Восстановят, построят, вернут мир: Луганщину "атакует" внешняя политическая реклама
Пока у Центральной избирательной комиссии еще есть несколько дней, чтобы официально зарегистрировать кандидатов на местных выборах-2020, борды с фотографиями и лозунгами растут, как грибы после дождя. Даже там, где выборов в этом году и вовсе не будет
“Восточный вариант” разбирался, что не так с политической рекламой и как отличить кандидатов, ведущих агитацию честно.
Ни дня без нарушений
По состоянию на 25 сентября полиция Луганской области зафиксировала 38 сообщений о возможных нарушениях избирательного законодательства. Многие из них касаются некорректного размещения внешней рекламы.
На один из таких случаев внимание правоохранителей обратили наблюдатели гражданской сети “ОПОРА”.
Так, в Рубежном из 15 мест для размещения агитационных материалов (их утвердил исполнительный комитет городского совета) 10 находятся на автобусных остановках.
А это нарушение законодательства (часть 17 статьи 57 “Избирательного Кодекса Украины”). “Кодекс Украины об административных правонарушениях” за это предусматривает штраф — до 3 400 гривен.
В Новоайдаре сельсовет еще не определился с перечнем мест для размещения агитационных материалов, хотя это должны были сделать до 5 сентября.
В Кременной 9 мест отвели под агитацию. Они оформлены должным образом, но многие уже заняты политической рекламой.
Также в Кременной один из потенциальных кандидатов разметил борд с надписью на русском языке, что также противоречит закону.
Выборов нет — агитация есть
Несмотря на то, что в таких крупных городах, как Северодонецк и Лисичанск, ЦВК отменила выборы, основываясь на информацию от силовиков и ВЦА о возможной опасности, такая “мелочь” нынешних и потенциальных политиков не остановила. То ли расходы не смущают, то ли на что-то надеются, но улицы увешивают своей рекламой.
Наблюдатели гражданской сети “ОПОРА” только в Северодонецк насчитали 6 бордов “Европейской солидарности” с новыми лозунгами, а “Оппозиционной платформы — За жизнь” — 19.
“ЕС”, согласно обещаниям, строит Европу в Украине, а ОПЗЖ всё восстанавливает: и мир, и экономику, и медицину.
Еще раньше появилась реклама с призывами “довіряти фаховим”. Интересно, что такая фраза созвучна с фамилией народного депутата Сергея Шахова, чья команда на Луганщине ведет активную работу.
При этом слова о том, что “старые крадут, новые крадут” выполнены в узнаваемой стилистике других политических сил.
Встречаются в городах и “всеукраинские” рекламные щиты, например, со слоганом “Слуги народа” “Украина — это ты”.
Тут в условный спор с таким утверждением вступает реклама Маргариты Коновой от партии “За будущее” с девизом “Ты — хозяин на своей земле”. Он установлен в Лисичанске, где чаще встречается реклама не партий, а конкретных людей.
“Создается интересная ситуация относительно перспектив политической рекламы и предвыборной агитации. Так, отдельные лица, которые рассматривают возможность баллотирования и надеются на проведение выборов в ближайшее время, фактически могут начать собственную пиар-кампанию без ограничений со стороны избирательного законодательства. Впрочем, это очень туманная перспектива. Поэтому в основном на территориях, где выборов не будет, мы фиксируем политический контент со стороны всеукраинских игроков — политических партий, работающих на перспективу”, — подчеркивает Алексей Кормилецкий, координатор наблюдения за выборами сети “ОПОРА” в Луганской области.
Политическая реклама “здорового человека”
Так как же избирателю понять, что тот или иной кандидат агитирует честно либо же, наоборот, нарушает закон?
Ответить на этот вопрос поможет “Избирательный Кодекс Украины”. Нужно обратить внимание на несколько моментов.
Сроки
Предвыборная агитация начинается кандидатом, партией (организацией партии) на следующий день после дня принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата (кандидатов) и заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем голосования.
То есть за несколько месяцев до дня “Х” или тем более в день “тишины” мелькающее на каждом столбе лицо кандидата должно насторожить. Очищать же город от остатков предвыборной роскоши должны соответствующие службы местных органов исполнительной власти.
Место
Запрещается размещение печатных предвыборных агитационных материалов, политической рекламы и сообщений о ходе избирательного процесса на памятниках архитектуры, а также в местах, где такие материалы могут препятствовать безопасности дорожного движения.
Также под запретом такие материалы в транспортных средствах общественного пользования и на их наружной поверхности, в том числе такси; в помещениях и на зданиях станций метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, остановках общественного транспорта, а также распространение материалов предвыборной агитации через информационные сети оповещения пассажиров и информационные табло в помещениях станций и вагонах метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, на остановках общественного транспорта, на проездных разовых, месячных или иных билетах запрещается. Да-да, “ваш кандидат” не должен улыбаться с каждой остановки.
Язык
Закон “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного” недвусмысленно гласит: “Материалы предвыборной агитации, транслируемых на телевидении, радио, размещаются на носителях наружной рекламы, распространяются в виде листовок и газет или в сети Интернет, выполняются на государственном языке”. А Конституция определяет именно украинский язык как государственный. Допускается лишь в отдельных населенных пунктах распространение материалов предвыборной агитации, выполненных на государственном языке и дублированных языках соответствующих коренных народов, национальных меньшинств Украины. Так что и на Донбассе не должно быть никаких “доверяй делам”.
Данные
При пристальном взгляде на политическую рекламу не должно возникать вопроса “а чьих будете?” Согласно закону, печатные материалы предвыборной агитации должны содержать сведения о предприятии, которое осуществило печать, или информацию, что печать осуществлена с использованием оборудования кандидата или партии (организации партии), которая выдвинула кандидата (кандидатов), их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск, и заказчика соответствующих материалов.