Жестокое поколение
Жизнь небольших поселков обычно протекает тихо и по-деревенски спокойно. А когда там происходит какой-то необычный случай, о нем тут же все узнают и долго обсуждают. В прошлом году жители поселка Краснодон были потрясены «новостью»: их 14-летний односельчанин убил родного отца. Но даже не это было самым страшным. Ужасало и другое: чтобы скрыть следы преступления, мальчик изрубил тело отца на части, облил бензином и сжег.
Случаи подобных убийств, совершенных подростками, в криминальных сводках в последние годы встречаются гораздо чаще, чем, например, десять лет назад. А от того, что рассказывают сейчас по телевизору о малолетних преступниках, у взрослых волосы встают дыбом. И шокируют не только убийства, но и жестокие избиения, и цинизм, с которым подростки вытворяют порой беспредельные вещи. Видео, несколько лет назад снятое на телефон, на котором молодую девчушку до смерти избивает целая банда сверстников, до сих пор кочует по рукам. Более того, – после его появления в интернете появилась целая серия «импровизаций» на данную тему. Снимать на видео жестокую драку стало даже своеобразной модой у подростков. Бросаться на учителя с кулаками прямо на уроке – видимо, тоже, потому что такое периодически происходит в разных школах по всей стране. Конечно, чесать под одну гребенку всю молодежь нельзя, но все-таки сегодняшние подростки отличаются от своих предыдущих поколений именно жестокостью, вычурной и не укладывающейся в рамки разумного.
Сегодня удельный вес детских преступлений – то есть их доля среди всех остальных – составляет 5,8%. Это значит, что за каждым 17-м преступлением стоит несовершеннолетний. И хотя, опираясь на статистику, говорить о росте детской преступности нельзя – в 2008 году общее число детских преступлений даже снизилось в сравнении с 2007 годом (почти 1200 и 1329 соответственно), все-таки пугает, что показатель по тяжким преступлениям меняется в сторону увеличения. Ведь, если в 2007 году убийств, совершенных детьми, было 7, то в 2008-м – 11. «Какова бы ни была статистика, мы никогда не сможем смириться с этими цифрами – говорит Андрей Дынько, заместитель начальника отдела криминальной милиции по делам детей главного управления МВД Украины в Луганской области. – Детская преступность, а особенно тяжкие преступления, – это то, с чем смириться нельзя. Дети не должны совершать преступления».
Жестокость и не поддающаяся объяснению мотивация подростков, вставших на путь убийства, поражает и самих сотрудников правоохранительных органов, которые, казалось бы, по роду работы сталкивались со многим. В прошлом году подростки «захотели покататься на машине» и, чтобы завладеть ею, не задумываясь, убили таксиста. В другом случае жестокость была гораздо изощреннее – многие до сих пор помнят о нашумевшем эпизоде, который произошел в Луганске. Тогда 14-16-летние школьники некоторое время наведывались в жилище бомжей, издевались, а во время очередного визита к ним и вовсе забили до смерти, после чего подожгли. Жертвами «детей» стали трое взрослых. Впоследствии в прессе подчеркивалось, что трое из четверых малолетних убийц были детьми из благополучных семей. Но что имеется в виду, когда мы говорим «благополучная семья»? Материальный достаток, наличие жилья, жизнь «как у всех», – или все-таки достойное воспитание? Оказывается, представления о благополучной семье сводятся к стандартному набору: должны быть родители, которые работают, не пьют, обеспечивают ребенка всем необходимым, и ребенок, чистый, опрятно одетый, и который ходит в обычную школу, а не в какой-нибудь интернат. Почему-то априори считается, что в такой семье и воспитание должно быть нормальным. Да порой и родители убеждены, что все в порядке, и не замечают, что чего-то недоглядели. Как теперь рассказывают правоохранители, в случае с бомжами, малолетние убийцы не понимали, что убивают людей. Им казалось, что бомжи – уже не люди, а какие-то существа.
Андрей Дынько соглашается с тем, что это в первую очередь результат родительского воспитания. «Я не верю в то, что человек генетически может быть склонен к преступлениям, – говорит он. – И жестокость, и склонность к преступлениям формирует среда, причем с самого раннего детства. С одной стороны, ребенок может наблюдать жестокость и со временем сам стать жестоким. С другой стороны, он может быть огражден от жестокости, но, если с самого раннего детства ему не прививается элементарное уважение к обществу, в котором он растет, – постепенно эти недочеты в воспитании усугубляются».
Не хочется чесать всех под одну гребенку, – но посмотрите на сегодняшних подростков. Разве их предыдущие поколения были столь равнодушны к другим и демонстративны в отношении себя? Сегодня же обычным делом стало, когда в маршрутке подростки включают на полную громкость мобильные телефоны и слушают музыку, а стоит им сделать замечание – тут же выплескивают агрессию. Взрослые именно поэтому часто отмалчиваются, – чтобы не нарваться на скандал и не тратить себе нервы. Со временем это поведение у подростка – поведение хамское – усугубляется и становится характером. А там, где есть одно «можно», будет и второе, и третье.
О том, как изменилась сегодняшняя молодежь в сравнении с предыдущими поколениями, сейчас много пишут и говорят. Не хочется проводить параллель, что жестокость в обществе перерастает в преступность. Но реалии подтверждают, что происходит именно так. Сегодня чуть ли не главной целью детского существования становятся деньги. Еще бы – столько соблазнов! «Навороченные» мобильные телефоны, всевозможные электронные игрушки, модная одежда, – список «хочу» можно продолжать до бесконечности. Детей подсаживают на компьютерные игры и игровые автоматы, и в первом случае стирается граница между виртуальной жестокостью и реальной, а во втором зависимость от игровых автоматов заставляет искать деньги любым путем… В Ровеньках одному подростку срочно понадобились деньги, и он уговаривал своего приятеля, чтобы тот продал свой телефон, а вырученную сумму одолжил ему. Когда приятель отказался, подросток заманил его к себе на дачу, зарезал, забрал мобильный телефон, а труп залил цементным раствором. И все это – чтобы найти деньги. А для чего они ему понадобились? Так сегодня столько «благ цивилизации», есть на что потратить.
И, видимо, родительское воспитание, прививание определенных запретов – лишь часть вопроса. Сегодня детей воспитывают не только родители, школа, улица, а еще и поставщики компьютерных игрушек, и операторы игровых салонов. И в то время, как милиция борется с детской преступностью, те, кто вроде должен способствовать ей в этом нелегком деле, делают все наоборот. О чем говорить, если у нас игровой бизнес в стране лоббируется на уровне власти? А одновременно с этим частные наркологии зарабатывают на новом виде зависимости – игровой, что является ярким подтверждением вреда игровых автоматов.
«Я не хочу хвалить или ругать советское время, – констатирует Андрей Дынько, – но в те времена была масса институтов, которые сдерживали родителей, и подавляющее большинство состояло в них. Все подчинялись определенной идеологии. Сейчас говорят, что она была ложная, – может быть, и так. Но для того, чтобы навести порядок, чтобы все в стране работало слаженно, – замените коммунизм какой-то другой идеологией, и все равно это будет лучше, чем ее полное отсутствие».
И действительно, – любая проблема общества уходит корнями в политику страны и является индикатором работы власти. Люди не грабят и не убивают, когда они хорошо живут. А когда они сыты и уверенны в завтрашнем дне, то и детей воспитывают в любви и внимании – это получается само собой.
От редакции:
Суд приговорил подростков, избивших бомжей до смерти, к очень серьезным мерам наказания.
Осужденный Вадим Б. (1993 года рождения) получил 13 лет лишения свободы, Михаил М. и Алексей П. (оба – 1991 года рождения) – по 12 лет и 6 месяцев каждый, и Павел М. (1991 года рождения) – 10 лет лишения свободы. Кассационная инстанция уменьшила сроки до 10 лет. Когда они выйдут из тюрьмы, им не будет и 30 лет.
Елена Старых