Депортация и ассимиляция. Как живут лемки в Луганской области
75 лет на Луганщине живут лемки – этническая группа, которую насильно переселили с территории Польши после окончания Второй мировой войны. Здесь они нашли новый дом, ассимилировались, но помнят свои традиции и продолжают поддерживать культуру.
Журналисты Восточного варианта отправились в село Штормово Новоайдарского района, чтобы узнать, как сейчас живут лемки и их потомки.
Фото из открытых источников
Лемковщина – украинская этническая территория, на которой столетия проживала этнографическая группа лемков. Сами они называли себя русинами или руснаками, а язык представлял собой смесь украинского, польского и словацкого, так называемый «лемковский говор».
В годы Второй мировой войны советское правительство признало Лемковщину территорией Польши. Поляки, которые считали лемков украинцами, заключили соглашение с Советской Украиной об обмене населением. Украинцев, которые проживали в границах послевоенной Польши, выселяли в Украину в обмен на польское население. В основном переезд был принудительным, и за два года в Украину депортировали около 70% лемков.
Фото автора
Лемки на Луганщине
На Луганщину лемков начали вывозить в мае 1945 года. Их принудительно выселяли с Лемкощины, территории Польши, на которой народность прожила сотни лет. С собой семье разрешалось брать не больше 500 килограммов вещей. Все имущество, которое не удалось взять с собой, описывали и обещали возместить по месту прибытия, чего сделано не было.
Фото автора
«Я была совсем маленькой. Везли нас в поезде, товарных вагонах, вместе с коровами. Кто что успел из дома взять, тем и были богаты. В дороге родилась моя сестра. Привезли сначала в село Алексеевка, там мы прожили год, после чего родители решили переехать ближе к своим. Заняли вот этот дом, отремонтировали. Сейчас ему уже больше сотни лет.
Фото автора
Еды не хватало. Помню, поезд привозил хлеб, и мы, детвора, бегали по вагонам за этим хлебом. А он минуту стоял, все что успел схватить, на том и жили. На железной дороге собирали уголь, который сыпался с товарных поездов. Пойдешь, найдешь грудочку, и так радуешься. Не было нормальной одежды, молодые девчата, кто привез с собой наши платья, носили их на гулянья», – вспоминает 80-летняя лемкиня Мария Хопяк.
Фото из открытых источников
«Им ближе была западная культура, а расселяли в основном в восточных районах Украины. Им пришлось очень тяжело, послевоенная разруха, к тому же их расселили по нескольку семей в разные наши села: Алексеевку, Дмитриевку, Айдар-Николаевку, но основная масса попала в село Переможное Штормовского сельского совета. Дело в том, что там до 1942 года была немецкая колония. Немцев выселили накануне оккупации нашего района и дома стояли пустые», – рассказывает директор Новоайдарского районного краеведческого музея Анна Божкова.
Фото автора
Дома, куда заселили лемков, не соответствовали их укладу жизни. У себя на родине они строили один большой дом «под железным бляхом», где были и жилые, и хозяйственные помещения.
Фото из открытых источников
Да и немецких домов хватило не на всех. Некоторые семьи подселяли квартировать к одиноким людям.
Фото автора
Дом, куда заселилась семья Марии Хопяк – маленький, всего две комнаты, с низким потолком. В одной комнате жили сами, в другой держали привезенные из Польши корову и каменную ручную мельницу, которая вот уже 75 лет стоит в этом месте. Для семьи это были единственные источники пропитания.
Фото автора
Культура и традиции
Лемки везли с собой на Луганщину не только предметы быта и скот, но и традиционные костюмы, иконы, вышивку. Это были очень религиозные люди, строго соблюдающие посты и праздничные, обрядовые традиции.
Фото автора
Самым главным праздником года считалось Рождество. К нему долго готовились, постились, а интересной особенностью было «выметание хаты», которое символизировало окончание праздничных хлопот. Его, традиционно, проводила самая старшая женщина в семье. После этого обязательным было купание, чтобы все болезни ушли с водой. На столе должно было быть определенное количество блюд, а сам стол нередко устилали сеном, по краям которого раскладывали чеснок, как оберег от зла, а в центр сыпали зерно.
Фото автора
Интересен и свадебный обычай, который представлял собой целое многодневное театрализованное представление. У брачующихся было по 2 дружка и дружки, с которыми паре предлагали обвенчаться. После двух отказов они уже могли выбрать друг друга. На вопрос почему только двое, старожилы смеются и отвечают, что на третий раз жених или невеста могли и согласиться выйти за другого. Праздновали свадьбу в тесном кругу, за столом сидели только близкие родственники и староста, а вот молодожены участия в застолье не принимали.
Славятся лемки и своими песнями: протяжными, мелодичными и грустными, на родном наречии.
Фото автора
«Люди, которые сюда переехали, не считали себя украинцами, но и русскими не были. Я с детства не слышал здесь русского языка. Говорили на своем наречии, вот сестра моей бабушки постоянно в речь вставляла немецкие слова, а в письме использовала латинские буквы. Я служил на Урале, учился в Полтаве, жил в Чернигове и Житомире, но нигде не встречал похожего наречия, только на Западной Украине», – говорит потомок лемков Михаил Хопяк.
Свои традиционные песни, обычаи и костюмы лемки передают потомкам.
Фото автора
«Моя бабушка, ее девичья фамилия была Шиманская, про переезд вспоминать не любит, потому что им было очень тяжело. Когда вспоминает, сразу плачет. В нашей семье хранится икона, семейная реликвия, которую подарили при крещении бабушке. Стараемся сохранить крупицы той культуры, осознавать себя отдельным народом. Например, моя дочь пела в коллективе «Мальвы» лемковские песни. Они участвовали в разных фестивалях, ездили к лемкам на Западную Украину, – рассказывает потомок лемков Ольга Полянская.
Своими реликвиями лемки делятся с Новоайдарским краеведческим музеем, где представлена целая экспозиция, посвященная этому народу.
Фото автора
«Этот костюм нам подарила 82-летняя Анна Филимоновна Бадлак. Это костюм ее мамы, пошитый в 1906 году. Он состоит из юбки, которая называется «кабот», плиссированная, вышитая лентами, сорочки «опличча», «корсэтки», как они говорят и, обязательно, кружевного воротничка с бусами. Главная отличительная особенность лемковских костюмов – вот такие лепестки внизу, под названием «ластовица». Головные уборы носили не так как у нас. У лемок было особое приспособление из ивовых прутьев, «химле» называлось. Заматывали волосы, поднимали их повыше, косынки не завязывали, а прикалывали к плечам или завязывали сзади. Верхняя зимняя одежда называется «гуня». Она делалась из валяной шерсти. Из-за ее толщины, вышивку не делали, только строчка по краям, а сзади традиционная «ластовица».
Фото автора
Если наши слобожанские хаты украшались рушниками, то лемки для этого использовали расписную посуду. Ее использовали и в быту, но на обратной стороне было проделано отверстие, чтобы вешать тарелки на стены. На обратной стороне этой тарелки дата – 1876 год.
Фото автора
А этот кофейник нам передала Надежда Васильевна Терпак и рассказала его историю. Когда она была десятилетней девочкой, через их село отступали немцы и забирали местных с собой, чтобы те их обслуживали. Она очень любила этот кофейник, и чтобы его сохранить, она его бросила под мост в ручей. А когда возвращалась, нашла кофейник уже в таком состоянии и сохранила его на всю жизнь», – рассказала Божкова.
Фото автора
Сейчас в Штормово проживают 5 поколений лемков – 15 переселенцев и 37 их потомков. Поддерживают отношения и с другими представителями диаспоры в Украине.
Спустя 75 лет в Украине все еще не признали депортацию лемков незаконной. В этом году Всеукраинское общество «Лемковщина» инициировало обращение к Президенту Украины и к Главе Верховной Рады Украины с требованием признать переселение незаконной и осудить как нарушение прав и свобод человека.
Также хотят разработать государственную программу по сохранению культурного наследия лемков, как этнографической группы украинского народа.
Кира Абрикосова, Восточный вариант