Рецензия. ТЕМНОЗОРЬ «Урочища снов», 2010
Самый ожидаемый альбом 5 последних лет.
Самая культовая, талантливая, а также зашифрованная и непредсказуемая российская паган-фольк-нс-блэк метал группа Темнозорь нечасто радовала поклонников своей новой продукцией. Почему так – не знаю. Возможно, члены-основатели Чертога-где-рождаются-молнии были сосредоточены на переиздании ранних альбомов Ravendark, Branikald и Forest, или, по слухам, пертурбациях в составе, смерти Гегнера…
Альбом получился в духе группы – своеобразный и крайне неоднозначно принятый поклонниками. Национал-радикалы обвинили музыкантов в лубочном родноверии, язычники – в невнятной музыкальной и идеологической стилистике.
Есть очень большое подозрение, что альбом многим, как и мне, не дался «с первого взгляда». После великолепного «Вольницей в просинь ночей», который по праву считают одним из лучших альбомов 2005 года, ожидалось нечто подобное – тяжелый паган с красивыми балладами и присущими только Темнозори пафосно-витиеватыми текстами. И если с последними все осталось без изменений, то музыкальную составляющую я сходу «не догнал». Очень размытая структура композиций, драйва практически нет, эдакий полуакустический folk-heathen. Причем это не новизна, а определенный возврат к корням. Именно на «Фрагментах», демо-ленте 2001 года, было нечто подобное в плане подачи материала. Видимо, что-то таки есть в неофициальной информации о том, что Кальдрада уже нет в составе и что кроме флейты Ратибора на всех инструментах играет ударник Свягир.
Но! Прослушав материал несколько раз, я кардинально изменил свое мнение. Музыкальная палитра проступила как из тумана и заиграла яркими красками. Если предыдущий альбом олицетворял битву, то этот – усталость после сражений, когда смахиваешь с лица вражью кровь и видишь красоту с трудом отвоеванного мира - Ярило широко улыбнулся блеском золотых колосьев, капельки росы жемчугом разлетелись из широких рукавов танцующей на опушке Мокоши и игриво подхватились стрибожьими детьми…
Но буду предельно объективным. Все-таки некая недоговоренность музыкантов явно ощущается. Даже не могу сказать, чего тут не хватает, возможно, даже количества и длительности композиций. Несколько разочаровал вокал Петра - исчез присущий ему ранее надрыв и эмоциональность.
Разобрать альбом на хиты также не получилось. Вроде бы и не концептуальный, но выхватить что-либо из общего полотна практически не возможно. «Братина утра» и «Замрите, замрите ветра полевые», пожалуй, можно выделить как наиболее яркие и запоминающиеся композиции.
В итоге мы имеем очень красивый и самобытный альбом ведущих национал-патриотических музыкантов России. Альбом был опробован на моих друзьях, в принципе - не фанатах подобной музыки, и был воспринят более чем положительно, засим рекомендуется для прослушивания всем, кроме узколобых любителей электронщины и негритянско-народной музыки типа рэпа и рэгги.
И напоследок совет – слушайте в наушниках!
Аземит