"Спільнота Відновлення": как семья мариупольцев релоцировала свой бизнес по производству сувениров
За несколько недель до начала полномасштабного вторжения мариупольцы Николай Воропай и его дочь Мария Глеза готовились к открытию магазина с деревянными изделиями. Но открыть его не успели, потому что началось полномасштабное вторжение. Сегодня Мария возобновила производство деревянных сувениров в Ивано-Франковске, а ее отец — морской пехотинец — вернулся на военную службу. Производство деревянных изделий “ARTнація” стало амбассадором “Спільноти Відновлення” и лауреатом награды “Незламні зі сходу”. Историю создания и релокации бренда “ARTнація” узнавал Восточный Вариант.
“Спільнота Відновлення” — основанное Восточным Вариантом комьюнити несокрушимых жителей востока, заново поставивших на рельсы свою деятельность в сфере бизнеса или в общественном секторе. Люди, которыми мы восхищаемся и о которых хотим рассказать как можно большему количеству читателей. Ведь эти истории достойны вашего внимания и поддержки. Поддержите создание таких историй — присоединяйтесь к “Спільнота Відновлення” и поддержите Восточный Вариант донатом.
***
Вторжение на день рождения
Николай Воропай служил в морской пехоте до 2021 года. После демобилизации решил основать свое дело, поэтому начал делать изделия из дерева и фанеры. Сначала делал подарки для своих друзей-военнослужащих. В основном они были на военную тематику. Когда решили расширять производство, помешала полномасштабная война.
Мария Глеза рассказывает, что в феврале 2022 года они жили в ожидании войны, и у нее дома был сложен “тревожный чемодан”. Ее муж Андрей был пограничником в Мариуполе и говорил, что ситуация обостряется, и нужно быть готовыми быстро эвакуироваться из города при необходимости.
24 февраля, в день рождения Марии, россия начала полномасштабное вторжение. Девушка выехала из Мариуполя вместе с мамой и братом, ее отец и муж остались защищать Мариуполь. Сначала Мария с семьей поехали в Днепропетровскую область, где прожили три месяца.
“Третьего или четвертого марта в наш дом было попадание. В доме оставалась моя бабушка, она сейчас здесь с нами [в Ивано-Франковске — ред.]. Но в то время она была там, и сказала, что по дому было три прилета каждый день. И вот после третьего загорелась крыша. Дом, все, что было в нем, сгорело. Это и станки, и оборудование. Там просто стоят стены, возвращаться некуда”, — рассказывает Мария.
В Мариуполе муж Марии получил пулевое ранение в ногу. На заводе Ильича его прооперировали медики. 12 апреля с территории завода он попал во вражеский плен. Во время пребывания в Еленовском СИЗО врачи сказали, что есть угроза потерять ногу.
“Сначала с мужем у меня была связь. Потом, когда Мариуполь был уже в кольце, переписывались СМС. Он писал: «Я жив, все хорошо». С 25 марта у меня не было с ним связи. Я поддерживала связь с его частью и могла только узнать, попал ли он в “плохой” список или нет. Однажды мне позвонили и сказали, что его ранили. Позже позвонила подруга из Мариуполя, которую вывезли на оккупированную территорию, и сказала, что видела его среди пленных по новостям. Я позвонила в часть, и его занесли в списки пленных”, — вспоминает Мария события прошлого года.
В июне прошлого года мужчину обменяли. Он позвонил Марии и сказал: “Нас обменяли”. Полгода он проходил операции и реабилитацию. Сегодня Андрей продолжает службу в Ивано-Франковске. Отец Марии вышел из Мариуполя самостоятельно, он продолжает проходить военную службу в Одесской области.
В Ивано-Франковск Мария с семьей приехали 7 июня. Здесь начали налаживать свою жизнь с нуля.
Перезапустить дело отца
Мария рассказывает, что когда она с семьей ехали в Ивано-Франковск, то в дороге искали себе жилье. Говорит, что ехали в неизвестность.
Однажды в гости приехал отец Марии и предложил возобновить деятельность по изготовлению деревянных сувениров. Николай Воропай выиграл грант от Украинского ветеранского фонда, деньги из которого пошли на перезапуск производства. Название решили взять новое – “ARTнація”. Старым названием производства было “Велес”. Мария говорит: “Мы решили, если все начинается с нуля, то и название надо новое”.
В Ивано-Франковске мастерская находится в промышленном районе. В ассортименте “ARTнації” есть подставки под телефон, брелки, органайзеры, ключницы, коробочки разного размера, подставки под чашку, магниты. Этот список не является исчерпывающим, ведь производство совершенствуется, и ассортимент расширяется.
Сувенирные изделия Мария производит вместе с мужем. Они работают над дизайнами изделий и создают их в своей мастерской. Андрей помогает в свободное от службы время.
В Мариуполе была сформирована база клиентов, об изделиях Николая Воропая люди узнавали от знакомых и друзей. Через “сарафанное радио” люди узнавали о “Велес”. В Ивано-Франковске нужно было с нуля искать клиентов, стучаться к людям и рассказывать о своей работе.
“Остались старые клиенты, которые выехали из Мариуполя. Они заказывают у нас в интернете, и мы им отправляем. Сотрудничали еще с мариупольской лавкой, это сувенирная лавка, которая находилась в “Башне” в центре. Они выехали и продолжают свою работу в разных городах, но базируются в одном городе. Мы с ними сотрудничали и делали сувениры на тематику Мариуполя”, — рассказывает Мария. Также “ARTнація” сотрудничает с “ЯМаріуполь”.
Большинство сувениров в ассортименте “ARTнації” имеют патриотическую тематику. Андрей Глеза, муж Марии, отмечает:
“Нам не сложно сделать кому-то тематический подарок для какого-то города. Или когда кто-то говорит, что нужен определенный логотип на подставку под чашку. Я на свои пограничные части очень много делал продукции. У нас есть свои логотипы, Мария как дизайнер их подставляла, и все это хорошо выглядит. Людям нравится, потому что это индивидуальное и никто такое делает”.
В Ивано-Франковске продукцию “ARTнації” можно приобрести в кафе “Dusha”, которое открыла мариупольчанка Татьяна Васильева. Ее историю “Восточный Вариант” записывал ранее, читайте “Спільнота Відновлення”: как мариупольчанка открыла кофейню "Dusha" в Ивано-Франковске.
Станки, которые ждут
В мастерской есть некоторые станки, которыми умеет пользоваться только Николай Воропай. Мария говорит, что этот бизнес — это любовь ее отца, и после окончания войны он обязательно вернется к нему. Андрей рассказывает, что станки, которыми умеет пользоваться его тесть, создают объемные картины. Их Николай создавал еще в Мариуполе.
“Он делал картины из бука, они будто в 3D. Объемные картины я не умею делать, это умеет только папа”, — говорит Мария.
Создание шевронов
В Ивано-Франковске Мария и Андрей начали создавать шевроны. Закупили для этого специальный станок. Сначала Мария создает макет дизайна для патча, затем ее брат Ярослав переделывает его под вышивку и в специальной программе задает движение иглы для создания рисунка. Мария говорит, что ее брат в 15 лет научился создавать макеты для шевронов и приобщается к развитию семейного бизнеса.
“На флешку загрузил файл, вставил в станок и он выполняет то, что ему программа задает. Там есть 15 цветов, которые машинка может вышивать. И оно само делает, только следишь и обслуживаешь машинку, и заправляешь нить, если надо”, — рассказывает Андрей.
Дело по изготовлению шевронов назвали “Маяр” от имен Мария и Ярослав. В ассортименте различные шевроны, как для военных, так и патчи, которые могут носить гражданские.
Мария и Андрей стали амбассадорами “Спільноти Відновлення” и лауреатами награды “Незламні зі сходу”!
Изделия “ARTнації” можно посмотреть на странице в Instagram. Шевроны можно посмотреть здесь.
***