"Так мне становится легче": как творчество помогает детям из Северодонецка во время войны
Вынужденная смена города. Вынужденное изменение жизни. Это тяжело для любого взрослого. А ребенок переживает это в разы тяжелее. Но маленькие украинцы не сдаются. В бомбоубежищах они рисуют мечту, а в блэкаут поют патриотические песни. Их жажда победы и любовь к родине преодолевает страхи и печаль.
Малыши Луганщины поделились с Восточным Вариантом своими чувствами и советами.
“Когда плохие дяди уйдут, мы вернемся домой”
Арина, 5 лет, Северодонецк – Тернополь
Мама Арины рассказала “Восточному Варианту”, что ее дочь очень скучает по игрушкам и родному городу.
“Арина часто говорит: “Когда пойдут плохие дяди, мы вернемся домой”. Она переживает, чтобы эти плохие дяди не забрали ее игрушки, не повредили квартиру. Она постоянно собирается в Северодонецк. Я говорю, что, возможно, это будет не скоро, но ребенку это тяжело принять”, — говорит мама девочки Ирина.
По словам Арины, в Тернополе она проживает временно.
“Мы скоро поедем домой и будем скучать по Тернополю. Ну ничего. Мы можем приезжать сюда в гости”, — говорит маленькая северодончанка.
По словам мамы девочки, в новом садике Арина разговаривает исключительно на украинском, дома постоянно поет песни об Украине.
“Ариша любит танцевать и выступать. Ей нравится проявлять себя так. Мне кажется, она уже знает весь украинский фольклор. Это бабушка научила ее песням, чтобы легче переносить блэкаут”, — говорит Ирина.
Как и многим детям, девочке беспокойно в темноте. По словам ее мамы, сначала она капризничала, плакала, боялась. Но бабушка Арины нашла выход. Вместе они разучивают не только припевы, но и целые тексты украинских народных и военных песен.
“Когда выключают свет, мы сидим с фонариками. Зажигаем свечи. И я пою песни. Пою колядки. Мне так становится легче”, — делится с нами Арина.
“Восточному Варианту” девочка спела “Ой у лузі”, “Заспіваємо пісню за Україну” и колядку “Різдво Христове”.
А в своем письме святому Николаю первым из желаний маленькая украинка написала “Хочу, чтобы кончилась война”.
“Не грустите, дорогие дети”
Тимур, 6 лет, Северодонецк – Кузница-Рациборская, Польша
Семья Тимура эвакуировалась сначала в город Зеленодольск, что на Днепропетровщине. По словам мамы Тимура, чтобы легче пережить время под звучание сирен, вместе с другими детьми Тимур начал рисовать мелом на стенах бомбоубежища.
В начале марта эвакуационным поездом Тимур с мамой и бабушкой отправились в Польшу. Мальчик скучает по отцу, по своим игрушкам и жизни, которая была у него до войны.
“Он не показывает грусть. Но рисует город, рисует нашу семью снова вместе. А еще не разрешает мне смотреть фото нашего города, чтобы я не грустила”, — говорит мама мальчика.
Маленький северодончанин обратился ко всем деткам Украины и их родителям.
“Дорогие дети, берегите себя. Поезжайте в Польшу. Потом все вернемся домой. Не унывайте, дорогие дети. Все будет хорошо. Мы же вместе”, — говорит Тимур.
Цветочная книга
Ясмин, 7 лет, Северодонецк – Хемниц, Германия
Семья Ясмин была вынуждена эвакуироваться в Германию. Теперь вместе с родителями, старшей сестрой и братьями девочка живет в городе Хемниц. Свои чувства и размышления Ясмин выражает через рисование.
На художественной выставке “Einfach Kind Sein”, которая прошла в здании культуры города Хемниц, были представлены работы детей из Украины. Среди них была и работа маленькой северодончанки.
“Моя картина называется “Цветочная книга”. На ней я изобразила маму. Моя мама любит читать книги. Я считаю, если бы люди больше читали книги и меньше смотрели телевизор, войны, возможно, не было бы”, — описывает свою работу Ясмин.
“Уже второй раз бежим от войны”
Тимур, 8 лет, Северодонецк – Полтава
Семья Тимура уже во второй раз бежит от войны. Сначала военный конфликт на востоке Украины в 2014 году и переезд из Луганска в Северодонецк. Но в этом году полномасштабное вторжение со стороны россии заставило семью в очередной раз сменить дом, город и жизнь
Вместе с родителями и маленькой сестричкой Тимур живет в новом для себя городе Полтава.
Мама Тимура рассказала, что он начал рисовать под взрывы в Северодонецке, но когда уехали, перестал.
“Тимур почти полностью забросил рисование. И мне от этого очень грустно. Сейчас идет чемпионат, поэтому он иногда рисует футболистов, но часто говорит: “Мне уже не нравится рисовать”, — делится с нами мама мальчика.
В Северодонецке мальчик занимался футболом и в новом городе продолжает заниматься им. Любимый вид спорта и игры с маленькой сестренкой — это то, что отвлекает Тимура от тоски за родным городом.
“Батько наш — Бендера, Україна — мати”
Кира, 5 лет, Северодонецк – Червоноград (Львовская область)
Мама Киры рассказала, что после начала полномасштабного вторжения со стороны россии семья сразу эвакуировалась в более безопасный город. Но 24 февраля ее дочь помнит очень хорошо.
“Когда бахнуло, Кира испугалась очень. Дом задрожал и она побежала в ванную. И там испуганно начала плакать”, — вспоминает мама девочки.
Маленькая северодончанка очень скучает по папе. Она мечтает, что когда-нибудь они снова будут жить вместе, как это было до войны.
“Вечером плачет и всегда, когда общаются, спрашивает, когда он приедет. Скучает обычно по дому. Скучает по дедушке. Когда звонит ему, говорит: “Ты когда поедешь к нам туда, где война, зайди ко мне на 8-й этаж, там где с папой жили, и забери мои игрушки”, — говорит мама девочки.
Она добавляет, что Кира не охотно ходит в детский садик в новом для нее городе. Он ей вроде бы и нравится, но все не такое, как было дома.
“Я хочу в свой садик в нашем городе. Хочу к своим детям”, — говорит девочка.
Чтобы поднять себе настроение, Кира поет патриотические песни.
“Кира любит громко петь “Батько наш — Бандера, Україна — мати! Ми за Україну будем воювати!” — улыбается мама девочки.
“Бесконечно мирное небо”
Максим, 13 лет, Северодонецк – Клайпеда, Литва
Максим рассказал, что 24-го февраля он, как всегда, проснулся и собирался в школу
“Потом позвонила мама и сказала, что уроки отменили. Где-то очень далеко было слышно залпы, но страшно не было”, — вспоминает Максим.
Но ситуация каждый день ухудшалась. Семья жила в бомбоубежищах. Но оставаться в городе уже было опасно. Пришлось выезжать из Северодонецка под обстрелами. По словам Максима, эвакуироваться из города было уже очень сложно.
Некоторое время семья жила в Днепре. Но потом Максим вместе с мамой и бабушкой поехали в Литву. Мальчик учится в школе, приспосабливается к новой жизни, менталитету и языку. Но всегда помнит о родительском доме. Он представляет, каким будет Северодонецк после победы Украины.
“Когда закончится война, я хочу, чтобы мой родной город как можно быстрее отстроили. Я вижу в нем новые современные дома, чистые улицы, а еще добрых, радушных и радостных людей. И обязательно там будет бесконечно мирное небо над головой”, — делится с нами парень.
***
Читайте также: "Выезжали ночью, когда над головой летели ракеты": история гинекологини из Северодонецка и советы женщинам о здоровье