Дмитрий Лубинец. Дети – не жертвы родительских войн!
"Родительский киднепинг" или похищение ребенка одним из родителей - явление позорное, но, к сожалению, распространенное в украинском обществе.
В отличие от европейских стран, в украинском законодательстве такого термина как киднеппинг нет. Ведь это понятие пока вообще не урегулировано на законодательном уровне. Отец или мать, похищающие собственного ребенка, скрывают его от другого, годами не дают видеться с ребенком – не несут никакой ответственности за свои действия. Но в украинском законодательстве предусмотрено, что родители имеют равные права и обязанности на ребенка. И, логично, возникает законодательный пробел, который, по моему мнению, нужно ликвидировать как можно быстрее, приняв соответствующие законопроекты.
А именно, речь идет о законодательных инициативах «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об ответственности за самочинное изменение места жительства ребенка одним из родителей» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об урегулировании некоторых вопросов в спорах по определению места и условий участия в воспитании малолетнего ребенка».
В Украине из 8 млн детей почти половина проживает в неполных семьях. В настоящее время в судах находится множество дел о насильственном и незаконном изменении места жительства ребенка. Чаще всего киднепинг встречается в случаях развода супругов (во время процесса или после) или во время ссор в семье. Тогда один из супругов не соглашается с решением и просто посреди белого дня похищает насильно ребенка, или забирает из школы/детсада и не сообщает бывшему супругу о месте нахождения ребенка. Более того, совершив такие действия, один из супругов понимает, что никакой ответственности не будет нести. Ведь государство не считает это преступлением.
Или бывают случаи, когда один из родителей вопреки решению суда пытается вывезти ребенка за границу. Или пока судьи решают с кем все же потенциально будет жить ребенок, родители устраивают самые настоящие войны. Забирают насильно, с оружием в руках и в ожесточенных спорах. В таких ситуациях главными заложниками становятся дети. Их лишают права на общение одним из родителей, подвергают стрессу. Из-за неумения вести коммуникацию цивилизованно, бывшие супруги берут на вооружение собственных детей, так или иначе поддающихся моральному давлению, что в будущем может сформировать у ребенка неустойчивые моральные установки.
Поэтому считаю, что государство в первую очередь должно думать о благополучии детей, поэтому просто необходимо как можно быстрее разработать и принять такие законодательные изменения, которые помогут решить подобные проблемы без негативных последствий для ребенка.
Предложенные выше законодательные инициативы разрабатывались рабочей группой и представителями профильных учреждений и имеют целью урегулировать ситуацию, ввести уголовную ответственность за "родительский киднепинг" и предусмотреть дополнительные возможности при рассмотрении гражданских споров по определению места проживания ребенка с одним из родителей.
Считаю, что эти законодательные инициативы нуждаются в широком обсуждении со всеми сторонами, ведь спешки в этом деле не место. Нужно учесть мнение всех сторон, продумать все нюансы, чтобы уберечь и защитить детей.
И еще раз напоминаю, что нужно действовать ради интересов и безопасности детей. Ведь именно дети и их будущее должны быть в приоритете государства.