"Способ высказаться красками": почему детям из прифронтовой зоны важна арт-терапия
Терапия рисованием для детей, живущих в “серой зоне” — возможность справиться со стрессом и осознанием постоянной угрозы. Рассказываем, как волонтёры помогают малышам прифронтовых городов пройти психологическую разгрузку.
Дети, живущие вблизи постоянных обстрелов. Они — наименее защищены во всех смыслах. Всё принимают близко к сердцу, но часто не хотят или не могут проговаривать свои страхи ни родителям, ни учителям в школе. Даже психологам не всегда удаётся их разговорить.
Поэтому волонтёры Благотворительного фонда “Голоса детей” придумали для них занятие, благодаря которому маленькие жители зоны соприкосновения могут высказаться, не произнося слов.
“Это не психологическая консультация, когда психолог работает по определённой проблеме. Это не лечение, мы не лезем ребёнку в голову”, — рассказывает глава фонда Елена Розвадовская.
По ее словам, главная задача — дать малышу возможность показать свои эмоции через рисунок.
“Это давно апробированная методика, когда мы ребенку предлагаем чистый лист, краски и конкретно ему посвящаем час работы. И он знает, что на этом листе бумаги красками может творить и рассказывать то, что иногда даже в слова не ложится. Это методика, по которой мы работаем с детьми для того, чтобы принять их состояние, проблемы. Может быть страхи, которые они через работу с красками и арт-материалами легче откроют, чем в разговоре с психологом”, — объясняет Елена.
Вот уже год программа арт-терапии работает в трёх населённых пунктах: в Золотом Луганской области, Светлодарске и в небольшом поселке Южное под Торецком. Сейчас в программе принимает участие 20 детей. Каждый должен пройти минимум десять занятий, это около трёх месяцев.
“Занятия проходят в локациях, к которым имеют доступ наши координаторы. Это может быть детский центр, хаб или что-то подобное. Например, в Светлодарске — это местный молодёжный клуб, с которым мы сотрудничаем. А в Золотом — помещение, принадлежащее школе”, — рассказывает Елена.
Координаторов, работающих с детьми, фонд находит там же, на местах. Каждого координатора курирует психолог. Психолог рекомендует, как поддержать ребёнка, как не ранить его.
Всё происходит в легкой непринужденной манере, но есть определённые ограничения. Например, не фотографируются лица детей, чтобы не стеснять их, не подвергать излишнему стрессу.
“Это психосоциальная работа, связанная с творчеством. Она очень рекомендуется тем детям, которые живут в условиях постоянного стресса.
Потому что, как бы люди ни говорили, что уже привыкли (а люди часто говорят, что уже “привыкли к войне”, дети учатся в школе и так далее), к такому невозможно привыкнуть”, — объясняет глава фонда.
Она подчеркнула, что в условиях хронического стресса психика может даже больше пострадать, чем при ярком кратком стрессовом событии. И в такой ситуации человеку особенно нужна поддержка.
Такая работа, утверждает Елена, важна не только для детей, но и их родителей:
“Важно понимать какие-то базовые моменты того, что ребёнок нуждается в нас, в нашем внимании. Если он много молчит и не хочет ничего рассказывать, не надо за это на него кричать или наказывать. Дайте ему бумагу и краски, пусть рисует. И не волнуйтесь, если он будет пользоваться только черным или только красным цветом. Это просто цвета, пусть рисует”.
Елена подчеркивает, что делают они всё это, в основном, на пожертвования простых людей. Закупка красок и бумаги, время координаторов — на все подобные расходы средства собираются в социальных сетях. Ни крупных меценатов, ни постоянной грантовой поддержки на это нет.
“Это не организация, которая тратит какие-то сумасшедшие деньги на логистику, на офисы. Мы этого всего избегаем. Мы стараемся направить ресурс на то, что может принести пользу ребенку. То есть на сам продукт, на программу.
Однажды мы получили грант от одной международной организации, но мы не ориентируемся на это. Если будет грантовая поддержка, то мы будем рады. Если нет, то попросим денег в соцсетях и нас всегда поддержат люди”, — рассказывает Елена.
Также, для сбора средств фонд устраивает аукционы в социальных сетях.
“Перед Рождеством мы устроили такой аукцион. Через Фейсбук продавали поделки наших подопечных детей. И привлекли к этому людей, у которых большая подписка, которые знамениты. Такие, как Олег Сенцов, Янина Соколова, глава МИД Дмитрий Кулеба и очень много других. Все они нас поддержали.
Благодаря тому, что они разместили у себя объявления об аукционе, мы продали поделки и самая большая ставка была 5000 гривен. Поделку купила женщина из Польши.
Все эти деньги мы тратим непосредственно на реализацию программы. Таким образом мы продлеваем жизнь этой программы как можем”, — говорит она.
В текущем 2021 году “Голоса детей” запланировали открыть еще три точки в прифронтовых населенных пунктах. И, как говорит Елена Розвадовская, не собираются останавливаться на этом.
Читайте также: Вязаный Бычок как шаг к арттерапии. Для чего Олег Сенцов и Янина Соколова "постят" фото малышей Донбасса
Фото предоставлено Еленой Розвадовской