"Их надо ставить на ноги": девушка Ильи Самойленко о возвращении защитников "Азовстали"
29 июня произошел наибольший обмен пленными с начала полномасштабной войны с россией: 144 украинских героя вернулись домой, 95 из них защищали «Азовсталь». Украинское общество и весь цивилизованный мир долго боролись, чтобы воинов, большинство из которых имеют тяжелые травмы, эвакуировали из Мариуполя. Теперь же мировое сообщество борется за их освобождение из российского плена. В интервью с девушкой пленного «азовца» «Восточный вариант» узнавал, как именно проходит эта борьба за наших героев.
Жены, сестры, матери и любимые украинских воинов, защищавших «Азовсталь», объединились в Ассоциацию семей защитников «Азовстали», чтобы не только освободить своих мужчин из рук оккупантов, но и привлечь внимание к семьям, потерявшим своих родных. А также помочь военным восстановиться после пребывания в плену.
Дарье Цыкуновой 22 года. Из плена она ждет Илью Самойленко, одного из офицеров полка «Азов».
До начала полномасштабной войны работала барменкой в одном из подольских баров: окончив культурологию, решила взять паузу, чтобы определиться, чем дальше заниматься в жизни.
Планировала этой зимой поступать на психотерапевта.
«Восточный Вариант» поговорил с Дарьей Цикуновой, участницей Ассоциации семей защитников «Азовстали», о том, как работает организация, как проходит реабилитация и почему медийность чрезвычайно важна.
— Дарья, расскажите немного об Ассоциации семей защитников «Азовстали», когда и зачем ее создали?
— Четыре девушки были знакомы между собой. Это Анна Науменко, Ольга Андриянова, Юлия Федосюк и Екатерина Прокопенко. Я узнала о них, когда они поехали на встречу с Папой Римским (тогда защитники Азовстали были в блокаде — ред.)
Илья очень долго переживал о моей безопасности, поэтому он не очень хотел, чтобы я афишировала, что мы с ним вместе.
Я ему сказала, что если я могу рассказать европейцам о том, что у вас там происходит, нужно это делать. И он согласился.
Я связалась с девушками и они предложили мне присоединиться к их первой поездке в Париж.
Коли вже хлопців взяли в полон, ми Когда уже ребят взяли в плен, мы поняли, что просто давать интервью за границей, или не за границей, недостаточно.
Привлечение внимания международного сообщества — это очень важная составляющая, но мы должны не забывать еще о тех людях, которые находятся в Украине: о семьях, о пожилых родителях тех бойцов, которые находятся в плену. У них нет ни одного человека, который может помочь. И мы решили, что нужна организация.
— Понятно, что глобальная задача — освобождение пленных. А какие точечные задачи вы перед собой поставили?
— Мы боремся как за «азовцев», так и за морских пехотинцев, полицейских, «медведей» и пограничников. То есть абсолютно всех, кто выходил из «Азовстали».
Мы занимаемся информационной кампанией, чтобы украинцы и европейская коммьюнити не теряли фокус. Наша деятельность в первую очередь направлена на медиапросветительство.
Второе направление — это помощь в навигации по действиям тем родственникам, которые ждут своих близких из плена. Мы пытаемся объяснять детали тем, кто не понимает весь процесс: открыть кейс в Красном кресте, позвонить в НГУ, проверить, есть ли ваш близкий человек в колонии, проходит ли он как военнопленный. Это очень большой пласт работы.
— Сейчас ваша ассоциация — это только объединение сестер, матерей, жен и любимых военнослужащих? Или вы уже вышли за эти рамки?
— У нас очень большая азовстальская семья. Те, с кем я контактирую, — около 20 человек. Но членом ассоциации мы считаем любого человека, ожидающего своего родственника из плена.
Ассоциация — это волонтерская работа, и мы не выясняем, кто кому приходится из бойцов. Мы проводим много времени именно в общении по рабочим вопросам.
Одна из девушек — владелица детского сада, другая работала на харьковском заводе, еще одна мама пленника — кастинг-директор. Разнообразные люди, и это помогает в этой борьбе.
— 43 пленных из «Азова» были освобождены в результате обмена? Кто эти защитники? В каком состоянии? Есть ли у вас какая-то стратегия по их дальнейшему восстановлению — физическому и психологическому?
— На обмене присутствовали наши представительницы. Они говорят, что у ребят очень много не вылеченных ранений: травм, ампутаций, неправильно сросшихся костей. Все ребята на позитиве, конечно, потому что дома. Но ведь одним позитивом не вылечишься. Сейчас нужно поддерживать фонды, нужно ребят максимально ставить на ноги, на протезы.
Все ребята там очень похудели. Мышечную массу нужно восстанавливать, лечить авитаминоз. Мы думаем о реабилитации, ищем специалистов, кто сможет взять такую работу.
Психологическое состояние также очень важно. Мы включаемся и в эти процессы — запустили колонку с психологическими советами, первый пост был посвящен возвращению из плена. Также у нас совместно с психологами действует проект «Azov-steel family – психологическая поддержка»
— Расскажите немного о тех защитниках, которые еще находятся в плену россиян. Выходят ли они на связь?
— У нас нет с ними связи по официальным каналам. «Красный Крест» заявляет, что они не могут попасть к ним напрямую и посмотреть условия их жизни. Мы знаем, что по Женевской конвенции они должны иметь возможность звонить нам через определенный период. Но где россия, и где соблюдение международных норм.
Пленным мы ничего не можем передать. Мы занимаемся обеспечением на будущее. Когда они вернутся, тогда мы будем передавать одежду, еду и все остальное.
Мы, к сожалению, не знаем, какие у них там условия. Нам остается только ждать и дальше привлекать внимание.
— Среди защитников-азовцев есть медийные личности и совершенно неизвестные люди. По вашему мнению, публичность пленника как-то влияет на возможность его скорейшего обмена?
— 95 пленных вернулись из Азовстали и кто-то из них медийный? Мы показали миру, что мы обычные люди, такие же, как и все остальные, что у нас есть своя культура и мы хотим, чтобы россия от нас отцепилась.
Медийность важна, чтобы за границей видели, что происходит. Она не поможет человеку лично. Если бы так было, то Илья уже был бы дома.
Но медийность на персональный обмен не влияет.
— Есть ли у вас непосредственный контакт с руководством государства и с кем, если не секрет? Как вы оцениваете сотрудничество с государством?
— Мы на днях виделись с Олегом Котенко, Уполномоченным по правам лиц, пропавших без вести. Он сейчас занимается помощью пленным. Там были представители Минсоцполитики, Минветеранов и Нацгвардии. Обсуждали, все ли налажены. Очень ждем встречи с Владимиром Зеленским.
— Какие достижения уже есть у Ассоциации? Какие дальнейшие цели перед собой ставите?
— Мы очень хотели, чтобы произошла экстракция. Этого не произошло, но мы очень громко об этом говорили по всему миру. Мы появились во многих медиа, даже в корейских. Такая гласность, мне кажется, посодействовала тому, что ребят эвакуировали. Пусть и таким образом, пусть и в «днр», но главное, что они живы. Медиапросветительство — это наше основное достижение.
Второе достижение — это коммуникация с родными и помощь им прояснить все непонятные моменты.
Я прекрасно знаю: когда ты находишься в среде не таких же людей, которые не проживают то же событие, ты чувствуешь состояние одиночества, беспомощности. А вместе, когда все объединяются, гораздо легче.
Мне кажется, то, что обменяли 95 пленных из Азовстали — это очень большая победа всей Украины.
— Вы недавно создали Фонд поддержки семей защитников «Азовстали». Расскажите, какие у него будут направления работы? Как могут украинцы приобщиться к помощи фонду?
— Пока еще раскачиваемся. Мы берем опеку над защитниками «Азовстали», то есть мы хотим, чтобы когда они вернутся с оккупированных территорий, у них была банальная еда, одежда, телефоны. У них в плену вообще всю технику забрали. Они должны знать, что мы их ждали.
Мы также хотим помогать семьям, потерявшим своих родных. А сколько семей с детьми! Они остались одни. Помочь им — это очень важно.
Важна информационная борьба: писать посты или даже репостить. Плюс финансовая помощь. Если сто человек скинет по 5 грн — это уже 500 и это уже лучше, чем ничего. Поэтому любая помощь важна. Чем больше людей будут включаться и рассказывать об этом, тем больше шансов создать надлежащие условия для наших военных.
У кого есть знание английского языка, тот может переводить актуальные украинские посты. Не нужно бояться говорить с иностранцами: чем больше людей за границей будет об этом все знать, тем больше шансов победить.
— О защитниках «Азовстали» уже знают по всему миру. Скажите напоследок, какую и от кого вы получаете поддержку? Расскажите о каком-нибудь наиболее памятном проявлении такой поддержки.
Меня лично очень поддержала украинская диджейка и радиоведущая Даша Коломиец. Она приглашала меня в свой подкаст. Я записала ей несколько голосовых сообщений о том, как все происходило, и она прониклась моей историей. Мне с ее великолепной положительной энергией было легко это воспринять, и мы сейчас общаемся, поддерживаем связь.
Я знаю, что Злата Огневич тоже включалась в наши месседжи с мольбами об экстракции. Многие украинские звезды нас поддерживают. Есть молодой украинский рэпер, Вячеслав Дрофа. Он очень поддерживает.
Из встреч за границей мне запомнилась встреча с корейскими медиа. Казалось бы, очень разные культуры, но мы с ними схожи в ощущении ценностей. Очень много классных французских журналистов, готовых помогать. Помогают и простые люди.
Поддержка колоссальная, но нужно, чтобы она не угасала. На третьей неделе плена вообще была такая медийная тишина по этому поводу, что страшно было. Такое впечатление было, что все забыли. Но после удачного обмена интерес вернулся.
Как помочь Ассоциации семей защитников «Азовстали»
✅ Информационно
Распространяйте публикации с официальных страниц Ассоциации в Facebook, Telegram, Instagram, Twitter и TikTok. Если вы владеете иностранными языками, переводите материалы и распространяйте их среди иностранцев.
✅ Финансово
Донатьте в благотворительный фонд «Фонд поддержки семей защитников «Азовстали» по таким реквизитам:
UAH (Украинская гривна) 🇺🇦
IBAN UA70 3808 0500 0000 0026 0067 8567 3
ЕГРПОУ 44664279
USD (Доллар США) 🇺🇸
IBAN UA19 3808 0500 0000 0026 0047 8567 5
Correspondent Account
890-0260-688
SWIFTcode: AVALUAUKXXX
EUR (Евро) 🇪🇺
IBAN UA42 3808 0500 0000 0026 0037 8567 6
Correspondent Account
55.022.305
SWIFTcode: AVALUAUKXXX
PLN (Польский злотый) 🇵🇱
IBAN UA88 3808 0500 0000 0026 0017 8567 8
Correspondent Account
PL07124000013140559111120301
SWIFTcode: AVALUAUKXXX
GBP (Британский фунт) 🇬🇧
IBAN UA65 3808 0500 0000 0026 0027 8567 7
Correspondent Account
83301931
SWIFTcode: AVALUAUKXXX
💶 Bank of Beneficiary (for everything)
Raiffeisen Bank Joint Stock Company, Leskova street.9, Kyiv 01011, Ukraine
✅ Участие в мероприятиях в Украине и за рубежом в поддержку освобождения пленных защитников «Азовстали»
За актуальным расписанием мероприятий можно следить на официальных страницах Ассоциации в Facebook, Telegram, Instagram, Twitter и TikTok.