31 октября: поле битвы - Украина
После подведения окончательных итогов местных выборов 31 октября можно с уверенностью сказать, что выиграла их Партия Регионов, однако цена победы оказалась слишком высокой, и еще не раз аукнется, как самим победителям, так и всей стране. Но обо всем по порядку.
ПАРТИЙНЫЙ НЕЗАЧЕТ
Прежде всего стоит отметить, что в «партийном зачете» ПР показала себя не так уж и круто даже в своих базовых областях. (В Луганской области – 57,5%, при том что на выборах в парламент в 2007 за ПР было отдано 73,5%). Палочкой-выручалочкой для регионалов стали мажоритарные округа. Здесь в полной мере оправдала себя тактика вовлечения под могучую партийную «крышу» представителей местного истеблишмента.
К взаимному удовольствию: для областных элитариев причастность к правящей партии - гарантированный билет во власть, а партия, в свою очередь, оказывается способной накрыть все поля электоральной шахматной доски своими проходными фигурами. Благодаря мажоритарным округам регионалам удалось продвинуть сферу своего влияния далеко на запад, победив в большем числе облсоветов, чем в 2006 г. А на примере Луганской и Донецкой области видно, что при желании регионалы могли бы добиться стопроцентного прохождения своих людей по мажоритарке, а отдельные представители других партий, победившие на округах, сделали это по большей части по милости гегемонов.
Совсем иная ситуация с выборами мэров городов. Здесь недовольство местными представителями правящей партии вылилось в прямую обструкцию со стороны громад провластным кандидатам. Было очевидно, что жители некоторых городов Востока Украины готовы объединиться вокруг любого лидера, лишь бы не поддерживать выдвиженцев ПР. Так, в Луганске консолидировал вокруг себя протестный электорат коммунист Килинкаров, а в Харькове – «помаранчевый» экс-губернатор Аваков. Выборы в этих городах, учитывая количество скандалов и судебных разбирательств, хотя и завершились успешно для регионалов, но ощущение того, что выдвиженцы ПР «нарисовали» себе результаты, пользуясь покровительством центра, у избирателей осталось.
Понесла ПР и ощутимые потери – например, в Запорожье консолидация протестных настроений привела к победе на мэрских выборах бютовца Александра Сина, удар по престижу правящей партии был нанесен даже в ее неприступном бастионе – Донецкой области – в Горловке действующего мэра-регионала Сахарчука обошел молодой бизнесмен Евгений Клеп, кандидат от «Сильной Украины».
Это свидетельствует о том, что если позитивный образ ПР, как «партии идей Януковича», еще сохраняет свое влияние на избирателей на Востоке, то для городских голов, как наиболее персонифицированных и приближенных к обывателю представителей власти, партбилет уже не является индульгенцией за все прегрешения. В этом колоссальное отличие выборов-2010 от выборов-2006. Тогда, в 2006-м, мэрами буквально становились те, на кого указал пальцем Янукович.
Подобная десакрализация власти начавшись с местного уровня вполне может развиться и в скепсис по отношению к ПР в целом, равно, как и к Президенту. Выходом из этой ситуации могла бы быть «работа над ошибками» - например, отказ от продвижения и навязывания одиозных фигур, как это было в Харькове, или выстраивание партнерских, а не конфронтационных отношений с союзниками по коалиции, как это было в Луганске. Но, к сожалению, упоение властью и вера во всесилие силовых методов у лидеров правящей партии, делают конструктивный сценарий практически нереальным.
МАРИОНЕТКИ РВУТ НИТИ
Не секрет, что на этих выборах значительные силы ПР были вброшены на выбивание из игры сторонников Юлии Тимошенко. И в целом, эта тактика дала свои плоды – тимошенковцы дезориентированы, в значительной мере отлучены от СМИ, в их рядах идет разброд и шатание. Однако свято место пусто не бывает – сокрушив БЮТ, регионалы получили две новые оппозиционные силы – на Востоке подняли голову коммунисты, на Западе в трех областях на местных выборах победили представители партии «Свобода».
Разумеется, на данный момент особой угрозы ПР со стороны этих сил нет. Наоборот, все аналитики дружно отмечают, что «Свобода» очень удобный «оппонент» - с одной стороны, она отбирает голоса у национал-демократов в их базовых регионах, с другой – служит хорошим источником фобий для избирателей Востока и Юга, заставляя их сплачиваться вокруг ПР, как главной «антифашисткой» силы. Коммунисты же, де-юре и де-факто, являются младшими партнерами ПР по коалиции.
И все же, иногда марионетки могут порвать нити и убить кукловода. Если лидеры КПУ и «Свободы» и находятся в дружественных связях с правящими кругами, то их региональные вожди и рядовые сторонники настроены вполне серьезно, более того - верят в свою идеологию. И тут уже не очень ясно, кто кого использует – либо регионалы руками Тягнибока громят оппозицию, либо Тягнибок, используя ресурсы власти, расчищает себе электоральное поле. Уже сегодня суммируя итоги «Свободы» можно смело говорить, что в следующей Верховной Раде будет фракция радикальных националистов.
То же самое можно сказать и о коммунистах, практически во всех областях, где ПР является доминирующей силой коммунисты выступали вовсе не «вспомогательной колонной» власти, а силой жестко ей оппонирующей. Именно КПУ была инициатором акций протеста против админресурса в Донецке, именно КПУ в Луганске попыталась бросить вызов партии власти на выборах мэра.
Не такими уже «карманными» могут оказаться в развитии и политические проекты Арсения Яценюка и Сергея Тигипко, также претенденты на преодоление 3% барьера. Вхождение во власть, пусть даже на уровне небольшого представительства в местных советах, открывает перед политическими силами новые перспективы и, следовательно, подогревает амбиции.
Однако Партия Регионов по-прежнему не может усвоить нехитрую мысль, к которой пришел в конце своего правления Леонид Кучма: Украина - не Россия. И как бы регионалы не старались, второй «Единой России» из них не выйдет и того вожделенного единомыслия и маргинализации оппозиции они никогда не дождутся.
ОБЪЕДИНИТЕЛЬ ИЛИ МОГИЛЬЩИК?
Еще один важный и тревожный итог местных выборов – усилившаяся дефрагментация страны. В Галичине к власти пришли современные последователи идеологии интегрального национализма, в Крыму, Одессе и Донбассе – представители русофильского крыла Партии Регионов. Впереди можно ожидать идеологическую войну между облсоветами по поводу памятников, праздников, языкового вопроса и так далее. Все это мало способствует единству. Ведь, если при Ющенко и была линия идейного раскола, то, по крайней мере обе противоборствующие части были едины внутри себя, шло соревнование двух проектов развития Украины, сейчас же происходит реинтеграция страны на «лоскуты». К чему это приведет в дальнейшем?
Тут многое будет зависеть от позиции центра и лично Януковича. Самое разумное в этой ситуации – оставаться над схваткой, быть нейтральным арбитром, где нужно надавить, а где нужно пойти на компромисс. Но это-то как раз для властной команды самое сложное. Ее органическая неспособность договариваться и идти на уступки очевидна.
Каждый Президент Украины находил свою формулу управления страной. Леонид Кравчук сумел найти компромисс между номенклатурой и национал-демократами, в результате чего Украина избежала гражданского противостояния, хотя и упустила шанс радикальных реформ. Леонид Кучма сумел выстроить систему сдержек и противовесов, в которой все регионы страны были встроены в систему, основанную на личной лояльности элиты главе государства, когда же сам Кучма попытался нарушить баланс в этой системе, то она рухнула. Виктор Ющенко попытался перестроить страну по одному идеальному образцу, мало соответствовавшему реалиям, в результате уйдя с поста с рекордно низким рейтингом. Виктор Янукович, сейчас, по сути, находится перед выбором – стать сильным лидером, сумевшим скрепить разнородные регионы страны, либо войти в историю могильщиком Украины, углубляя ее дезинтеграцию.