Луганщина снова в огне. Вражеская диверсия или прихоти погоды?
В Луганской области вновь масштабные пожары. В течение нескольких дней спасатели, военные и полицейские ведут борьбу с огнем. Есть погибшие, пострадавшие, уничтожено жилье и имущество
1300 гектаров сгоревшей земли, кустарников и лесов, двое погибших и трое раненых человека, около 20 сгоревших домов, миллионные траты на ликвидацию – вот последствия сентябрьских пожаров на Луганщине.
Для тушения возгораний власть задействовала около полутысячи спасателей из Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Полтавской областей, 73 единицы техники, отряды полиции и Вооруженных сил Украины.
Но и этого оказалось мало. Журналисты Восточного Варианта отправились к очагу возгорания, к линии разграничения в Станично-Луганском районе, чтобы увидеть последствия пожара, и попробовать разобраться в причинах его возникновения.
Выгоревшая «Москва»
Всю дорогу к Станице Луганской на горизонте видно множество дымных столбов. В некоторых местах задымлена и трасса, а в городе Счастье люди ходят по улицам, прижимая к носу платки. В Станице Луганской дым чувствуется не так сильно, хотя там огонь добрался до самой окраины. На улице со странным название Москва-Донбасс полностью выгорело 14 домов, к счастью, не жилых.
Почему здесь никто не жил, объяснить просто – в нескольких десятках метров проходит линия разграничения. Дома стоят, как здесь говорят, «на нуле», а неподалеку расположен блокпост украинской армии. Спустя сутки после пожара земля и стены продолжают дымить.
Когда мы приближаемся, стена одного из домов от высокой температуры и ветра снова вспыхивает. Дежуривший на месте пожарный отряд из Константиновки тут же заливает очаг возгорания из брандспойта. Спасатели говорят, стоят здесь с ночи, и периодически приходится тушить.
«Сначала было страшновато, тут «колючка» перед заездом на улицу натянута, и «осторожно мины» везде стоят. А там, чуть дальше – огневая точка. Но ребята объяснили, куда можно ходить, а куда не стоит, и что вообще сейчас спокойно», – рассказывает один из пожарных.
Встречаем и хозяина одного из сгоревших домов Александра Шаповалова. Вместе с ним осматриваем бывшие владения: два остова стены и газовую печку.
«Тут бабушка раньше жила, ну а потом, понятно, уже никто. Иногда, приходил, проверял, чтобы ничего не пропало. Хороший был дом, 4 комнаты, мебель. И кухня еще отдельным строением, летняя и зимняя», – говорит Александр Шаповалов.
По поводу компенсации владелец пока никуда не обращался, хотя и может получить за свой, по сути, не жилой дом 300 тысяч гривен. Все жилые дома, которые были в опасной близости к огню, в Станице Луганской успели спасти, однако ради безопасности жителей эвакуировали.
«В этом месте было очень опасно оставаться из-за значительного задымления. Людей полиция очень вовремя эвакуировала. Эвакуировали и домашних животных. Мы предложили людям укрытие в нашей районной больнице. Подготовили палаты, кровати, горячую воду, обеды и чай. Но большинство жителей предпочли остаться на ночь у родственников и знакомых», – рассказал глава Станично-Луганской районной госадминистрации Юрий Золкин.
Откуда ветер дует
Пожар в Станично-Луганском районе начался с села Болотенного, возле линии разграничения, в нескольких сотнях метров от вражеских окопов. Из-за сильного ветра пожар быстро пронесся через нежилое село, где было много сухой травы и мусора в домах.
Потом огонь добрался до огромной территории отстойников бывшего рыбного хозяйства, а это тысячи гектаров поросшей камышом степи. 20 километров до Станицы Луганской огонь преодолел меньше чем за час. Когда спасатели принялись тушить пожар, столкнулись с множеством проблем.
«Что такое окраины Станицы Луганской? Это тоже практически «нулевые» позиции. К которым ни у местной власти, ни у Государственной службы чрезвычайных ситуаций до сих пор нет непосредственного доступа. Поэтому эта местность не освобождена от взрывоопасных предметов, она даже не обследована. Это линия фронта просто», – говорит Золкин.
По интернету ходит множество теорий о возникновении пожара. От козней «черных лесорубов», действий диверсионных групп, до обстрела территории зажигательными боеприпасами. Многие считают, что это целый комплекс поджогов со стороны временно оккупированной территории Украины.
«Выяснением причин возгорания сейчас занимаются правоохранительные органы. Но по странному стечению обстоятельств, непосредственно возгорание возле так называемой новой трассы и нового моста, это тоже «нулевые позиции» наших военных по линии фронта, возгорание в Болотенном, возле села Нижнее, тоже от реки Северский Донец, Лобачево, Лопаскино, все эти возгорания происходят в то время, когда есть ветер, который дует на север, то есть в нашу сторону. Ни разу, когда ветер дул в обратном направлении, к оккупированной территории, никаких возгораний не было. А сейчас практически в одно время – 3 десятка очагов», – выразил свое мнение Золкин.
Но некоторые считают такие предположения необоснованными, ведь сейчас стоит аномальная для сентября жара, к тому же давно не было осадков, и погода довольно ветренная. Тем не менее, прокуратура Луганской области сопровождает дело по факту нарушения установленных законодательством требований пожарной безопасности, что стало причиной возникновения пожара и причинило порчу имущества в особо крупных размерах. Сейчас проводятся следственные действия по установлению причины пожара.
Последствия и жертвы
Сейчас лесоохотничьи хозяйства и сельские советы подсчитывают ущерб, который нанес пожар Луганской области. Несмотря на то, что спасатели в этот раз сработали оперативнее, чем во время пожара в Смоляниново, последствий избежать не удалось. Также, в отличие от Харьковской области, которая тоже пострадала от пожаров, на Луганщине возле линии разграничения нельзя использовать пожарную авиацию, потому что самолетам пришлось бы залетать на оккупированную территорию, и гарантировать безопасность никто не мог.
«Верховная Рада Украины выделит Луганской и Донецкой области 100 миллионов гривен на покупку специальной пожарной техники, большая часть которой приедет именно на Луганщину. Ведь у нас, из-за того, что мы не можем использовать авиацию, тушение таких пожаров проблематично. Мы не можем быстро локализовать некоторые пожары, поэтому нам эта техника необходима», – рассказал глава Луганской областной государственной администрации Сергей Гайдай.
Информация о жертвах среди гражданских и военных расходятся. Сначала сообщалось об одном человеке в Новоайдарском районе, который задохнулся от дыма. Эту информацию подтвердил и глава Станично-Луганской районной госадминистрации Юрий Золкин. Но затем Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Луганщины это опровергла.
Но есть подтвержденный случай гибели военного. Старшина Вооруженных сил Украины Артем Бондаренко, ранее считавшийся пропавшим без вести, погиб под завалами блиндажа во время тушения пожара в Станично-Луганском районе. Еще двое военнослужащих получили ожоги.
«Старший лейтенант Токарев лично возглавил работу по выведению техники и вооружения из района пожара и получил огромные ожоги. Сейчас находится в тяжелом состоянии с ожогами тела в 48%. Младший сержант Батраченко также непосредственно принимал участие в эвакуации техники. Состояние его средней тяжести, 20% ожогов тела. Я попросил Президента Украины наградить их за мужество во время выполнения служебного задания», – сказал во время брифинга министр обороны Украины Андрей Таран.
Также во время ликвидации пожара осколочное ранение в шею от взрыва боеприпаса получил сотрудник ГСЧС Луганской области.
Сейчас спасатели ликвидируют последние очаги возгорания, но радужных прогнозов пока никто не строит, ведь риски новых пожаров все еще существуют. Ведь жаркая погода продержится еще какое-то время и дождей, судя по прогнозам мы тоже не увидим.
Смотрите также наш репортаж о последствиях масштабных пожаров на Луганщине летом этого года: