Прокуратура намерена отобрать у монополиста Исы Исаева луганский автовокзал и вернуть его в госсобственность
Крупнейшая сеть автостанций в Луганской области, которую контролирует бизнесмен Иса Исаев, может перейти под контроль Министерства инфраструктуры. С такой инициативой выступила местная прокуратура, требующая лишить ПАО «Луганское региональное управление автобусных станций» его активов.
Об этом сообщает «ДеПо».
В конце ноября Хозяйственный суд Луганской области приступил к рассмотрению иска местной прокуратуры в интересах Министерства инфраструктуры к Фонду госимущества и ПАО «Луганское региональное управление автобусных станций» (ЛРУАС).
Истец требует признать недействительным приказ приватизационного ведомства о создании ЛРУАС, принятый в июне 2009 года, и забрать у компании целостный имущественный комплекс объединения автобусных станций Луганского областного автотранспортного управления. Если это произойдет, своего основного бизнеса лишится глава правления ЛРУАС Иса Исаев, контролирующий данное предприятие.
ПАО «Луганское региональное управление автобусных станций» является правопреемником одноименного ООО, основанного в июле 2004 года. В сентябре того же года последняя компания взяла в аренду у ФГИУ уже упомянутое имущество Луганского областного автотранспортного управления. В его состав вошли 34 автобусные станции в Луганске и Луганской области во главе с центральным автовокзалом областного центра на улице Оборонной, что позволило ЛРУАС стать монополистом на региональном рынке автостанционных услуг.
На момент создания ПАО его основными владельцами были директор предприятия Виталий Захаров и основатель луганского автомобильного клуба «Восток» Александр Лапочкин (по 31,8%), а также Иса Исаев (10%). В 2005 г., после того как Лапочкин возглавил территориальное управление Главной автотранспортной инспекции в Луганской области и вышел из состава учредителей компании-арендатора, господа Исаев и Захаров стали равноправными партнерами по бизнесу (доля каждого в ЛРУАС составила 48,6%).
А в 2008 году полный контроль над ПАО «Луганское региональное управление автобусных станций» перешел к Исаеву и его сыну Расулу.
Уже в январе 2009 года ФГИУ принял решение о приватизации государственного имущества, переданного в аренду (его стоимость была оценена в 26,9 млн грн.). Сделано это было весьма специфическим образом. В мае 2009 года была проведена оценка активов, определившая, что доля государства в целостном имущественном комплексе объединения автобусных станций составляет 35,98%, а доля арендатора — 64,02%.
После этого и было создано ПАО «ЛРУАС», ставшее правопреемником одноименного ООО. Основателями новой компании, помимо ФГИУ, стали восемь физлиц во главе с Исой Исаевым (он получил 31,977% акций ПАО) и Расулом Исаевым (31,99%).
Контроль над автостанциями Луганской области обеспечил Исе Исаеву, возглавляющему местное национально-культурное общество «Дагестан», статус одного из ключевых игроков регионального транспортного рынка. С ЛРУАС сотрудничают более 500 перевозчиков, услугами которых ежедневно пользуются свыше 10 тыс. человек.
В среднем они платят компании Исаева 15% выручки от перевозки пассажиров и 50% от перевозки багажа, что обеспечивает Луганскому региональному управлению автобусных станций неплохие финансовые показатели. Так, только за девять месяцев текущего года доходы предприятия составили 24 млн грн., а чистая прибыль — 1,95 млн грн.
Теперь же над Исаевым нависла угроза лишиться своего доходного бизнеса. Как считают в прокуратуре Луганской области, ПАО было создано вопреки требованиям Закона «Об управлении объектами государственной собственности». Он гласит, что доля государства в компаниях, создаваемых на базе объектов госсобственности, должна быть не меньше 50%.
В ЛРУАС пока не комментируют перспективы начатого против них судебного разбирательства. Однако представитель предприятия сообщил, что руководство Луганского регионального управления автобусных станций не согласно с требованиями прокуратуры и в суд уже подан отзыв на ее иск.