для этого нужно подавать заявление лично через орган соцзащиты населения. Хотя сама услуга не требует какого-то подтверждения, поэтому в Минцифры считают логичным ее перевод в е-формат.
Но, пожалуй, самое главное — это внедрение «дистанционной идентификации» личности, что позволит удаленно идентифицировать лицо для продления процедуры социальных выплат, в том числе и пенсий.
То есть в будущем любой пенсионер может пройти идентификацию через смартфон.
Но для этого нужно иметь «Дію». Подпись в мобильном приложении «Дія» доступна при наличии биометрического документа — ID-карты или паспорта, данные которых находятся в Едином государственном демографическом реестре (ЕГДР).
«Распознавание лица человека осуществляется путем сравнения фотоизображения человека, созданного им с помощью мобильного приложения “Дія”, с оцифрованным изображением лица соответствующего человека, переданным из ЕГДР средствами единой информационной системы МВД мобильному приложению “Дія”», — объясняет Нина Попова.
По ее словам, Минреинтеграции и Минцифры совместно уже разработали проект постановления Кабинета Министров Украины, что приравняет удаленную идентификацию через «Дія.Підпис» к физической.
«Этот механизм призван стать элементом совершенствования процесса выплаты пенсий и пособия путем внедрения удаленной идентификации их получателей без их личного присутствия, что и позволит воспользоваться услугами заявителю независимо от фактического местонахождения», — подчеркнула экспертка.
Сегодня приложением «Дія» пользуются 6,5 миллиона украинцев, среди которых 201 143 — имеют статус ВПЛ.
Внедрение электронных услуг для ВПЛ на Портале «Дія» реализуется в рамках проекта «Цифровые, инклюзивные, доступные: поддержка цифровизации государственных услуг в Украине (Проект поддержки Дія)», который осуществляется ПРООН в Украине при финансовой поддержке Швеции.
Также партнерами Минцифры в этом направлении выступают Минсоцполитики и Минреинтеграции.
Мысли пользователей разделились
«Восточный вариант» поговорил с разными людьми, чтобы узнать, используют ли они «Дію» для своих целей и как оценивают приложение.
Мысли переселенцев разные. Некоторые говорят, что были приятно удивлены функциональностью приложения и платформы, некоторые жалуются, что хоть сама «Дія» неплохая, но госорганы, с которыми приходится работать, не готовы принимать электронные документы.
«Госорганы как были “совковым”, так и остались. Им нужны бумажки любой ценой. Регистрируешься в “Дії”, например, как безработный, а все равно нужно идти в центр занятости с документами. А сама “Дія” помогает, не нужно показывать паспорт на блокпостах на мирной территории, можно показать изображение в смартфоне», — делится переселенка из ОРДО Наталья.
Другие отрицают, мол, в госучреждениях все происходит быстрее, чем в «Дії».
«Подали заявку через “Дію” на выплаты. В результате в программе заявление все еще в обработке, а при обращении в УСЗН выяснилось, что она уже два дня как успешно одобрена, — рассказывает переселенец из ОРЛО на условиях анонимности. — Конкретно в теме переселенцев “Дія” вообще ни о чем. И мне это не понадобилось, слава Богу, у нас в районе УСЗН адекватное. Расскажут, покажут, объяснят, дадут перечень документов, образцы, контактные номера».
Те же, кто подавал заявление о намерении получить льготный ипотечный кредит на жилье, остались довольны.
«Все было сделано очень быстро, хотя я сначала сам не доверял электронным системам. К тому же у меня был предыдущий неприятный опыт подачи заявления через сайт “Держмолодьжитла”. Сайт перестал работать, очевидно, из-за наплыва пользователей. Я думал, что-то подобное ожидает и в “Дії”, но обошлось», — рассказывает переселенец Борис, что подавал заявление на получение льготного ипотечного кредита.
Впрочем, мужчина отмечает, что были и те, кто не смог подать. Он и другие переселенцы обмениваются информацией о состоянии подачи в тематических чатах переселенцев.
«Я думаю, что они просто сами не разобрались. Такое бывает. Поэтому у нас очень много людей все еще любят подавать документы непосредственно в госучреждениях, поскольку можно уточнить прямо на месте, как заполнять и что заполнять», — делает предположение Борис.
«Сломать можно все»
Основная же претензия к «Дії» — безопасность личных данных. Некоторые собеседники «Восточного варианта» откровенно говорили, что не установят себе приложение, поскольку боятся, что база данных будет слита за деньги.
В мае прошлого года через телеграмм-бот было слито 26 млн водительских удостоверений с фото и другими личными данными. Впоследствии появились слухи, что к этому якобы причастна «Дія».
Но на странице Министерства цифровой трансформации в Фейсбуке эту информацию опровергли и заявили, что сама «Дія» не имеет базы данных и не хранит подобную информацию. А анализ данных показал, что информация слитых баз данных уже давно была доступна, поскольку ранее была слита база данных ПриватБанка.
Эксперт школы цифровой безопасности DSS380 Павел Белоусов отмечает, что стопроцентной безопасности не существует, поскольку техническая возможность что-то сломать есть всегда.
«Этот вопрос сложности и денег. Если на кражу данных потратить 100 тысяч долларов и при этом заработать в дальнейшем на этих данных 101 тысячу долларов, этим будут заниматься. Если стоимость взлома миллион, то этим никто не будет заниматься», — объясняет Павел Белоусов.
Он говорит, что чем больше будет расширяться спектр услуг, предоставляемых «Дією», тем больше схем будут придумывать злоумышленники. А вот удастся ли воплотить эти схемы в жизнь — большой вопрос. Все зависит от того, насколько персональные данные украинцев ценны и нужны ли они кому-то.
Эксперт рекомендует уже сейчас позаботиться о будущем и привязать SIM-карту к паспорту, так как в «Дію» можно зайти через Bank-ID. А доступ к вашему Bank-ID злоумышленники могут получить через онлайн-банкинг. А к нему доступ будет получен через дубликат SIM-карты.
Сам Павел Белоусов использует «Дію» еще со времен бета-версии и считает, что цифровизации является положительным трендом, к которому так или иначе придут все.
Поэтому, подводя итог, стоит отметить, что переход в онлайн дарит множество возможностей, но при этом может нести опасность. Защита персональных данных — это забота не только государства, но и каждого лично.
***
Проєкт реалізується онлайн-виданням "Східний Варіант" за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки в рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.