"Донбасс всегда был украинским": история движения ОУН в Донецкой области
В Славянске вышел второй том книги «ОУН в Донецкой области». Ее автор, историк Александр Добровольский, собрал уникальные архивные документы, которые полностью меняют представление о национализме в Донбассе.
Александр Добровольский почти всю жизнь исследует активность украинцев на Донбассе в начале XX века. Сборники документов «ОУН в Донецкой области» — результат многолетней работы, раскрывающий глаза на события 1941–1943 годов на Донбассе. Сбором материалов историк занимался с 1998 года.
По словам историка, в свое время удалось спасти 80% документов в Донецкой области: выносили, копировали, покупали, воровали из архивов. Какую-то часть даже удалось получить уже из оккупированного Донецка.
Донбасс всегда был украинским
Национальное движение существовало на востоке всегда. В начале прошлого века около 400 человек были осуждены за национализм. Украинское сопротивление отслеживается по всей территории Донецкой области.
ОУНовские укрытия находили под Славянском, в Горловке, в Доброполье, а последние очаги ликвидировали в конце 50-х годов в Славянском районе и в Торецке. Все эти факты замалчивались и почти не изучались. Более того, после тотальной русификации это все даже считалось наименее вероятными.
Но благодаря опубликованным историком Добровольским документам оказалось, что сеть антинемецкого и антисоветского подполья ОУН во время Второй мировой войны была больше и действенней, чем так называемое хваленое советское партизанское движение.
По документам, украинские культурные и политические организации активно действовали в Донецкой области еще в 1917-1921-х годах. В частности это наблюдается в этнических украинских районах, например, Волновахском, Ольгинском, Константиновском, Славянском.
С 1917 года в области мощно действовало общество «Просвита». Они организовывали курсы украинизации, собирали отряды казачества, создавали повстанческие комитеты. Например, в Славянске в то время действовали две ячейки «Просвиты» общей численностью около 400 человек. В Мариуполе «Просвиту» основали еще до революции, но она была полностью уничтожена советскими войсками в 1949 году.
Те, кто уцелел после Голодомора и советских репрессий 30-х годов, начали самоорганизовываться еще до прихода ОУН. В Донецке ОУНовцам удалось взять под контроль Областное агроуправление. Это во время войны экономически помогло существовать украинскому подполью по всей области. А в 1943 году в Донецке даже удалось создать областную Службу безопасности ОУН, которая планировала убийство начальника немецкой полиции.
Украинские повстанцы на Донбассе активно противостояли немецкому режиму. Немцы, в свою очередь, ответили террором начиная с лета 1942 года. Часть расстреливали на месте, часть отправляли в концлагеря Дахау и Бухенвальд. Есть немецкие отчеты об арестах агентов ОУН в современном Покровске. В них сообщается, что ОУН начинает представлять угрозу немецкой власти на Донбассе и нужно принять меры в виде массовых арестов.
Уже после войны репрессии за участие в ОУН активно проводила советская власть. Она уничтожила почти всех. Большевики осудили не менее 500-600 человек, а значит украинское движение в Донецкой области было действительно масштабным.
ОУН в Славянске
Славянская организация ОУН (б) действовала подпольно и имела до 80 активных членов. Им удалось легально возродить в городе Украинскую Автокефальную Православную Церковь, которая правила службу в нынешнем храме Александра Невского.
Были инфильтрированы свои агенты-подпольщики среди руководства города. Например, руководитель отдела образования Петр Шинкарь. Благодаря ему удалось украинизировать 52 школы, которые действовали в Славянске и районе. Весной 1943 года за Шинкарем тайно наблюдали гестаповцы и проводили дома обыски. После ему удалось вырваться от НКВД СССР и убежать на запад. Умер Петр Шинкарь в Филадельфии в 1984 году.
В мае 1942 года в Славянске гестаповцы арестовали и расстреляли украинского церковного старосту Кравцова и еще несколько человек. Во время одной из волн немецких репрессий был арестован заведующий городской поликлиникой Семен Пасунько, заведующий городским отделом здравоохранения Мякушко и другие ключевые подпольщики. После арестовали руководителя церковной общины Украинской Автокефальной Православной Церкви Черника, старосту Поликарпа Марапульца. Его допрашивали в гестапо и сразу расстреляли за проукраинскую деятельность. Других отправили в Дахау, уже потом большинство из них вернулось, однако попало теперь уже в руки НКВД СССР. Часть из этих людей расстреляли, других отправили в советские концлагеря.
Где были ОУНовцы нет места "русской весне"
Тотальная русификация началась после того, как в 1959-м ликвидировали последние очаги сопротивления на территории Славянского района и Торецка. А в 1961 году количество русскоязычных школ в Донецкой области впервые превысило количество украиноязычных.
Книга «ОУН в Донецкой области» это история украинского сопротивления, которое стояло на защите и отстаивании наших земель от московского агрессора.
Второй том подтверждает — в Донецке в свое время действовал как городской, так и областной центр ОУН. Украинское антигерманское и антисоветское движение сопротивления боролось за восстановление Украинского Государства. Местные ячейки ОУН действовали на сегодняшней линии соприкосновения: Горловка, Макеевка, Торез, Енакиево, Авдеевка, Иловайск ... Донетчина сегодня, если посмотреть карту зоны ООС, то кроме Дебальцево, Ясиноватой, Оленовки и Докучаевска, это фактически границы Екатеринославской и Харьковской губерний.
Донбасс никогда не принадлежал России. Это этнически украинские земли, что бы там сейчас не утверждала московская пропаганда. И этому есть идеологические доказательства — факты, реальные архивные документы, собранные в новой книге.