Потеряли все из-за войны, но нашли силы возродиться. История создателей 3D-принтеров из Краматорска
Производство 3D-принтеров, инновационные проекты в сфере робототехники и 3D печати, STEM-лаборатории для школ, разработка электромеханических протезов. Это лишь часть того, чем занималась Краматорская компания 3D.Farm до широкомасштабного вторжения россии в Украину. Как предприятие перенесло начало войны и чем сейчас занимаются его сотрудники — узнал “Восточный вариант”.
Уникальные разработки и STEM образование
3D.Farm — компания, которая начала свою работу в 2016 году как стартап. Специализацией стало производство целого ряда 3D-принтеров. Тогда краматорчанин Сергей Гаков, кандидат технических наук, бывший преподаватель технических и компьютерных дисциплин с одним из своих студентов на свои собственные средства начали развивать технологии 3D печати с тем, чтобы в будущем поставить это на коммерческую основу.
К 2020 му году 3D.Farm стала крупным предприятием по производству оборудования для 3D печати и всего, что с этим связано. Это было основным направлением компании.
Кроме того, появлялись идеи для параллельных проектов. Как, например, разработка протезов, которым нет аналогов в Украине.
А в 2020-м появился новый проект, в котором предприятие Сергей Гакова за два года достигло значительных успехов. Это выпуск STEM-лабораторий для школ.
“В конце февраля мы готовились заключить контракт на установку STEM-лабораторий в 15 школах Киева. Это предусматривало полное оснащение базовым оборудованием и расходными материалами 3D печати, которое можно было бы использовать в обучении базовым дисциплинам: химия, биология, геометрия, география. Это 3D-принтеры, микроконтроллеры, наборы робототехники. Все нашей разработки”, — рассказывает Сергей.
Что такое STEM-лаборатории?
STEM образование, ещё есть вариант STEAM, — это аббревиатура основных дисциплин, которые изучаются в школьной программе. Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия), Art (искусство) и Mathematics (математика).
А STEM (STEAM)-лаборатория — это когда основные дисциплины изучаются с помощью IT, робототехники, 3D печати. Когда школьники могут воплотить в осязаемой модели предмет изучения.
Например, напечатать на 3D-принтере модель какого-либо органа человеческого организма в разрезе, если это анатомия, и так далее.
Только в Донецкой области такие лаборатории закупили несколько школ из Краматорска, Бахмута, Угледара. Но Донецкой областью география не ограничивалась.
“Это был такой уникальный образовательный продукт, полностью нами разработанный в течение двух лет. За два года мы сотрудничали с более чем ста школами по всей Украине. Одна из идей этой лаборатории была в том, чтобы она, во-первых, была полностью мобильной. Во-вторых, ею можно управлять удаленно. Любой школьник, сидя дома и имея программное обеспечение, может на расстоянии управлять любым оборудованием лаборатории. Это стало очень кстати во время пандемии коронавируса”, — добавляет Сергей.
Последние два года 3D.Farm особенно активно развивался не только в плане исследований и разработок, а именно как производство. Было много планов. Так было до 24 февраля.
Критические потери
В течение месяца после открытого военного вторжения рф в Украину, начала жестоких боев в Харьковской и Луганской областях 3D.Farm потеряли важную составляющую производства. Из-за обстрелов рашистами компания безвозвратно потеряла склад с расходными материалами. Под Харьковом российское оружие уничтожило важные производственные линии. В Северодонецке также было уничтожено контрактное производство одного из компонентов для 3D-принтеров.
“И производство этого всего в Украине мы, скорее всего, не восстановим. Все инвестиции, которые мы делали с 2020 по 2022 год, утеряны. Ещё у нас был склад в Краматорске. Мы расширялись, закупали новое оборудование для производства. Это мы, конечно, все сохранили. Так получилось, что мы "разложили яйца" по трем областям. В результате сохранили только то, что было в Донецкой”, — рассказывает Сергей Гаков.
Также из-за войны предприятие потеряло всех заказчиков. Один заказчик даже погиб на войне, будучи добровольцем.
“Ещё мы сейчас много наблюдаем, как на оккупированных территориях рашистами разграбляется оборудование, которое мы продавали. Попалось такое видео из Мелитополя. Это был образовательный проект, принтеры устанавливались в школах, в молодежных центрах. Сейчас они разграблены. Это все было оплачено, но мы все равно переживаем. Надеемся отследить, где оно всплывет, чтобы заблокировать доступ”, — добавляет Сергей.
Новые планы и прежние разработки
Сейчас компания вернулась к тому, чем занималась до 2020 года. Это разработки на будущее. Те проекты, которые не успевали делать, потому что работали как производство, теперь вновь вышли на первый план.
“Вот проект, над которым мы работали еще 2017 году. На нас вышел Винницкий протезно-ортопедический завод. Из-за войны, большого количества ранений у них появилось много работы. Мы производим полимерные оболочки для их протезов. Грубо говоря протез сам по себе — это механизм довольно грубо выглядящий внешне. Мы делаем ему, если так можно выразиться, тюнинг. Причем владелец протеза может в этом участвовать. В плане проработки нюансов внешнего вида этой оболочки. То есть получается индивидуальный дизайн и даже небольшая психологическая реабилитация”, — объясняет Сергей.
Пока 3D.Farm это делает в виде благотворительности. А параллельно ещё занимается проектом протеза для руки. Тоже 2017 года. Сейчас в Украине никто такого не делает.
Хотя, конечно, присутствуют проблемы с поставками комплектующих. То, что раньше приходило в течение недели, сейчас приходится ждать месяц.
И это из-за границы, украинский рынок пустой.
“Сделали в порядке эксперимента несколько дронов-камикадзе. Полностью напечатанных на принтере. Но этот проект пока остановился, потому что огромные сложности с поставками комплектующих. И, конечно, это все требует более серьёзного финансирования. Из собственных средств сейчас много сейчас не профинансируешь. Нужно платить и зарплаты, и все остальное”, — говорит Сергей Гаков.
Также сейчас 3D.Farm прорабатывает европейский рынок.
“У меня жена и ребенок уехали в Европу, и сейчас через жену мы пробуем представить нашу продукцию там. Потому что украинский рынок, я думаю, в ближайшее время для нас будет недосягаем. В апреле я отправил образцы нашей продукции в Италию. Она провела несколько презентаций. Это было очень интересно. Мы в принципе и так планировали выходить на Европу, но война все это ускорила”, — подытоживает Сергей Гаков.
На данный момент предприятие выехало из Краматорска. Сотрудники большей частью разъехались в разные города. В одном из городов центральной Украины собрался лишь костяк, который упорно трудится над возрождением предприятия.
С вопросами и партнерскими предложениями можно обращаться на страницу 3D.Farm в Фейсбук.