Синдром протеста
Недавно Георгий Чхартишвили, он же Борис Акунин, популярный современный беллетрист, в своём блоге для проекта «Сноб» в присущей ему изящной манере рассказал русской интеллигенции и политически неуравновешенным евреям (именно такова целевая аудитория проекта «Сноб»), что нужно сделать для того, чтоб Ходорковский и Лебедев вышли на свободу.
По Акунину, инструментарий для достижения этой, несомненно, благой цели прост, хотя от него разит даже не нафталином, а, скорее, формалином. Итак, писатель предлагает всем неравнодушным размещать баннеры с ликами репрессированных в корреспонденции и на страничках социальных сетей, собирать подписи, а деятелям культуры готовить (вот здесь неожиданно!) обращение к президенту.
Очень свежо и, главное, смело звучат следующие слова: «давайте не забывать и негодяев. Было бы неплохо, чтоб кто-нибудь открыл сайт, посвященный неправедным судьям – с персональными страничками, где будет портрет, биография, место работы и подробное, документированное описание содеянной гнусности.» Кто-нибудь!!! В общем, вы поняли…
Я достаточно хорошо отношусь к Георгию Чхартишвили и Борису Акунину лично. Уютные карманные чёрно-белые книжечки, купленные «в поезд» и оставленные там же по прочтении, скрасили не одно путешествие тысячам, если не миллионам. Скажите, кто из нас, пытаясь сохранить равновесие в скрипящем цельнометаллическом тамбуре, не прижимался, рискуя бронхами и лёгкими, к холодной, в изморози, стене, потому что в правой руке сигарета, а в левой – Эраст Петрович, и нет на свете силы, включая гравитацию, которая могла бы оторвать от его приключений?!
Отвлёкся, sorry.
Так вот.
Устраивая потешный бунт (в сети на этот случай имеется более точный термин - «бурление говн»), Акунин–Чхартишвили всего лишь отдаёт дань укоренившейся традиции: настоящий творческий интеллигент не может себе позволить соглашаться с властью и обязан в её отношении сохранять кислую мину. Всегда. Даже в момент получения государственных премий и наград. Точка.
А всех, кто в данный момент претерпевает произвол и лишения со стороны государственных опричников, надлежит всячески поощрять и поддерживать. Даже если это – отъявленное ворьё, по сравнению с которым даже бизнес-чекисты выглядят семинаристами-первокурсниками.
Гарантирую, что если, допустим, завтра власть всё-таки посадит в тюрьму Лужкова, то и он вполне может стать новой иконой для Акунина сотоварищи. И точно так же, как и сейчас, далеко не глупые и не бедные люди в возрасте будут писаться кипятком от баннеров с ликами новых великомучеников с десятизначными счетами в оффшорах.
Но это, возможно, будет завтра, а сегодня в меню - «страдальцы» Ходорковский и Лебедев. Люди, которые, к слову, в 90-е украли те же миллиарды, что и олигархи из путинской обоймы.
Если вдуматься, разницы между Абрамовичем, Дерипаской, Вексельбергом и Ходорковским нет в принципе. Просто одни сели раньше, другие сядут позже. Или отравятся устрицами. Или потеряются в лесу. После суши с тунцом и полонием стало ясно, что с фантазией у кремлёвских креативщиков очень даже налажено. Так что в ближайшее время дефицита мёртвых и пожизненно севших героев для русской интеллигенции не предвидится. Гарантированно.
Казалось бы, что нам до того? Однако у нас примерно та же ситуация.
Наблюдая, насколько не скучно живётся творческим людям в России, наши тонкие натуры тоже бросились на ветряные мельницы отечественной политики. Не для всех из них борьба прошла бесследно. Некоторых основательно зацепило. Так, замечательный украинский писатель Юрий Андрухович, очевидно, не успев окончательно реабилитироваться, призвал дать Крыму и Донбассу возможность отделиться от Украины.
У нас в подобных случаях говорят: «Так сказал, шо сам о*уел». Во всяком случае, юзеры родной Юрию Ивано-Франковщины и смежных правильных регионов, как бы помягче сказать, выразили озабоченность состоянием здоровья современного украинского классика.
Однояйцевых фантастов-издателей Виталия и Дмитрия Капрановых, как и полагается близнецам, ранило обоих сразу. Эта украинская версия сестёр Зайцевых не стала ходить вокруг да около, а сходу взяла пик идиотизма и подлости, предложив УЕФА лишить Украину права проведения Евро-2012 в пользу Италии или Германии -мол, такая страна не достойна принимать чемпионат… Ну не мудаки?..
Дмитрий Павлычко и еще несколько десятков суровых украинских мужчин развили прямо-таки паранормальную медиа-активность, требуя от Президента прекратить уголовное преследование Тимошенко и её соратников.
И не беда, что деньги, полученные по Киотскому протоколу, «леди 11 миллиардов» с присущей ей элегантной лёгкостью таки «десь влаштувала», не проблема, что министров возили халдеи в полковничьих погонах, а пенсионерам за бюджетные деньги вместо угля развозили штыб фирмы, ассоциирующиеся с одной известной любительницей лошадей и философии.
Всё это не важно.
Ибо снова мученица. Вот и всё.
Именно поэтому одухотворённые лица и умные глаза в пикетах под Генеральной прокуратурой и другими государственными супермаркетами не иссякнут никогда.
А что власть? Власть, как это в основном и бывает, ведёт себя ещё глупее, чем её оппоненты, то ли сознательно из мести, то ли в силу присущей донецким самоуверенности, продолжая как пирожки печь новых героев для патологически жалостливой интеллигенции, которая, увлекшись игрой в оппозиционность, готова поднять на щит даже самых отъявленных и прожженных отморозков.
Хотя, никаких исторических последствий, естественно, все эти трепыхания иметь не будут.
Этого и не требуется.
Проблема как российской, так и нашей творческой интеллигенции состоит в том, что она боится запачкать руки. На шум, истерику, креативный красивый протест рассчитывать можно - и только. Но ни одного писателя вы сегодня не заставите проливать кровь. Ни чужую, ни, тем более, свою. Упаси, Боже. Хотя бы потому, что для него совершенно не важен конечный результат. Имеет значение исключительно сам процесс протеста, единственная причина всех этих пикетов, открытых писем и прочих безумств.
Чтоб через много лет, достать с верхней полки шкафа старый альбом с фотографиями и газетными вырезками, посмотреть, улыбнуться и сказать самому себе: «А всё-таки, бл*дь, было весело…».
Егор Степнов